Медиаискусство (1970-е — начало XXI века)

Художники всегда обращались к новым технологиям, так что видео, компьютеры и интернет неизбежно должны были стать средством создания арт-объектов. Медиаискусство совершило гигантский скачок в развитии от первых компьютерных работ, созданных в Нью-Йорке и Германии в середине 1960-х, до интерактивных интернет-акций XXI века.

Начало медиаискусства можно отнести к XV веку, когда художники впервые начали работать масляными красками, или к изобретению фотографии в XIX веке, но самого термина тогда не существовало. Впервые он был применен по отношению к произведениям, для создания которых были использованы новые технологии, в конце XX — начале XXI века. Именно тогда в работах некоторых художников, таких как Нам Джун Пайк (1932-2006), появилось видео.

Нам Джун Пайк
Нам Джун Пайк

WWW

Термин «цифровое искусство» появился в 1980-е, с развитием интернета. Всемирная паутина была создана Тимоти Бернерсом-Ли (р. 1955) в 1989 году, чтобы дать возможность физикам, работавшим в Европейской лаборатории физики элементарных частиц, обмениваться информацией при помощи компьютеров, подключенных к сети. Первыми после физиков, кто оценил возможности интернета, были художники — они получили великолепный шанс для самовыражения, которого не было у предшественников.

 Тимоти Бернерс-Ли
Тимоти Бернерс-Ли
«Без электричества не может быть искусства» Нам Джун Пайк

Вместе с технологиями медиаискусство стремительно эволюционирует и обретает общемировой характер. Сам термин охватывает широчайший спектр творческих проявлений, каждое из которых так или иначе задействует цифровые технологии — интернет, видео и компьютерную анимацию, фотографию, смартфоны и прочие гаджеты.

С момента своего появления цифровые технологии меняют традиционные жанры — живопись, графику и скульптуру, — и постепенно они вошли в повседневную практику художников. По мере того как новшества становились дешевле и доступнее, к ним начали прибегать даже признанные мастера. Ричард Гамильтон использовал в 1986 году компьютерную программу Quantel Paintbox для воссоздания своего коллажа «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?». Финальный результат, полученный при помощи сканирования и цифровых фотографий, он назвал «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными?». Дэвид Хокни в 2009 году впервые воспользовался айфоном для создания миниатюр, поддержав идею, что новые гаджеты вполне годятся для того, что называется искусством.

«Технология стала новой оболочкой для существования тела» Нам Джун Пайк
Ричард Гамильтон
Ричард Гамильтон

Потенциал вовлеченности

С появлением первых домашних компьютеров в 1980-х многие художники начали экспериментировать с ними. Джефф Уолл (р. 1946) при помощи цифровых технологий конструировал целые сцены из фотографий, создавая фантастические картины, которые выглядели вполне реалистичными (подобно сюрреалистическим произведениям). Хит Бантинг основал в 1994 году Irational.org, чтобы исследовать, как любой пользователь интернета может участвовать в творческом процессе. Билл Виола (р. 1951) работает в жанре видеоарт, используя изображение, свет и звук для передачи идей о смысле существования.

В середине 1990-х Дирк Пасманс (р. 1965) и Джоан Химскерк (р. 1968) создали «Jodi art collective», или Jodi.org. Их дерзкие игривые работы собраны из компьютерных игр, модифицированных и видоизмененных, анимации, графики, неожиданно всплывающих диалоговых окошек, причем адрес постоянно меняется. Питер Станик (р. 1953) — автор цифровых картин со сценами городской жизни Нью-Йорка, Кристоф Бруно (р. 1964) изучает возможности языка, а Джейк Тилсон (р. 1958) зарегистрировал в 1994 году веб-сайт «Повар» («The Cooker»). Он содержит тексты, изображения со всего мира, доступные любому пользователю, как символ того, что искусство доступно каждому. Сайт полностью посвящен еде и ее приготовлению, каждая страница открывает перед пользователем новые грани этого вида творчества — здесь есть и звуки готовки, и фотографии ресторанов в самых разных уголках планеты, и даже виртуальное путешествие на поезде туда, где готовят необычные блюда.

Джефф Уолл
Джефф Уолл
«Необходимо допускать неопределенность в искусство. Хаос просачивается внутрь понемногу — надо быть к этому готовым» Джейк Тилсон

Медиаискусство продолжает развиваться, и неизвестно, во что оно может превратиться в будущем, существует ли предел технического прогресса и поиска новых творческих идей. Сегодня художники реализуют свои концепции в самых разнообразных формах, насколько позволяют их воображение и возможности. К медиаискусству обращаются художники, получившие классическое образование, графические дизайнеры и фотографы, компьютерные специалисты, звукорежиссеры и все те, кто имеет опыт работы с цифровыми технологиями.

Хит Бантинг

Известный прежде всего своим участием в развитии движения net.art в 1990-е, Хит Бантинг занимался практически всеми видами медиаискусства. Его можно назвать концептуалистом среди медиа-художников, поскольку во всех его работах главенствующее положение занимает идея. Уничтожая грань между искусством и повседневностью, его забавные, порой спорные произведения приходят к зрителю самыми неожиданными путями. Большинство его работ, таких как «Irational. org», — о торговле, доступности, создании связей через интернет, о природе границ, разделяющих жизнь и искусство, жизнь и интернет, о восприятии и коммуникации.

«Irational.org», Хит Бантинг, 2010
«Irational.org», Хит Бантинг, 2010

Сохранить искусство

По мере развития технологий старые «новые» медиа, такие как видеофильмы, кассеты, компьютерные диски, заменяются новыми материалами, и все труднее сохранить, защитить и демонстрировать произведения искусства, которые совсем недавно были техническим новшеством, но слишком быстро устарели. Вопрос сохранения произведения всегда был актуален для художника, и сегодня новые виды искусства сталкиваются все с теми же трудностями, но в новой форме.




Поделиться ссылкой