Поп-арт (1956-1960-е годы)

После ограничении и лишении Второй мировой воины во многих странах Европы и Америки бурно развиваются производство и средства массовой информации. Наступила эпоха потребления, и некоторые художники в Лондоне и Нью-Йорке решили обратить консьюмеризм в предмет искусства. Их произведения, детище массовой коммерческой культуры, известны под названием поп-арт, в противоположность абстрактному экспрессионизму.

В 1950-е и 1960-е в Британии, с прекращением нормированной выдачи товаров, начался потребительский бум. За океаном, в Америке, происходили похожие процессы. Расцвет массового производства и сопутствующей ему индустрии рекламы привел к возникновению новых художественных стилей. Поп-арт, вовсе не мыслившийся как сколько-нибудь серьезное течение, стал тем не менее частью официальной истории западной культуры и необратимо изменил отношение к изобразительному искусству.

Символы массового потребления

Берущий начало в середине 1950-х, десятилетие спустя поп-арт достигает пика популярности и становится одним из первых творческих проявлений постмодернизма. Художники поп-арта мечтали наполнить тусклый послевоенный мир радостью и надеждой на будущее. Используя опыт популярной массовой культуры, они бросали вызов абстрактному искусству, высмеивали общество, породившее уже две мировые войны. Это было своеобразным продолжением дадаизма с его отрицанием традиционного «душного» художественного мира. Художники использовали коммерческие образы и объекты — комиксы, деньги, журналы, газеты, знаменитостей, рекламу, фастфуд, упаковку, поп-музыку, телевидение, голливудское кино, — демонстрируя привлекательные стороны современной массовой культуры.

Это было завтра

В 1956 году «Независимая Группа» принимала участие в выставке в лондонской галерее Уайтчепел, которая называлась «Это — завтрашний день». Под звуки мелодий, непрерывно лившихся из музыкальных автоматов, работали вместе художники, архитекторы, музыканты и графические дизайнеры. Темой выставки была повседневная жизнь, поэтому авторы широко использовали популярные образы и технологии массовой культуры. Для каталога выставки Ричард Гамильтон сделал коллаж, составленный из картинок американских журналов, и назвал его «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?»

Одним из центральных в коллаже оказалось изображение огромного красного леденца на палочке, с ярким словом «ПОП» на обертке, — почти сразу слово стало культовым, ибо как нельзя лучше характеризовало современное состояние общества и культуры. «Это — завтрашний день» считается ключевым моментом в развитии послевоенного искусства, рождением британского поп-арта. Но само выражение «поп-арт» появилось лишь два года спустя, когда в «Архитектурном обозрении» 1958 года Лоуренс Аллоуэй рассказал об использовании символов массовой культуры в художественном творчестве.

 Ричард Гамильтон
Ричард Гамильтон
«Поп-арт — это популярный, недолговечный, одноразовый, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, бесполезный, гламурный и доходный бизнес» Ричард Гамильтон
Лоуренс Аллоуэй
Лоуренс Аллоуэй

Вскоре и другие авторы обратились к популярным образам современного общества потребления. Выставка «Молодые современники», прошедшая в 1961 году в Лондоне, представила публике Питера Блейка (р. 1932), Патрика Колфилда (1936-2005), Дэвида Хокни (р. 1937), Дерека Бошира (р. 1937) и Аллена Джонса (р. 1937). Их жизнерадостные оптимистичные работы вполне соответствовали духу музыкального молодого «свингующего» Лондона. В Америке художники, восставшие против господства абстрактного экспрессионизма, тоже обратились к материалистичным образам, ради внимания более широких слоев населения не пренебрегая и типографскими способами производства художественной продукции.

В 1962 году в галерее Сидни Джениса в Нью-Йорке прошла выставка поп-арта — «Международная выставка новых реалистов». Клас Ольденбург (р. 1929) создавал крупные реалистичные модели бытовых предметов; Рой Лихтенштейн (1923-1997) рисовал огромные портреты в стиле комиксов, Энди Уорхол (1928-1987) стал известен как автор шелкографических портретов знаменитостей и продуктов потребления, а Роберт Раушенберг (1925-2008) и Джаспер Джонс (р. 1930) — как авторы живописных и скульптурных изображений символов массового потребления.

 Питер Блейк
Питер Блейк
«Большинство интеллектуалов не испытывали никакой неприязни к коммерческим культурным стандартам, напротив, принимали их как данность, подробно обсуждали и воспринимали как эстетический факт» Лоуренс Аллоуэй

Порицание или одобрение?

Время от времени поп-арт выступал с критикой общества потребления, а порой всячески поддерживал его идеологию. Но все без исключения авторы отказывались от собственной индивидуальности в творчестве, создавая объективный стиль. Они стремились вдохновить зрителя на переоценку привычных сторон массового вкуса, который прежде оставался вне рамок изобразительного искусства. Джеймс Розенквист (р. 1933) и Уорхол, обращаясь к своему опыту работы в рекламе, фактически уничтожили разницу между рекламой и искусством, создав новые методы, никогда прежде не использовавшиеся в художественном творчестве.

Поп-арт нельзя назвать единым стилем или процессом; это все сразу: типографская печать, копирование, живопись, фотография, коллажи, ассамбляжи, причем из материалов, абсолютно новых в искусстве. Критики приходили в ужас от приемов, с помощью которых художники превращали столь «низменные» предметы в произведения искусства. Несмотря на сходство целей и концепций, методы и планы у каждого художника были свои собственные. Однако к концу 1960-х поп-арт уже не шокировал публику, уступив место иным художественным идеям. Но именно этот стиль помог искусству выйти за рамки традиционного элитарного круга ценителей и ворваться в современный материалистический консьюмеристский мир.

Независимая Группа

Независимая Группа — это объединение художников, архитекторов и интеллектуалов, которые уже с 1952 года регулярно устраивали обсуждения проблем модернизма и массовой культуры в стенах Института современного искусства в Лондоне. В этих дискуссиях сформировались фундаментальные идеи поп-арта. Среди участников группы были Ричард Гамильтон (р. 1922), Джон Макхейл (1922-1978), Эдуардо Паолоцци (1924-2005), Уильям Тернбул (р. 1922), Лоуренс Аллоуэй (1926-1990), Элисон Смитсон (1928-1993) и Питер Смитсон (1923-2003).

Джон Макхейл
Джон Макхейл

«Комиксовый» стиль

Глубокое влияние стилей комиксов и потребительской рекламы на творчество Лихтенштейна проявилось в специфических приемах — яркая, вызывающая композиция, обрезанный рисунок. В 1961 году он начал рисовать огромные «комиксовые» портреты, используя технику, сходную с типографской, — крупные цветные кружки, образующие нужный цвет и оттенок, как в методе «бендей». Точки «бендей», напоминающие пуантилизм или пиксели, — часть процесса производства комиксов. В комиксах и газетных изображениях мелкие точки располагаются близко друг к другу или на некотором удалении для достижения требуемого цвета.

Современная интерпретация стиля Роя Лихтенштейна, вдохновившего многих имитаторов
Современная интерпретация стиля Роя Лихтенштейна, вдохновившего многих имитаторов



Поделиться ссылкой