Музыкальные инструменты разных стран

Многие помнят, как в детстве мучились, по тысячу раз играя надоевшие гаммы под бдительным взором бабушки. Музыканты получились не из всех, но, удивительно: прошли годы, и хочется научиться играть на чем-то эдаком редком и необычным. Пусть извлекаемые из загадочного инструмента звуки далеки от божественных, но это незабываемое впечатление.

Волынка (Шотландия)

Волынка

Хотя шотландская волынка самая известная в мире, ее как таковую придумали не шотландцы. Скорее всего, родилась она на Востоке, а ее предшественниками были инструменты вроде гобоя или рожка. На Британские острова волынка могла попасть вместе с римлянами, в Средние века она развивалась в Шотландии обособленно и стала традиционным музыкальным инструментом кланов. Затем, вместе с крестовыми походами и расширением культурных горизонтов, волынка вышла на общеевропейскую арену.

Изначально будучи инструментом для игры на открытом воздухе, она с трудом пережила период развития музыки, предназначенной для исполнения внутри помещения, и только в XX в. снова стала популярной. Правда, в самой Шотландии волынку ценили и берегли на протяжении столетий, и искусство ее изготовления передавали из поколения в поколение. Благодаря этому инструмент выжил и занял достойное место в шотландских полках и военных оркестрах англоязычных стран. Одним из крупнейших мировых экспортеров волынок является Пакистан, бывший когда-то неспокойной английской колонией. Шотландские полки находились там постоянно, и местные жители переняли многие умения, в том числе и навыки изготовления волынок.

Бонанг (Индонезия)

Бонанг

Индонезийский бонанг произошел от гонга. На острове Ява и на Бали (здесь он называется реонг) бонанг играет важную роль в оркестре ударных инструментов. Его часто называют подвеской с гонгами. Все дело в его необычной конструкции, длина которой составляет 1,5 м, а ширина может достигать 70 см. Состоит бонанг из бронзовых гонгов, которые устанавливаются горизонтально над деревянным основанием и подвешиваются на жгутах. Иногда под гонгами подвешиваются шарообразные резонаторы из жженой глины. Основание бонанга всегда богато украшено или расписано яркими красками.

В Индонезии искусство игры на национальных инструментах передается из поколения в поколение. Первые уроки дети получают от родителей. Приобщиться к музыкальным традициям могут и иностранцы. Например, на Бали работает школа «Мекар Бхуана» (www.balimusicanddance.com), цель которой — познакомить путешественников с музыкой и танцами Бали и сохранить уникальные традиции острова.

Сямисэн (Япония)

Сямисэн

Сямисэн — это японская трехструнная лютня с длинной шейкой. Произошла она от китайского саньсяня, который появился в Поднебесной в XIII в. в эпоху династии Юань. На ее облик повлияли похожие инструменты Ближнего и Среднего Востока, тот же персидский сетар. Для изготовления сямисэна используются разные материалы: корпус инструмента состоит из четырех пластин китайского дуба, гриф — из сандалового дерева, детали — из слоновой кости или рога водяного буйвола, а обтянут корпус собачьей или кошачьей кожей.

Существует несколько разновидностей сямисэна, отличающихся друг от друга длиной и толщиной грифа. Футодзао — сямисэн с самым толстым грифом — используется в театре марионеток дзёрури, и игра на нем требует особой виртуозности. Обычно сямисэн сопровождает пение. Существуют три основных стиля — ута-моно (песня), катари-моно (сказание) и минё (народная песня).

Сямисэн, как и другие старинные инструменты, в современной Японии знают и любят. Дело не только в уважении японцев к традициям и культуре, но и в использовании национальных инструментов в театре кабуки и бунраку.

Дудук (Армения)

Дудук

В древности его называли циранапох, что означает «душа абрикосового дерева». Такое поэтичное название связано с красивой легендой о происхождении дудука. Юный ветер, гуляя в горах, увидел прекрасное деревце и стал с ним играть — над горами понеслись дивные звуки. Рассердился за такие проказы Князь ветров и поднял бурю. Юный ветер защищал свое дерево, но силы его покидали. Стал он просить Князя пощадить деревце. Князь согласился, но сказал: «Коли покинешь ты деревце, ждет его гибель».

И вот однажды, заскучав, юный ветер поднялся в небо, и деревце погибло. Осталась лишь одна веточка, в которой запуталась частичка ветра. Веточку нашел мальчик и вырезал из нее дудочку. У дудочки оказался печальный голос — звучала душа абрикосового деревца. С тех пор в Армении на дудуке играют и на свадьбах, и на похоронах. В 2005 г. звучание армянского дудука было признано объектом Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. В Ереване можно найти частные уроки и школы игры на дудуке.

Уду (Нигерия)

Уду

Нигерийский барабан-горшок появился на свет благодаря смекалке гончаров из городка Ибо. Кому-то из них пришло в голову сделать небольшое отверстие в стенке обычного глиняного кувшина — и так из непримечательной бытовой утвари родился музыкальный инструмент. В Нигерии уду чаще всего используется как басовой инструмент, но ему под силу воспроизводить и высокие звуки. Интересно, что названием «уду» горшок обязан нью-йоркскому художнику Фрэнку Джорджини.

В 1970-е гг. он освоил производство нигерийских барабанов и начал их продавать. Однако возникла проблема, как назвать новинку для западных покупателей. В Нигерии нет единого слова, обозначающего этот инструмент — его называют по-разному даже в зависимости от того, для каких церемоний он используется. Поэтому Джорджини выбрал самое простое из существующих названий и зарегистрировал его как торговую марку.

Считается, что научиться играть на уду несложно. Как ни странно, найти уроки игры на этом музыкальном инструменте проще в США и Европе, чем в Нигерии. Зато в Африке вы можете увидеть музыкантов, играющих на уду прямо на улице — бесплатный мастер-класс.

Диджериду (Австралия)

Диджериду

Диджериду считается одним из древнейших музыкальных инструментов. Появился он десятки тысяч лет назад. Аборигены Австралии считают, что первый звук, которым был наделен мир при сотворении, — звук диджериду. Действительно, звучание этого инструмента необычно — кажется, что говорит сам мир в его первобытной форме. Диджериду подарила нам сама природа.

Аборигены находят стволы эвкалипта длиной 1–3 м, проеденные изнутри термитами, и инструмент почти готов. Однако найти такие «заготовки» могут не все, а только те, кто обладает особенным состоянием сознания. Инструмент украшают традиционными росписями, изображают тотемы. Свой таинственный инструмент аборигены открыли западному миру около 40 лет назад, и с тех пор желающих научиться играть на диджериду становится все больше и больше. Он привлекает своей древностью и удивительной гармонией, которую в современном мире найти нелегко.

Искусство игры на диджериду доступно каждому, но оттачивать мастерство можно всю жизнь. Школы обучения игре на диджериду есть по всему миру и, конечно, в Австралии. Самая большая находится в городе Перт и называется «Диджериду Бриз». Подробности на сайте www.didgeridoobreath.com.

Дэнсо (Южная Корея)

Дэнсо

Инструмент произошел от китайской сяо, а его корейское название переводится как «короткая флейта». Традиционно дэнсо делают из бамбука, но встречаются и деревянные варианты, и более современные — пластиковые. Несмотря на свой солидный возраст, дэнсо не утрачивает популярности. Конструкция, выдающая звучание диапазоном в две октавы, довольно простая: пять отверстий для пяти пальцев. Для того чтобы получить низкий тон, достаточно просто подуть в дэнсо.

Инструмент до сих пор популярен в стране. Каждый кореец учится играть на дэнсо еще в начальной школе. Еще одна причина популярности дэнсо в том, что освоить азы совсем несложно, а сам инструмент небольших размеров и стоит недорого. В Сеуле уроки игры на дэнсо для иностранцев дают в Музее народного искусства Кореи (www.nfm.go.kr) и в Центре народных инструментов (www.gugak.go.kr), где можно также узнать и об истории этого и других инструментов и посетить концерты и выставки.

Ситар (Индия)

Ситар

Струнный щипковый инструмент с длинным узким грифом — ситар — широко распространен в музыкальной практике севера полуострова Индостан. Свое название ситар получил от персидского сетара, прародителя многих струнных инструментов Востока. Интересно, что в XIII в. усилилось мусульманское влияние, и ситар выглядел как его близкий родственник — таджикский сетор.

У ситара 7 основных струн и 9–13 резонирующих, благодаря которым он и имеет уникальное объемное звучание. Для игры на ситаре исполнитель надевает на указательный палец специальный медиатор, который называется мизраб. Дека обычно украшена розовым деревом и слоновой костью, поэтому это не только музыкальный инструмент, но и произведение искусства. О происхождении ситара ходит много споров. Одни утверждают, что он «родился» в Центральной и Западной Азии. Другие уверены, что ситар был изобретен в XIII в. музыкантом и органологом Амиром Хусро, который взял за основу трехструнную вину — старинный музыкальный инструмент.




Поделиться ссылкой