Бытовой жанр

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЖАНРА

Ян Вермеер Делфтский СЛУЖАНКА С КУВШИНОМ МОЛОКА
Ян Вермеер Делфтский СЛУЖАНКА С КУВШИНОМ МОЛОКА Ок. 1658 г. Амстердам (Нидерланды), Рейксмузеум

Предшественниками произведений бытового жанра можно считать наскальные рисунки, выполненные первобытными людьми, на которых представлены сцены охоты, обрядовые танцы и шествия. Жанровый характер имели и некоторые росписи египетских и этрусских гробниц: обработка земли, сбор фруктов и овощей, охота, рыбная ловля и пиршества. Считалось, что эти изображения обеспечивали умершему богатую и сытую жизнь в загробном мире. Бытовые сюжеты украшали и древнегреческие вазы.

В эпоху Возрождения многие исторические произведения приобретали ярко выраженный жанровый характер: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей. А на Руси жанр впервые появился в книжной миниатюре и получил название «бытейские письма».

ПЕРВЫЕ ЖАНРИСТЫ В ЕВРОПЕ

ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ У ОТКРЫТОГО ОКНА
Ян Вермеер Делфтский ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ У ОТКРЫТОГО ОКНА 1650-е гг. Дрезден, Галерея старых мастеров

Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх — великий нидерландский живописец, живший на рубеже XV—XVI вв., и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо). Но в самостоятельный жанр бытовая живопись сформировалась только в XVII в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику. После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни и стали воспевать самые простые занятия — заботу о детях, уборку помещения, чтение писем.

Один из самых известных мастеров — Ян Вермеер. Любимый персонаж мастера — женщина, погружённая в домашние дела, как, например, героиня на знаменитом полотне «Служанка с кувшином молока».

БЫТОВОЙ ЖАНР В РОССИИ

СВАТОВСТВО МАЙОРА
П.А. Федотов СВАТОВСТВО МАЙОРА 1848 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

В России одними из первых к бытовому жанру обратились К. П. Брюллов (его «итальянская серия») и А. Г. Венецианов, посвятивший всё свое творчество жизни русских крестьян.

Сатирическую ноту в жанровую живопись внес П. А. Федотов. Его картина «Сватовство майора» — это смешная история про разорившегося офицера, который, желая поправить своё благосостояние, собирается жениться на дочери купца.

В русском искусстве в 60-е годы XIX в. главным жанристом был Василий Перов. В своих произведениях он критикует нравы современного ему общества, например в картине «Трапеза» каждый из монахов олицетворяет тот или иной порок: лицемерие, жадность, обжорство, пьянство.

Это направление получило впоследствии в России название «критический реализм».

БУРЛАКИ НА ВОЛГ
И.Е. Репин БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ 1870—1873 гг. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей



Поделиться ссылкой