«Тому, кто хочет всерьез заняться музыкой, нужно помнить: аккордеон способен заменить практически все инструменты.»
Боб Дилан
Из чего можно извлекать звуки? Даже ребенок ответит: да из чего угодно! Кто-то пробовал в детстве играть на перевернутой кастрюле, как на барабане, кто-то насвистывал на травинке, а кому-то и собственные ладони и колени служили неплохим музыкальным инструментом. И впрямь, чем плохо?
Но если учитывать, что речь идет не просто о звуках, а о гармониях и мелодиях, то, пожалуй, к музыкальным инструментам вряд ли стоит относить все, что можно заставить звучать, ведь и камень при падении издает звук. Так что же такое музыкальный инструмент? И как люди сумели классифицировать все, казалось бы, бесконечное их многообразие?
Музыкальные инструменты — предметы, при помощи которых можно извлекать звуки заданного свойства, предназначенные или используемые для исполнения музыкального произведения
Классифицировать музыкальные инструменты люди пытались с древности. Этому посвятили часть своих работ философы античности Платон и Аристоксен, их восточные «коллеги» аль-Фараби и Абдулгадир Мараги и даже отцы церкви — например, Исидор Севильский. Но начало систематическому описанию инструментов было положено лишь в 1500-1600 годах немецкими теоретиками музыки, такими как Себастьян Вирдунг, Мартин Агрикола и Михаэль Преториус.
Ничего удивительного в этом нет. Главная трудность заключалась в выборе критерия, согласно которому инструмент следует определять в ту или иную группу классификации. Что взять за основу: источник звука, материал инструмента, способ звукоизвлечения? Как вообще можно сравнивать деревянное, духовое и мембранное?
И только в начале XX века Эрихом Морицем фон Хорнбостелем и Куртом Заксом была разработана классификация инструментов, которая используется в современном музыкальном мире. Система Хорнбостеля — Закса разделяет все инструменты по двум признакам: источнику звука и способу его извлечения.
Согласно систематике Хорнбостеля — Закса, все многообразие музыкальных инструментов, хоть и относительно условно, изначально делилось всего на четыре основные группы.
Первая группа — это идиофоны (Autophones) — инструменты самозвучащие, то есть те, которые целиком или частично изготовлены из материала, способного звучать. Они могут быть:
Вторая группа — мембранофоны (Membranophones) — делятся на следующие виды мембранных инструментов:
Третью группу составляют аэрофоны, или духовые инструменты (Aerophones), в которых источником звука является вибрирующий столб воздуха. Они делятся на:
Последнюю, четвертую, группу представляют хордофоны, или струнные (Chordophones), в которых источник звука — одна или несколько струн. Они делятся на следующие виды:
С 1940 года была добавлена пятая группа — электрофоны, то есть инструменты, в которых так или иначе задействуются электрические или электронные устройства. Их разделяют на электронные (синтезаторы, сэмплеры и т. д.) и электромеханические (электрогитара, электроскрипка, электропиано).
«На гитаре играют, пощипывая сердца слушателей» (Рамон Гомес де ла Серна)
Приведенная выше классификация признана на сегодняшний день наиболее полной, хотя и не отражает привычного деления инструментов, принятого в быту. Так, струнную группу, к примеру, традиционно принято еще подразделять на смычковые и щипковые. Но и тут, как говорится, «в товарищах согласья нет». Понятно, что к первым легко определить скрипку, альт или виолончель, а ко вторым — лютню, арфу, гусли или гитару.
А вот, например, контрабас? Формально он относится к смычковым, но кто не видел, как на нем без всякого смычка, щипками, отлично играют джазовые музыканты? К струнной же группе относятся и многочисленные клавишные, от клавесинов до роялей. Хотя не все клавишные, к слову, являются струнными: один из самых древних музыкальных инструментов — орган — относится к клавишным духовым.
А вот сами духовые еще часто разделяют на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные инструменты — флейта, кларнет, гобой, фагот, английский рожок — представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая отверстия пальцами, музыкант укорачивает столб воздуха и тем самым изменяет высоту звука. В медных же, задающих тон любому оркестру (труба, валторна, саксофон и прочие), используется тот же столб воздуха, но заключенный в изогнутые трубки, которые придают инструменту не только компактность, но и совершенно иной тембр звучания.
Также на бытовом делении основана группа язычковых инструментов: гармони, баяны, аккордеоны и иже с ними. Хорнбостель и Закс отнесли способ извлечения звука в раздел второстепенного признака. Например, аккордеон щеголяет клавишами у всех на виду, а значит, имеет право относиться и к клавишным, и к язычковым. А вот кларнет и фагот прячут свои язычки внутри трубы, хотя они на вполне законных основаниях считаются духовыми...
Итак, мы вынуждены признать, что полной и всеохватной классификации музыкальных инструментов на данный момент не существует, однако попытки ее создания продолжаются. Вместе с тем общепринятое деление на типы все же имеется и с успехом используется в инструментоведении.
«Фортепьяно — самый легкий инструмент для начинающих и самый трудный для опытных мастеров» (Владимир Горовиц)