Италия была не просто колыбелью европейской музыки, в течение нескольких веков итальянские музыканты работали по всей Европе, создавая в разных странах национальные музыкальные школы, а европейские композиторы стремились приехать на Апеннинский полуостров, чтобы пройти обучение в местных консерваториях.
Италия является родиной европейской классической музыки, начало которой было положено в самом конце VI века, когда папа Григорий Великий создал знаменитый григорианский хорал - одноголосое церковное пение в римско-католической церкви. Спустя почти четыре века итальянский монах-бенедиктинец Гвидо д'Ареццо придумал форму нотной записи и названия нот, которые используются по сей день. В последующие века все модные музыкальные течения приходили в Италию из Франции, так случилось и с трубадурами при анжуйском дворе в Неаполе, то же самое произошло и в XIV веке, когда среди итальянских композиторов огромной популярностью стал пользоваться полифонический стил арс нова. Выдающимся мастером этого стиля стал флорентиец Франческо Ландини. В XV веке на смену французскому стилю пришла мода на фламандцев. В 1471 г. в Мантуе при дворе Гонзаго была поставлена драма «Орфей», либретто к которой написал флорентийский гуманист Полициано, некоторые исследователи с некоторой натяжкой считают ее первой в мире оперой. Но большинство склоняется к тому, что первая настоящая опера была поставлена во Флоренции более чем 100 лет спустя, в 1597 г., это была «Дафна» композитора Якопо Пери. Эта опера до нас не дошла, зато прекрасно сохранилось наследие Клаудио Монтеверди, который в 1607 г. поставил свою оперу «Орфей», именно от этой постановки и ведет свой отсчет история европейской оперы.
В начале XVI века в Венеции начали печатать сборники нот; появление нотной публикации, возможность быстро массово распространять музыкальные произведения дали новый импульс развитию итальянской музыки. К середине столетия в Италии сформировались три основные музыкальные школы - неаполитанская, римская и венецианская, которые определили пути развития итальянской и всей европейской музыки эпохи барокко. Ведущим композитором римской школы, работавшим в знаменитой Сикстинской капелле в жанре церковной музыки, был Джованни Палестрина. Монтеверди принадлежал к венецианской школе. Неаполитанская школа, неразрывно связанная с развитием оперы, уходящей корнями в итальянские народные песни, дала миру таких знаменитых композиторов, как семья Скарлатти и Джованни Перголези. С конца XVII века итальянская опера триумфально шествовала по Европе. Поскольку женщин не допускали ни на театральную сцену, ни в церковные хоры, в Италии широкую практику получила кастрация мальчиков. Ежегодно при консерваториях сотни и сотни детей становились кастратами, поскольку только так можно было сохранить их голос и обеспечить растущие потребности в певцах. Крупнейшие композиторы специально писали арии для кастратов, некоторые из которых, как, например, Карло Фаринелли, становились звездами европейской величины. В последующем столетии эта практика постепенно сошла на нет, но кастраты пели в Сикстинской капелле Папы Римского вплоть до начала XX века.
XIX век стал эпохой полного триумфа итальянской оперы. Его первые десятилетия принято называть эрой бельканто, в которой творили Джоаккино Россини, автор «Севильского цирюльника» и «Вильгельма Телля», Винченцо Беллини, написавший «Сомнамбулу», и Гаэтано Доницетти с операми «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур». В середине столетия мода на бельканто прошла, на смену ему пришел новый энергичный стиль, королем которого стал Джузеппе Верди. Верди стал символом итальянской оперы. За долгую творческую жизнь он создал 26 великих опер, получив известность в 1842 г. после премьеры «Набукко», в начале 50-х написал «Риголетто» и «Травиату», а три свои самые лучшие оперы - «Аида», «Отелло» и «Фальстаф» поставил ближе к концу жизни. Композитор умер в 1901 г., за несколько лет до этого состоялась премьера «Манон Леско» Джакомо Пуччини, которому предстояло занять место Верди на музыкальном олимпе. Со смертью Пуччини в 1926 г. закончилась великая эпоха торжества итальянской оперы. Италия больше не могла дать миру столь великих композиторов, но итальянские певцы и исполнители продолжают радовать слушателей.
Адельмо Форначари - отец итальянского блюза Адельмо Форначари выступает под псевдонимом Джуккеро - «сахарный» с начала 80-х гг. XX века. Он стал одним из немногих европейских певцов, добившихся мирового успеха и заработавших огромное состояние, исполняя блюз.
Эрос Рамаццотти получил мировое признание в начале 90-х годов после выпуска альбома «Tutte storie» и является единственным итальянским исполнителем, одинаково популярным как в англоязычных, так и в испаноязычных странах, поскольку поет и на испанском языке.
Адриано Челентано - один из самых продуктивных и знаменитых итальянских эстрадных певцов сделал яркую карьеру и в кино, снявшись более чем в 40 фильмах; собственно, и успех к молодому Челентано пришел после того, как он в I960 г. снялся в фильме Феллини «Сладкая жизнь». Он первым в Италии начал играть рок-н- ролл, петь рэп на итальянском языке и выступать на стадионах. В конце 80-х Челентано пришел на телевидение и очень скоро стал одним из самых ярких и популярных телеведущих.
Туто Кутуньо прославился не только как выдающийся итальянский эстрадный певец, но и как композитор хитов, которые исполняли такие звезды европейской эстрады, как Джо Дассен, Далида, Мирей Матье, Адриано Челентано и многие другие.
В начале 70-х молодой Франко Баттиато стал основоположником итальянского музыкального аванграда, в спустя 10 лет после выхода в свет альбома «А voce del padrone» стал звездой национального масштаба. В это же время началось его сотрудничество с талантливой певицей Марией Ильвой Биолкати (Милвой), которое продолжается до сих пор. Певец и композитор Баттиато считается главным интеллектуалом современной итальянской эстрады, его песни наполнены философскими, эзотерическими и восточными мотивами.
Кинематограф всегда был неотделим от музыки, тем более на самой заре, когда фильмы были немыми и сеансы шли с обязательным музыкальным сопровождением. Кино появилось в Италии почти сразу же после изобретения его братьями Люмьер, и героем первой киноленты, конечно, стал самый знаменитый и интересный миру итальянец - Папа Римский. С начала XX века в стране активно развивалось игровое кино, но, несмотря на все усилия, итальянцы не могли конкурировать с Голливудом. Более того, один из самых знаменитых актеров немого кино, итальянец Рудольф Валентино снимался в американских фильмах. А с приходом фашизма и звука в Италии наступил период «кино белых телефонов» - оторванных от реальной жизни фильмов об идеальном мире, в котором все довольны господством традиционных ценностей и жесткой социальной иерархией. В кадре постоянно появлялись телефоны белого цвета - символ достатка и благополучия в фашистской Италии.
В 1943-м году Италия капитулировала, очень скоро белые телефоны остались в прошлом и наступила эпоха неореализма, когда итальянское кино поднялось на мировой уровень и смогло не только на равных конкурировать с Голливудом, но и создавать собственные стандарты и образцы для подражания. 50-е - 60-е годы стали золотой эпохой кинематографа Италии, когда гениальные режиссеры десятками снимали эталонные ленты, в которых играли не менее гениальные актеры. Итальянский реализм изначально покоился на трех «китах», режиссерах, которые создали каноны этого направления: Роберто Росселлини, Витторио де Сика и Лукино Висконти. Три снятых ими сразу после войны фильма - «Рим, открытый город» (1945 г.), «Похитители велосипедов» (1948 г.) и «Земля дрожит» (1948 г.) заставили заговорить о новом итальянском кино весь мир. В пику ушедшим в прошлое белым телефонам режиссеры стремились с максимальной точностью передать жизнь простых людей, широко используя на съемках людей буквально с улицы. При этом главной их целью было показать гуманистическую составляющую поступков социальных низов, положение которых еще больше усугубила война. Неореализм проник и в комедийный жанр, очень популярный у итальянцев.
В 50-х в стиле «розового неореализма» были сняты десятки комедий, которые наряду с острыми социальными проблемами все-таки показывали позитивные изменения, которые имели место в обществе. На волне экономического бума к концу десятилетия в кино возникло новое направление, на смену неореалистам пришли более утонченные режиссеры-модернисты, среди которых самыми успешными стали Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, сюрреалистические и экзистенциальные ленты которых поражали зрителей. Поколение 60-х вывело на сцену режиссеров Эрманно Ольми, Марко Беллоккьо, Пьера Паоло Пазолини и его бывшего ассистента Бернардо Бертолуччи. Близкий друг Феллини, коммунист и гомосексуалист Пазолини стал самой яркой и трагической фигурой итальянского кино рубежа 60-х - 70-х гг. До своей трагической гибели в 1975 г. он успел снять 12 фильмов, почти все из которых стали шедеврами мирового кинематографа. В 70-е годы взошла звезда режиссеров братьев Паоло и Витторио Тавиани, но последующие несколько десятилетий стали очень тяжелыми как для всей Италии, так и для ее кино, которому пришлось очень нелегко в условиях затяжного экономического кризиса.
Новое тысячелетие дало новый старт итальянскому кино, который обеспечили режиссеры Джузеппе Торнаторе, Габриэле Сальваторес, Паоло Соррентино и Маттео Гарроне.