Владивостокская крепость (Приморский край)

Город Владивосток расположен амфитеатром на сопках южной оконечности полуострова Муравьева-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог, вдоль восточного побережья Амурского залива Японского моря, в 9300 км к востоку от Москвы.

Первый официальный герб Владивостока был утвержден 16 марта 1883 г.
Первый официальный герб Владивостока был утвержден 16 марта 1883 г., когда город входил в Приморскую область. Он представляет собой геральдический щит французской формы зеленого цвета. В центральной части щита изображен поднимающийся по серебряной скале золотой с черными полосками, красными глазами и языком уссурийский тигр. В верхнем левом углу щита (вольной части) в серебряном квадрате находится изображение фрагмента герба Приморской области. Щит увенчан золотой трехзубцовой башенной короной. За щитом находятся два скрещенных золотых якоря, соединенных Александровской лентой

В 1860 г. на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой российского парусника «Маньчжур» был основан военный пост, получивший название Владивосток, от слов «владеть» и «Восток», по модели появившегося в конце XVIII в. названия крепости Владикавказ.

В 1871 г. во Владивосток была переведена из Николаевска-на-Амуре главная база Сибирской военной флотилии. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось укреплением Владивостока как административного центра.

Русская церковь во Владивостоке
Русская церковь во Владивостоке. После 1917 г. была разрушена коммунистами, а затем вновь восстановлена

В 1878 г. заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа П.Ф. Унтербергер после поездки по городам Приморья предложил создать во Владивостоке морскую крепость: построить мощные долговременные укрепления, которые обеспечивали бы круговую оборону города, и установить современные артиллерийские системы. На рассмотрение его докладной записки ушло почти десять лет. За этот период, в 1880 г., Владивосток был выделен в особое «военное губернаторство» и признан городом, а в 1888 г. он был назначен административным центром Приморской области. Только на следующий год на береговой батарее мыса Голдобина был поднят кайзерфлаг — Владивосток получил статус крепости. С этого момента начинается официальная история строительства Владивостокской крепости.

Проект линии сухопутной обороны Владивостокской крепости был разработан в 1899 г. под руководством известного русского фортификатора, полковника К.И. Величко. Она должна была пройти от Амурского до Уссурийского залива, поперек полуострова Муравьева-Амурского на расстоянии 3—5 км от бухты Золотой Рог. Оборонительная линия представляла собой ограду из сплошного вала и рва, прерываемую рядом долговременных опорных пунктов. Кроме того, морские подступы к Владивостоку должны были защитить береговые батареи. Они были выполнены в долговременном варианте: бетонные брустверы и разделительные траверсы между орудийными двориками, в которых устанавливали убежища для артиллеристов и хранилища припасов. 18 февраля 1900 г. план получил «Высочайшее утверждение» императора Николая II, и уже к 1904 г. он был практически полностью реализован.

Береговые боевые укрепления
Береговые боевые укрепления

26 января 1904 г. крепость Владивосток была объявлена на военном положении. 22 февраля 1904 г. японская эскадра под командованием вице-адмирала Камимуры подошла к городу и открыла артиллерийский огонь, выпустив около 200 снарядов по жилым постройкам и оборонительным сооружениям. Хотя ущерб от этого обстрела был минимальный, все же он показал просчеты, которые были допущены при строительстве линии обороны проекта 1899 г. С учетом опыта обороны Порт-Артура был разработан новый план строительства Владивостокских укреплений, к реализации которого приступили в 1910 г. Новая линия обороны пролегла в 15—20 км от бухты Золотой Рог и состояла из мощных опорных пунктов — фортов. Толщина их стен доходила до 4 м, что обеспечивало защиту при обстреле 420-мм орудиями. В качестве препятствия против штурма форты имели рвы, простреливаемые пушечным огнем из специальных казематированных построек — кофров. Основными боевыми сооружениями фортов были бетонные брустверы, на которых располагались стрелки. Под брустверами в едином с ними бетонном массиве располагались галереи-убежища для дежурных частей. Для отдыха гарнизонов в тыльных частях фортов предполагалось возвести казармы. Все части фортов соединялись подземными галереями-потернами.

Как считают специалисты, точное соответствие форм фортов рельефу местности, тщательно продуманные условия, обеспечивающие максимальное сохранение личного состава от обстрела из артиллерии самых крупных калибров, опережали современное состояние военно-инженерной мысли на 15—20 лет и являлись «чудом инженерного искусства» русских фортификаторов.

Работы по модернизации оборонных объектов крепости были в основном закончены к 1914 г. В период Первой мировой войны темп работ снизился, а в 1917 г. строительство остановилось совсем. В годы Гражданской войны крепость многократно переходила из рук в руки, но ее штаб и управления функционировали до 1923 г.

Мемориальная подводная лодка С-56
Мемориальная подводная лодка С-56

Основными долговременными укреплениями береговой обороны Владивостокской крепости в этот период являлись батареи и противодесантные капониры. Береговые батареи строились по побережью и предназначались для предотвращения высадки десантных частей противника и обороны подступов крепости со стороны моря во взаимодействии с кораблями охраны. Противодесантные капониры предназначались для уничтожения десанта противника при высадке. Кроме оборонительных сооружений крепость имела большое количество казематированных подземных пороховых погребов, казематированный мясохолодильник, разветвленную сеть дорог, включая канатную подвесную, аэродром, эллинг для дирижабля, казармы, гарнизонные церкви, штабные помещения и т. д., что позволяло в самых неблагоприятных условиях выдержать осаду противника в течение длительного времени.

В 1923 г. Владивостокская крепость по условиям соглашения с Японией была упразднена. Однако уже в 1932 г., в связи с обострением международной обстановки на Дальнем Востоке, началось повышение ее огневой мощи. В частности, на старых крепостных артиллерийских позициях были оборудованы новые батареи, на вооружении которых стояли 152-мм пушки Канэ и 130-мм пушки Б-13. На Русском острове и на острове Попова были построены дополнительные батареи, вооружение которых составили 12 новейших 180-мм артиллерийских установок МО-1-180. В это же время построили мощнейшую на Тихоокеанском флоте башенную береговую батарею им. Ворошилова, на вооружении которой находилось шесть 305-мм пушек. Масса снаряда такого орудия равнялась 471 кг, а дальность полета доходила до 35 км. Кроме того, по предложению коменданта Береговой обороны Дальнего Востока А.Б. Елисеева, огневая мощь дальнобойных береговых батарей была дополнена огнем пулеметов и малокалиберных пушек, установленных в бетонных долговременных огневых точках (дотах). Как правило, такие огневые точки имели толщину лобовых стен 1,5 м, боевого покрытия — 90 см, и, по расчетным характеристикам, могли выдерживать прямое попадание 152-мм снаряда (в реальности они могли бы выдержать и единичные попадания 203-мм снарядов). Амбразуры оборудовались броневыми заслонками, способными выдержать прямое попадание снаряда 45-мм пушки.

В годы Второй мировой войны количество батарей и долговременных огневых точек Владивостокской крепости было значительно увеличено. При этом широко использовался опыт обороны Севастополя, который показал, что стационарные двухорудийные береговые артиллерийские батареи, вооруженные морскими 130-мм пушками Б-13 и 100-мм пушками Б-24, установленными в открытых железобетонных двориках, обладали достаточно высокой живучестью. Они могли вести эффективный огонь на 360 градусов, в то время как те же орудия, смонтированные в бетонных казематах, при отсутствии сильного пехотного прикрытия легко блокировались и уничтожались. Кроме того, в окрестностях города было создано несколько укрепленных районов, которые преобразовали в сектора береговой обороны и объединили в береговую оборону Главной базы Тихоокеанского флота.

Морской колокол. Ближний порт Владивосток (часть музея)
Морской колокол. Ближний порт Владивосток (часть музея)

В конце 1969 г., учитывая политическую нестабильность в отношениях с Китаем, советское правительство приняло решение о создании Владивостокского оборонительного района, задачей которого являлась защита города и главной базы Тихоокеанского флота. В ходе усиления огневой мощи оборонительных сооружений крепости старые орудия были заменены орудиями Б-13 третьей серии. Всего было введено в строй более 20 батарей, на которых установили до девяноста 130-мм орудий. В дворики двухорудийных береговых артиллерийских батарей разместили 85-мм универсальные пушки 90-К. Кроме того, количество орудий на старых батареях увеличили до четырех, для чего возвели новые кольцевые бетонные дворики упрощенной конструкции, уплотнив тем самым расположение орудий.

В конце 1993 г. Владивостокский укрепрайон по решению руководства страны был упразднен.




Поделиться ссылкой