Лабиринты в искусстве

Первые лабиринты — сложенные из камней концентрические круги с дорогой к близлежащим захоронениям — сооружались первобытными обитателями пляжей Северной Европы.

Критская легенда. Фрагмент. Мастер Кассони Кампана. Между 1500 и 1525 гг.
Критская легенда. Фрагмент. Мастер Кассони Кампана. Между 1500 и 1525 гг.

Пути к Авалону

Древние лабиринты были указателями отлетающей душе: повторяя путь, проделанный телом по лабиринту, можно быстрее попасть в лучшие миры. Позднее эти «пути великанов» назовут «авалонами» (Авалон — мистический остров в кельтской мифологии). Кельтская изнанка северной части Европы поблескивает из-под прочного покрова христианских традиций.

Сад во дворике монастыря Сан-Джорджо в Венеции. Италия
Сад во дворике монастыря Сан-Джорджо в Венеции. Италия

Не всё то лабиринт

Вслед за античными историками Геродотом и Диодором к лабиринтам мы относим воспетый ими как чудо света египетский, построенный фараоном Аменемхетом III около 2200 г. до н. э., и увековеченный в античной мифологии критский. Но в реальности с мистическими кругами лабиринта они не имеют ничего общего. Оба сооружения представляли собой сложные в плане, но имевшие вполне практическое назначение постройки, в которых рациональные греки — их храмы представляли комплекс всего из двух, изредка четырех помещений — умудрялись заблудиться.

На территории Европы и по сей день встречаются целые области неолитических построек с истрепанными волнами времени и стихии спиралями каменных лабиринтов. В одной только Великобритании их насчитывается более 600.

Смысл лабиринта

Изображения лабиринта имеют возраст в несколько тысячелетий. Они размещались на стенах пещер, этих мастерских первобытных художников, и на предметах так называемого мобильного искусства — оберегах, плашках, фибулах. Пусть зло потеряется по дороге, человек, дойдя до центра лабиринта, вернется с добром.

Этот же смысл вкладывали в знак лабиринта и в Средневековье. Огромные мозаичные лабиринты украшали полы готических соборов и как знак оберега, и как путь души к Свету, и как разметка реального пути, который нужно было пройти на коленях во искупление грехов. Интересно, что в кафедральном соборе в Мирпуа (Франция) в центре напольного лабиринта размещено изображение критского Минотавра. Монахи — народ образованный.

Неочевидная даль

Когда время каменных лабиринтов безвозвратно ушло, их сменили запутанные дорожки, петляющие между кустов самшита, лавра или туи. Кстати, одна из рекомендаций средневековых садоводов: если у вас маленький садик, разместите в нем лабиринт из низких стриженых кустов. И прогулка по саду станет гораздо длиннее, и вид из окна будет более живописным. Лабиринты появились и в светских, и в монастырских садах.

Этот принцип — удлинение пути и его орнаментальная привлекательность — был положен в основу лабиринтов двух грядущих столетий: в ренессансных садах с их четкой разметкой и невысокими, до колена, стрижеными боскетами, позже в классицистических, где все находится в строго указанном ему месте. Даже капуста к столу месье графа, хозяина замка с огородом-лабиринтом, растет ровными рядами на грядках, окруженных низким бордюром.

Мейзы

Известные своей любовью к садоводству британцы создавали зеленые лабиринты, будто соревнуясь с предками, выкладывавшими их из камня. Искусство создания ландшафтных лабиринтов стало одним из национальных символов. Некоторые из них, как, к примеру, высаженный в 1833 г. из лавровых кустов лабиринт в Глендерген-Хауз в Корнуолле, существуют и сегодня. Эту тему продолжили нынешние самшитовые проходы-головоломки, именуемые по английской традиции мейзами. Они выполнены с куда большей выдумкой и основной задачей ставят уже не прогулку или медитацию, но прилив острых ощущений. Так, выход из такого современного лабиринта может оказаться под землей (такова «головоломка» в Лидсе, созданная из 2400 тисовых деревьев). При прогулке туда будет полезно прихватить с собой клубок ниток, одолжив его у хорошенькой девушки, как в легенде о Минотавре.

Огород в замке Вилландри. Франция.
Огород в замке Вилландри. Франция.



Поделиться ссылкой