Проторенессанс: уже не Средневековье, еще не Ренессанс

«Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.»
Леонардо да Винчи

В большинстве случаев историки и искусствоведы утверждают, что Ренессанс начинается в Италии около XIV столетия, а чуть позднее распространяется на остальные государства Европы. А что принято называть Проторенессансом?

Так именуют период, когда в рамках средневековой культуры и искусства начали появляться первые признаки нового стиля и нового уклада жизни.

Старое и новое

Родиной Возрождения — а также Проторенессанса — считается Италия. Основных причин для этого две.

Во-первых, на Апеннинском полуострове тогда очень быстрыми темпами развивалась промышленность и торговля — этому способствовало расположение в центре торговых путей.

Во-вторых, именно Италия унаследовала античную традицию, которой и было суждено стать духовным и культурным «ядром» периода Ренессанса, когда акценты в искусстве, науке, философии смещаются с божественной идеи на человека. Нет ничего удивительного в том, что античность с ее преклонением перед красотой стала идеологическим образцом для наступающей эпохи...

Чимабуэ. Распятие. Ок. 1270. Базилика Сан-Доменико, Ареццо
Чимабуэ. Распятие. Ок. 1270. Базилика Сан-Доменико, Ареццо

Образы в искусстве Проторенессанса становятся более земными, живыми, теплыми. Особенно это касается изображений Девы Марии. В галерее Уффици хранится произведение «Мадонна на троне» (ок. кон. XIII — нач. XIV в.), созданное мастером Проторенессанса Чимабуэ (настоящее имя — Ченни ди Пепо). Художник еще не преодолел каноны Средневековья: изображение довольно сухо и строго по исполнению. Но композиция уже стала более свободной, а трактовка образов Девы Марии и младенца Иисуса — менее каноничной: кажется, что они ненадолго повернулись к зрителю, прервав свой диалог.

Еще более вольно представлен священный образ в скульптуре «Мадонна с младенцем» работы Джованни Пизано (нач. XIV в.). Если бы не классические элементы облачения Богоматери, которые скульптор воспроизводит с большим тщанием, можно было бы подумать, что перед нами изображение обычной молодой женщины, которая весело играет с ребенком, сидящим у нее на руках.

Великий Джотто и другие

В период Проторенессанса икона постепенно уступает место картине. Даже сюжеты Священного Писания все чаще начинают представлять «вне канонов»: это уже не условно-символическое пространство с отсутствием перспективы, а живая сцена, происходящая «здесь и сейчас», делающая нас практически участниками события! Пожалуй, ярче всего эти черты проявились в творчестве величайшего мастера эпохи Проторенессанса — Джотто ди Бондоне (обычно его называют учеником Чимабуэ). Именно Джотто «насытил воздухом» двухмерное пространство и сделал его трехмерным, именно он одним из первых научился виртуозно играть со светотенью и оттенками одного цвета. Знаковым произведением, от которого многие ведут отсчет «наступления Проторенессанса», считается фреска работы Джотто «Поцелуй Иуды» в капелле дель Арена в Падуе (нач. XIV в.).

Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. 1330-е. Палаццо Публико, Сиена
Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. 1330-е. Палаццо Публико, Сиена

Джотто смело нарушает традиции создания алтарных образов: например, находящуюся в галерее Уффици «Мадонну Оньиссанти» (ок. 1310 г.) отличает уже не условно-плоскостное изображение. В картине присутствует глубина: трон Богоматери, напоминающий в то же время своды храма, объемен и почти осязаем, а выражение ее лица очень живо и одухотворенно, причем образ не «условно-совершенен», а наделен явными индивидуальными чертами.

Кстати, в эпоху Проторенессанса получает дальнейшее развитие искусство портрета. В качестве примера приведем работы Джотто (портреты Данте Алигьери, Корсо Донати в капелле Палаццо дель Подеста), Нардо ди Чоне (портреты членов семьи Строцци), Томмазо да Модена (изображение Альберта Великого в церкви Сан-Никколо, Тревизо).

Связь времен

Широкую известность приобрели работы сиенских художников, братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти (XIV в.). Интересно, что в их творчестве не так уж много общего, за исключением разве что характерных черт Проторенессанса. Пьетро любил изображать бурные эмоции, увлекался мелкими деталями. Например, на фреске «Вход Господень в Иерусалим» он представил на втором плане горожан, торопливо ломающих пальмовые ветки, которыми они собираются приветствовать Спасителя, а в сцене «Тайной вечери» художник любовно изображает пса, сунувшего нос в блюдо с остатками пищи, и толстого полосатого кота. Работы Амброджо Лоренцетти более сдержанны и, если можно так сказать, «назидательны». Например, для сиенского Палаццо Публико он создал цикл фресок «Аллегория доброго и дурного правления». В них легко читается мысль, которая вскоре, в эпоху Ренессанса, станет основной: только разум, только добродетель и другие лучшие человеческие качества могут привести к процветанию!

Чимабуэ. Мадонна на троне. Конец XIII в. Галерея Уффици
Чимабуэ. Мадонна на троне. Конец XIII в. Галерея Уффици

Можно ли отделить друг от друга искусство времен Средневековья и Проторенессанса, Возрождения и последующих веков? Нет. Искусство, как и собственно исторический процесс, развивается непрерывно. И появление шедевров, создававшихся титанами Возрождения, и произведения барокко и классицизма, и современное искусство были бы невозможны без той культурной платформы, которую заложили Средневековье и предыдущие исторические эпохи...

Мастера проторенессанса:

  • Пьетро Каваллини
  • Арнольфо ди Камбио
  • Гано ди Сьена



Поделиться ссылкой