Платно

Церемониальная одежда царей на Руси до реформ Петра I. В музеях Московского Кремля, где удалось сохранить кое-что из одежд этих первых лиц, можно увидеть и платно.

При венчании на царство или собирая у себя бояр и принимая иностранных послов, царь был облачен в наряд Большой казны. Для Большого выхода государя облачали в эту особую, красивую и дорогую, длинную одежду.

Царь Алексей Михайлович в Большом наряде: в платно с бармами, венце, со скипетром и державой
Царь Алексей Михайлович в Большом наряде: в платно с бармами, венце, со скипетром и державой

Своими одеяниями цари наши до XVIII века пытались походить на императоров Византии, Восточной Римской империи, от которых вели свою родословную. Ведь в XV веке, когда под ударами турок пал Константинополь (Второй Рим), Москва объявила себя Третьим Римом.

Кроили и шили платно из драгоценных тканей — бархата, атласа, аксамита (сотканного из золотых и серебряных нитей, плотного и ворсистого, как бархат); из объяри, шелковой волнистой ткани с золотыми и серебряными «струями» (ее название произошло от персидского слова «абдар» — струйчатый, волнистый).

Из книги «Выходы государей царей и великих князей...» можно узнать, что одно платно было бы червчатого (красного, пурпурного) атласа, другое — из веницейского (венецианского) зеленого бархата с золотыми разводами и «травами»; третье — из персидского бархата с разноцветными нитями «по золотой земле» (то есть полю).

Мало того, платна украшали гурмыжским жемчугом, самым ценным, добывавшимся в Гурмыжском море (как тогда называли Персидский залив). Не жалели на них драгоценных камней, золотого и серебряного «кружива», дорогого шитья. Застегивались платна на золотые и серебряные пуговицы с жемчужными закрепами или на кляпыши (застежки в виде палочек).

«Царева» одежда Большой казны подразделялась на наряды. У основателя династии Романовых, царя Михаила Федоровича, их было восемь. Так что он мог менять свой наряд по важности выхода и по настроению.

У следующего Романова — царя Алексея Михайловича, отца Петра I — платно уже было подбито мехом горностая, совсем как у мантий западных правителей. С XIII века горностай у них считался символом незапятнанной чистоты: по легенде, этот белоснежный зверек с черным хвостиком готов погибнуть, но сохранить в чистоте свой мех.

При царе Федоре Алексеевиче (старшем сыне Алексея Михайловича, брате Петра I) платно стали называть порфирою. А царей порфироносцами.



Поделиться ссылкой