Народный костюм Франции

Кельтское племя галлов населяло в древнейшие времена территорию современной Франции, государства в Западной Европе, омываемого водами Атлантики и Средиземного моря. На юго-западе естественной границей Франции и Испании являются горные хребты Пиренеев, а на юго-востоке высятся снежные Альпы.

Народный костюм Франции

Свое нынешнее название Франция получила от германского племени франков, которое проживало на её территории в V в. История прекрасной Франции была богата событиями: правление Карла Великого, средневековые Крестовые походы, Столетняя война XIV—XV вв., царствование Короля-Солнце Людовика XIV, Французская революция конца XVIII в., завоевания Наполеона. Еще со времен пышного бургундского двора XV в. Франция диктовала Европе и миру моду на одежду, ее столица — Париж по праву считается столицей моды.

Основное население современной Франции — французы. На северо-западе, на полуострове Бретань, живут потомки древних кельтов — бретонцы. Их земли были удалены от главных торговых путей, и изолированность от других областей страны стала причиной ярко выраженной индивидуальности бретонцев: они бережно сохранили свой родной бретонский язык и народные костюмы. Жители северо-восточных департаментов (областей) Эльзаса и Лотарингии, граничащих с Германией, говорят на диалектах немецкого языка. Французские Пиренеи (Лабур, Суль и Нижнюю Наварру) населяют баски; границу с Фландрией (областью Бельгии) — фламандцы, а на острове Корсика живут корсиканцы.

Мужчина в бургундере и женщина в накидке
Мужчина в бургундере и женщина в накидке; оба из Нормандии (северо-западный департамент Франции)

Женский костюм

Юбки и фартуки. На северо-западе Франции, в департаменте Нормандия, корсаж и недлинная юбка француженок могли быть однотонными либо контрастных цветов: черный корсаж (или лиф платья) носили с полосатой юбкой, а узорчатый — с однотонной. Дополняли костюм шелковые фартуки, часто тоже полосатые. Полоски были очень распространенным узором французских юбок и фартуков. При этом цветовые гаммы костюмов француженок любой области отличались мягкими, неяркими сочетаниями.

На полуострове Бретань, в местечке Ламбель, любили пестрые красные юбки, их подбирали с боков, открывая вторую юбку. А в округе Финистер черные юбки носили с широкими и длинными фартуками из белой парчи или полосатого сатина. Для праздников, связанных с морем (эта тема была очень популярна в прибрежной Бретани), женщины вышивали свои фартуки золотыми кораблями, якорями, волнами и т. п. Для Бретани были характерны и фартуки с нагрудниками.

Жительницы центральной области Овернь тоже любили демонстрировать нижние светло-полосатые юбки, подкалывая верхние (в Нижней Оверни) — черные или полосатые — с двух сторон. Верхняя юбка, которую часто пришивали к корсажу, преобразовывалась таким образом в платье. В бургундском городе Макон, в самом центре Франции, костюмы с очень длинными юбками дополняли фартуками из черного кружева. На востоке Франции, в Эльзасе и Лотарингии, граничащих с Германией, красные, синие и зеленые юбки до щиколоток, украшенные по низу полосой черного бархата, носили с пестрыми длинными фартуками. Их завязывали спереди бантом, длинные концы которого спускались почти до земли. Жительницы жаркой юго-восточной области Нижний Прованс шили свои юбки из шелка и парчи ярких и светлых оттенков (иногда белого цвета), а в Верхнем Провансе — из пестрого хлопка.

Мужчина-бретонец в штанах брагу-бра и женщина-бретонка в старинном головном уборе
Мужчина-бретонец в штанах брагу-бра и женщина-бретонка из департамента Финистер в старинном головном уборе

Корсажи. В будни француженки носили юбку и рубаху-блузу, подпоясанную фартуком. Неотъемлемой же частью праздничного костюма был корсаж. В Нормандии пестрые корсажи часто шили с рукавами длиной в три четверти. В конце XIX в. нормандки дополняли нарядный костюм кружевными длинными перчатками без пальцев. Такие же любили носить по праздникам и женщины Макона, в Бургундии.

В Оверни, Бургундии, а особенно в Бретани отвороты на рукавах корсажей и лифов платьев украшали отделкой в виде широкой каймы либо шили их целиком из ткани другого цвета. В бретонском Финистере широкие обшлаги рукавов черного бархатного корсажа густо покрывала красно-золотая вышивка. Этот корсаж не зашнуровывали сверху, чтобы из-под него была видна такая же нарядная вышивка нагрудной вставки. В городке Морбиан акцент костюма приходился не на вышивку, а на квадратный накрахмаленный белоснежный воротник, располагающийся параллельно линии плеч; в Понт-Авене его шили из муслина, гофрировали и обшивали кружевом.

В Провансе, в городе Ницца, носили старинные красные корсажи на шнуровке с длинными рукавами, которые имели разрезы от плеча до локтя, скрепленные черными лентами. В Эльзасе синий или красный корсаж из бархата украшали треугольной вставкой, покрытой красивой вышивкой цветными шерстяными и золотыми нитями, блестками, бисером, кружевами и оборками.

Шаль, или фишу («платок», «косынка»), — очень популярная деталь французского костюма еще с XVIII в., она прикрывала глубокий вырез корсажа. Иногда роль шали выполняла и скромная вставка из тонкого льна либо муслина. Шали могли быть белыми, узорчатыми, клетчатыми. Их украшали отделочной каймой, кружевом, бахромой или вышивкой из шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых нитей.

Головные уборы. Самой привлекательной и изящной частью народного костюма француженок были всевозможные куафы (т. е. чепцы), формы и размеры которых имели свои неповторимые особенности в каждой области, в городе и даже деревне. Старинный нормандский головной убор — буржуа состоял из высокой остроконечной шапочки и плиссированных кружев. Он был одним из многочисленных вариаций чепцов, сшитых из тончайшего льна, прозрачного муслина и кружев. В Онфлере и Алансоне конусообразный чепец покрывал голову двумя ярусами тонкого плиссе и, перехваченный лентой, образовывал в верхней части буф. Схожий с ним чепец нормандок из Полле имел спереди широкий отворот, напоминающий готические «французские накидки». В области Ко в старые времена носили сложный головной убор кошуаз.

Женщина в двухъярусном головном уборе; пожилой крестьянин в праздничном костюм
Жители Бургундии (центральная часть Франции): женщина из Макона в двухъярусном головном уборе; пожилой крестьянин из исторической области Брес в праздничном костюме

Экстравагантные цилиндрические кружевные наколки бретонок Финистера для выходов в церковь достигали в высоту полуметра. Их удерживали на голове кружевными лентами, завязанными под подбородком. Чепцы с отворотами наподобие крылышек носили в Каре, а маленькие чепцы в виде треугольных колпачков шили в Шатобриане. В Бретани, а также Руссильоне (на юге Франции) и в Альпах еще в середине XX в. традиционные головные уборы надевали на праздники или воскресные выходы в церковь вместе с современной одеждой.

Удивительной формы сложный «двухэтажный» головной убор из черно-белых кружев красиво обрамлял плоеной оборкой лица женщин Макона, в Бургундии. Гигантский черный шелковый бант эльзасских женщин был традиционен и для соседних германских областей. А изящный провансальский чепец крават (т. е. галстук) крепили бантом на замысловатую прическу с гребнем.

Мужской костюм

К национальным видам одежды относилась блуза бургундер голубого, белого цветов или (реже) в клетку, собранная в сборку по вырезу горловины или на кокетке. Появившись в XVIII в. как праздничная крестьянская одежда, к середине XIX в. бургундер уже стал основной одеждой ремесленников и рабочих. До XX в. эта одежда дожила в виде рабочей одежды французских художников. Кроме корсиканцев, которые заправляли бургундер в брюки, все остальные французы носили его навыпуск. Верхнюю одежду с полами типа фрака носили в Бургундии (в Савойе, на границе со Швейцарией, подобная одежда была белого цвета).

В некоторых областях носили короткие штаны бриджи темных цветов. К ним пристегивали кожаные черные или коричневые гетры, застегнутые на множество мелких пуговиц. Но чаще французы носили длинные брюки темных оттенков, в клетку или полоску. В Провансе они были белого или другого светлого цвета. В эльзасском Страсбурге, как и в Германии, мужчины носили длинные кители и меховые шапки. Жилеты в Эльзасе шили из красной парчи, в Нормандии — из золотистой, в Провансе — из узорчатой парчи или бархата. Особой живописностью отличались костюмы бретонцев, любящих носить одновременно не менее двух (а иногда даже до четырех) нарядно вышитых жилетов. К ним надевали экстравагантные широкие, в сборку или плиссированные штаны брагу-бра длиной до колен, белого, серого или темного цветов. В Кемпере штаны собирали в сборки пышными буфами в верхней части ноги. Костюм бретонца дополняли черные гетры, обшитые золотой каймой и кистями, а также широкий кожаный пояс.

Головными уборами французов были широкополые шляпы, кепки с козырьком, береты (особенно у жителей Пиренеев), а также летние соломенные шляпы.

Французы из города Страсбург
Французы из города Страсбург, расположенного в исторической провинции Эльзас (северо-восточный департамент Нижний Рейн)

Обувь

Помимо кожаных туфель самой распространенной обувью французов, особенно в центральных и северных областях, издавна были деревянные башмаки сабо. На юге, в Пиренеях, популярностью пользовались испанские парусиновые эспадрильи.




Поделиться ссылкой