«Разум может ошибаться, чувство — никогда!»
Ж.-Ж. Руссо
В противовес возвышенным, но холодным «гражданским идеалам» классицизма стали развиваться новые стили — сначала сентиментализм, а затем романтизм, унаследовавший многие его черты. Противники классической сдержанности и величавости хотя и признавали достижения Античности, все же на первое место ставили конкретного человека, его переживания.
Во Франции сентиментализм появился в 1720-х годах, в России — на рубеже XVIII и XIX веков. Сентименталисты стремились приблизить искусство к реальности и поэтому прославляли окружающий мир и обычные человеческие чувства. Красота природы, дружба, волшебство любви — вот что интересовало художников этого направления и воплощалось в их картинах.
Полотна сентименталистов пронизаны меланхолией. Нередко они изображали идиллические пейзажи и картины из жизни крестьян, чьи простота и естественность противопоставлялись «испорченности» благородных особ.
Все характерные черты стиля в творчестве французского сентименталиста Жана-Батиста Грёза (1725–1805) предстают в преувеличенном виде и порой доходят до безвкусицы. Очень важной задачей живописца Грёз считал воспитание, «исправление нравов». Он создал целый цикл картин, обличающих порок и превозносящих добродетель: «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», «Наказанный сын», «Избалованное дитя», «Посещение священника»… Эти полотна, с одной стороны, отличались филигранной техникой и мастерством композиции, а с другой — были переполнены пафосом, слащавы и нарочито театральны.
Кисти Грёза принадлежат и многочисленные так называемые головки — трогательные портреты девушек, печально созерцающих погибших птичек, увядшие цветочки или разбитые вазы.
Черты сентиментализма можно заметить и в картинах российских художников Ивана и Николая Аргуновых. Будучи крепостными семейства Шереметевых, отец и сын Аргуновы прославились как мастера портрета. На их полотнах, парадных или камерных, подчеркиваются не достижения изображенных персон, а их личные качества и индивидуальные особенности. Должность, профессия и социальный статус — все это волновало художников куда меньше, чем внутренняя суть человека, красота его души. Это и роднит их творчество с сентиментализмом.
Одна из самых известных работ Николая Аргунова — портрет крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой (впоследствии супруги графа Николая Шереметева). Влияние сентиментализма заметно и в творчестве другого русского художника — Владимира Боровиковского. Он любил рисовать своих моделей на фоне сада или парка, а выражения лиц на его портретах проникнуты нежной, чувственной грустью.
Особенно удавались художнику женские образы, отражавшие нравственный и эстетический идеал художника. Необычайно глубоким, поэтичным и достоверным получился портрет молодой женщины Марии Ивановны Лопухиной, выставленный сейчас в Третьяковской галерее. Об этой картине — стихи Я. П. Полонского: «Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…»
В 1820–1830-х годах на смену сентиментализму с его пристрастием к покою, меланхолии и «скрытым чувствам» пришел романтизм — искусство, полное бурного выражения эмоций, прославления силы, страсти и неудержимых душевных порывов. Словно все то, о чем художники-сентименталисты только намекали, внезапно освободилось от оков сдержанности и вырвалось из глубины на первый план. И природа, и люди на полотнах романтиков живут полной, яркой, одухотворенной жизнью, у этих картин словно есть обнаженный нерв. Благодаря романтизму в изобразительном искусстве утвердились новые, более яркие краски и новые сюжеты: человек, преодолевающий опасность, спорящий с судьбой и природой, бросающий вызов. Романтики начинают смелее изображать обнаженную натуру, в отличие от «классиков», уже не боясь «несовершенств» и лишней откровенности.
Образец романтизма — картины испанца Франсиско Гойи (1746–1828). В том же стиле творили француз Эжен Делакруа (1798–1863), англичанин Уильям Тёрнер (1775–1851) и немец Каспар Давид Фридрих (1774–1840).
«Романтизм — это образ чувствования, непомерно акцентирующий… жизнь отдельного человека» (Д. Робертсон)
Одно из первых значительных произведений романтизма — картина французского художника Теодора Жерико (1791–1824) «Плот „Медузы"». Работая над огромным полотном 4,7 x 7 метров, художник обратился к реальным событиям — крушению фрегата «Медуза» у берегов Сенегала. Корабль затонул, но 140 пассажиров и членов экипажа спаслись на плоту. Через 12 дней, когда их обнаружили, в живых осталось лишь 15 человек. Двое спасенных, врач Савиньи и инженер Корреар, даже позировали Жерико для картины, в которой живописцу удалось передать ужас людей перед стихией и страх приближающейся смерти, силу надежды и, напротив, охватившее их глубокое отчаяние и бессилие.
Полотно исполнено в мрачных красках, а во время работы над ним художник делал очень много набросков, заставляя натурщиков застывать в самых разных позах.
Стремясь к правдоподобному изображению умерших, Жерико, работая над «Плотом „Медузы"», делал наброски тел казненных
Жизнь испанца Франсиско Гойи сама по себе напоминает жизнеописание героя приключенческого романа: поединки, преследования инквизицией «за оскорбление святынь»... Но его незаурядный талант все же был оценен по достоинству. Он стал сначала художником Королевской мануфактуры гобеленов, а затем — в 1789 году — придворным живописцем. На полотнах Гойи мы видим весь цвет испанской аристократии, но нельзя не заметить, что гораздо большую симпатию у художника вызывали повстанцы, охотники, воины. Его полотна — яркие и звучные по цвету, необычные по композиции — ближе к концу жизни художника стали более мрачными и трагичными.
«Сон разума рождает чудовищ» (Ф. Гойя)
Принципы романтизма ярко воплотились и в творчестве французского скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари (1795–1875). Он изображал не любых животных, а только самых мощных, царственных и диких жителей пустыни.
Хорошо знакомый с повадками зверей, художник сумел поймать и воплотить в своих скульптурах не только плавные, грациозные и опасные движения хищников, но и тот дух свободы, которым эти животные наделены от природы.
Уже первые работы «Тигр, терзающий крокодила» и «Лев, поражающий змею» принесли Бари успех и положили начало новому направлению во французской пластике. Самые знаменитые работы романтика-анималиста: «Отдыхающий лев», «Кентавр и лапиф» и «Ягуар».
Многие черты романтизма получили развитие в последующих направлениях, например в модерне, импрессионизме.