Предшественниками произведений бытового жанра можно считать наскальные рисунки, выполненные первобытными людьми, на которых представлены сцены охоты, обрядовые танцы и шествия. Жанровый характер имели и некоторые росписи египетских и этрусских гробниц: обработка земли, сбор фруктов и овощей, охота, рыбная ловля и пиршества. Считалось, что эти изображения обеспечивали умершему богатую и сытую жизнь в загробном мире. Бытовые сюжеты украшали и древнегреческие вазы.
В эпоху Возрождения многие исторические произведения приобретали ярко выраженный жанровый характер: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей. А на Руси жанр впервые появился в книжной миниатюре и получил название «бытейские письма».
Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх — великий нидерландский живописец, живший на рубеже XV—XVI вв., и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо). Но в самостоятельный жанр бытовая живопись сформировалась только в XVII в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику. После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни и стали воспевать самые простые занятия — заботу о детях, уборку помещения, чтение писем.
Один из самых известных мастеров — Ян Вермеер. Любимый персонаж мастера — женщина, погружённая в домашние дела, как, например, героиня на знаменитом полотне «Служанка с кувшином молока».
В России одними из первых к бытовому жанру обратились К. П. Брюллов (его «итальянская серия») и А. Г. Венецианов, посвятивший всё свое творчество жизни русских крестьян.
Сатирическую ноту в жанровую живопись внес П. А. Федотов. Его картина «Сватовство майора» — это смешная история про разорившегося офицера, который, желая поправить своё благосостояние, собирается жениться на дочери купца.
В русском искусстве в 60-е годы XIX в. главным жанристом был Василий Перов. В своих произведениях он критикует нравы современного ему общества, например в картине «Трапеза» каждый из монахов олицетворяет тот или иной порок: лицемерие, жадность, обжорство, пьянство.
Это направление получило впоследствии в России название «критический реализм».