Огюст Ренуар: Создатель картин счастливой жизни

Еще в ранней юности шестой ребенок в семье портного, Пьер Огюст вынужден был думать о работе. Ему повезло, что его склонность и явные способности к рисованию были учтены родителями, и они отдали его на фарфоровую фабрику учиться расписывать вазы и сервизы. Несколько лет Ренуар успешно трудился на этом поприще, мечтая отправиться учиться на знаменитую Севрскую мануфактуру. Но быстро ставшие модными более дешевые печатные картинки на фарфоре — дети прогресса — вытеснили ручную роспись, лишив Огюста перспектив в избранной профессии. Так, в 20 лет, ему пришлось снова задуматься о своем будущем, к этому времени он уже достаточно заработал, чтобы решиться начать обучение на настоящего художника в Школе изящных искусств.

О. Ренуар. Поляна в лесу. 1865; Ф. Базиль. Пейзаж в Шайи. 1865
О. Ренуар. Поляна в лесу. 1865; Ф. Базиль. Пейзаж в Шайи. 1865. Сравнивая две схожие по мотиву лесные поляны, освещенные солнцем, написанные в один год Ренуаром и Базилем, мы сразу же отметим брутальную размашистую манеру в базилевском пейзаже в отличие от легкой полупрозрачной техники Ренуара
О. Ренуар. Автопортрет. 1876
О. Ренуар. Автопортрет. 1876. Огюст Ренуар не любил надвигающейся неизбежности индустриального общества, он всегда предпочитал штучные вещи машинному производству, но парадокс его жизни заключается в том, что во многом благодаря техническому прогрессу он решился встать на ненадежный, но такой манящий путь живописца
О. Ренуар. Пейзаж с двумя фигурами. 1866
О. Ренуар. Пейзаж с двумя фигурами. 1866. Ренуар пишет окрестности Парижа летом 1865-го и 1866 г., и с каждым этюдом его живопись становится мягче, воздушнее, богаче красочными переходами

Как мы уже знаем, его благим намерениям стать знаменитым и признанным мастером не суждено было сбыться, во всяком случае, в ближайшие годы. Слишком яркая индивидуальность и порывистый характер не позволили Ренуару быть средним учеником в студии Глейра, где он сблизился с такими же отщепенцами — Базилем, Сислеем и Моне. Вместе они ушли в оппозицию к официальному искусству и вскоре решились на первые пленэрные опыты в Шайи и Фонтенбло.

«Я считаю, картина должна быть приятной, радостной и красивой, да — красивой! В жизни достаточно унылых вещей, зачем же создавать их самим». Огюст Ренуар

В эти годы сформировалось кредо всей творческой жизни художника — он мог писать только то, что видел; сложные аллегории, умозрительные теории, аналитический подход или психологические изыскания — все это было не для него, ему был неинтересен также социальный и обличительный пафос реалистов. Его интересовали текущая, а лучше кипящая жизнь вокруг, энергичные и беспечные парижане, лучше, если это будут хорошенькие и радостные женщины, или дети, или цветы и сады. Казалось бы, немного для того, чтобы быть одним из самых знаменитых художников в мире за всю историю мирового искусства, весь вопрос в том, как он писал то, что видел, Ренуар делал это с магической необъяснимой простотой, ясностью и легкостью. Его волшебная кисть каждым прикосновением творила чудо, которое неподвластно анализу, его живопись разговаривает на языке эмоций, она пронизана чувством любви автора к миру, к жизни, к своим героям, к самой живописи и к нам, его зрителям. А мы отвечаем Ренуару взаимностью, мы любим его вне зависимости от наших иных предпочтений. И пусть одни из нас пришли к картинам Ренуара из зала Возрождения, а другие из зала Авангарда, здесь мы все становимся единодушны, и наши лица озаряет улыбка, теплая и благодарная за то, что высокое искусство может быть таким человечным.

О. Ренуар. Утиный пруд. 1873
О. Ренуар. Утиный пруд. 1873. Хотя волшебная атмосфера Аржантёя влияла на состояние духа Ренуара, и он пишет пейзажи с водоемами, подчас снова один и тот же мотив вместе с Клодом, как, например, прозаичный утиный пруд, но у Огюста он пронизан осенней лиричностью
К. Моне. Утиный пруд. 1873
К. Моне. Утиный пруд. 1873. Моне в своем «Пруду» смелее сталкивает теплые и холодные тона, его техника виртуозна, однако у Ренуара пейзаж получился более взволнованным, с более богатой палитрой эмоций
О. Ренуар. Елисейские поля во время всемирной выставки. 1867
О. Ренуар. Елисейские поля во время всемирной выставки. 1867. Городское пространство Ренуар пока строит как панораму, увиденную сверху, Париж предстает в ярком освещении многолюдным, с репрезентативной архитектурой площадей, мостов, проспектов. Это Париж Всемирной выставки 1867 г., нарядный и немного пафосный

Огюста Ренуара еще со времен ученичества привлекали самые разные стороны жизни, он никак не мог избрать свой главный жанр, завидуя целеустремленному Моне, который сразу же сосредоточился на изображении природы. Ренуар был слишком импульсивным и любопытным человеком для подобной жизненной и творческой позиции, но пример друга был слишком убедителен, и Огюст с головой бросился в пленэр, работая над окрестностями Парижа в 1865-1866 гг., затем его внимание привлекают улицы и площади столицы.

Во всех ранних вещах ощущается влияние Гюстава Курбе с его любовью к черному цвету, пока все тени и силуэты дальних предметов пишутся с участием черной краски, от которой зрелый импрессионист Ренуар уйдет. Но у него и черный цвет может создавать мажорное настроение, как в «Фигуристах в Булонском лесу».

О. Ренуар. Фигуристы в Булонском лесу. 1868
О. Ренуар. Фигуристы в Булонском лесу. 1868. Эта редкий для художника зимний вид, где все строится на контрасте черно-белых цветов, позже его зимы будут полны цветных рефлексов и солнечных бликов, снег будет синим, розовым и даже рыжим. Но зато тема этой ранней картины уже типично ренуаровская — отдых парижан на открытом воздухе, люди и животные, взрослые и дети, беззаботный шум, смех, задор — ощущение радости жизни
О. Ренуар. Дорога в Лувенсьене. 1870
О. Ренуар. Дорога в Лувенсьене. 1870. Все чаще ренуаровские пейзажи населяют различные персонажи, эта могут быть гуляющие семейства или целая спешащая суетливая парижская толпа, жнецы или сборщики винограда, все фигуры у Ренуара вне зависимости от размера выразительны, пластичны, они интересны автору
О. Ренуар. Сборщики винограда. 1879
О. Ренуар. Сборщики винограда. 1879. Постепенно интерес к героям картин начнет вытеснять интерес к пейзажу, он превратится в привычное место пребывания ренуаровских персонажей, призванное создать вокруг них атмосферу красоты и гармонии
О. Ренуар. Прогулка. 1876
О. Ренуар. Прогулка. 1876. Ренуар пишет своих героинь с доброжелательной интонацией, не исследует мотивы их поступков, не осуждает за легкомыслие, он наслаждается их раскрепощенностью, юностью и шармом, избегая как рассудочности, так и излишней чувственности при изображении «женщин в цветах»

Переломной для становления собственной импрессионистической манеры стала для Огюста совместная работа с Клодом Моне на пленэрах в Буживале и особенно в Аржантёе, где мы с каждым следующим пейзажем ощущаем, как каждый из них ищет свой путь, и отличий в их живописи становится больше, чем сходных черт. В знаменитых «Лягушатниках» Ренуар покоряет своим колористическим ансамблем, который ярче и богаче, чем у его друга, которому больше интересна игра света на воде.

Пейзажи 1870-х гг., еще довольно частые в творчестве Ренуара, покоряют своей тонкой цветовой гаммой, своим плывущим мазком, мир в этих пейзажах струится и ускользает, мы смотрим на поля, реку, луга, улицы и сады сквозь дымчатую вуаль синеватого воздуха. Живописная пластика таких нежных вещей, как «Порыв ветра» или «Пшеничное поле» восхищает наш взор и вызывает эмоциональный отклик в душе. В то время как Моне увлеченно наблюдает за лодками или за морскими скалами, Ренуар любуется тем, что его волнует больше всего — женщинами. Реже рядом появляются мужчины, но они автору не очень любопытны, часто он ставит их фигуры спиной к зрителю, в некоторых вещах Ренуар пишет только детей или только цветы, но потом снова возвращается к женским образам.

О. Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875
О. Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875. Женщины на картинах Ренуара — всегда пленительны, чаще всего они окружены цветами, иногда с ними бывают также притягательные для художника очаровательные дети
О. Ренуар. Две женщины в траве. 1875
О. Ренуар. Две женщины в траве. 1875. Сначала женские фигурки с яркими зонтиками появляются на дальнем плане цветущей аллеи или цветущего луга, затем фигуры приближаются, начинают читать, собирать цветы, забыв о зонтике, к ним присоединяются подруги, они начинают секретничать
О. Ренуар. Собирая цветы. 1875
О. Ренуар. Собирая цветы. 1875. Импрессионистическая мимолетность прекрасного мгновения передана автором виртуозно в этой непритязательной сцене на террасе
О. Ренуар. На террасе. 1881
О. Ренуар. На террасе. 1881. Одно из самых нежных его произведений «На террасе», которое он сам называл «Две сестры», где на фоне тающего в дымке бархатистого пейзажа изображены две прелестные героини, которые по-разному относятся к тому, что художник пишет их портреты. Старшая из сестер явно смущена вниманием автора, она отводит взгляд немного в сторону и уходит в свои мысли. Младшая чувствует себя гораздо увереннее, она очень горда тем, что стала моделью для картины. Мягкую пластику силуэтов первого плана подчеркивает растворенный в перламутровом воздухе оживленный пейзаж, где скользят лодки по речной глади, где сквозь тонкие ветви виден дальний зеленый берег с уютными домиками
О. Ренуар. Семья Анрио. 1870
О. Ренуар. Семья Анрио. 1870. Сам процесс созерцания женщин и запечатления их красоты доставлял Ренуару такое наслаждение, что однажды он даже изобразил, как молодой художник делает пленэрный эскиз будущего портрета двух девушек, непринужденно расположившихся в парке на траве

У некоторых героинь появляются спутники, которые помогают дамам собрать букет или подняться по склону, атмосфера легкого флирта царит в подобных «парных» сценках, где мы вместе с автором увлеченно следим за эмоциями барышень: они кокетничают, смущаются, искренне удивляются или лукаво улыбаются. Их быстрые жесты, кошачья пластика, повороты тел и наклоны голов все время притягивают взгляд, Ренуар всегда внимателен к прическам и нарядам своих моделей, всегда придает им милые черты с очаровательными улыбками и блестящими глазами.

Эмоциональная гамма усложняется в картинах, где рядом с девушками появляются дети, которые вносят ноту непосредственности и открытых эмоций во взрослый мир полутонов и сдержанности. Ренуар тонко чувствует этот контраст и передает с неподражаемой деликатностью, а иногда с едва заметной ироничностью.

О. Ренуар. Качели. 1876
О. Ренуар. Качели. 1876. Здесь мы снова видим сцену, которая разворачивается вокруг юной барышни в ярком платье с бантами, два кавалера ухаживают за ней и флиртуют при помощи качелей (испытанный прием, если вспомнить Фрагонара, которым и вдохновлялся наш автор). Мужские персонажи написаны обобщенно, хотя это вполне конкретные знакомые Ренуара, его гораздо больше волнует маленькая девочка, которая смотрит на взрослую девушку то ли с восхищением, то ли с ожиданием, когда же взрослые оставят ее качели. Так, Ренуар вносит в сцену, полную романтических надежд, краску озорной веселой улыбки
О. Ренуар. Цветы в вазе. 1866
О. Ренуар. Цветы в вазе. 1866. Ренуар писал: «Когда я рисую цветы, на мою душу снисходит спокойствие»
О. Ренуар. Мадам Шарпантье с детьми. 1879
О. Ренуар. Мадам Шарпантье с детьми. 1879. Портрет по блеску и роскоши фактур близок к салонным работам, если бы не мастерство автора, которое позволяет преодолеть холод и отчуждение, свойственное парадным композициям. В этом портрете благородная сдержанность хозяйки и очарование ее детей переданы так непринужденно, что мы нисколько не сомневаемся, что перед нами образец счастливого семейства
О. Ренуар. Портрет Ромен Ласко. 1864
О. Ренуар. Портрет Ромен Ласко. 1864. Детские портреты Ренуар создавал всю жизнь, одним из первых его законченных произведений стал тонкий и изысканный портрет юной Ромен Ласко, чей отец возглавлял фарфоровую фабрику и был знаком с Ренуаром с давних пор

Даже в тех случаях, когда художник пишет заказной портрет ребенка, где модель должна выглядеть торжественно, детскую естественность и живость автору удается сохранить и придать строгому портрету нежности, озорства и открытости. Друзья мастера часто просили изобразить своих детей, полностью доверяя его вкусу, такту и мастерству, с особым изяществом были написаны портреты дочерей собирателей картин Леграна и Дюран-Рюэля. Первое серьезное признание Ренуару принес портрет большого формата, где были изображены дети вместе со своей матерью — мадам Шарпантье. Эта внушительная композиция, где персонажи показаны в роскошном интерьере модной гостиной с огромной лохматой собакой на первом плане, была принята на выставку в Салоне-1879 и имела громкий успех. Заказ на эту вещь художник получил благодаря своим талантам светского общения, поскольку он был знаком со многими парижскими литераторами и музыкантами и вскоре стал гостем салона госпожи Маргариты Шарпантье, супруги известного книгоиздателя.

Самые известные свои импрессионистические портреты Ренуар создает в 1870-х гг., их отличает легкость кисти и эмоциональная проницательность автора, способного создать очень живые душевные образы своих моделей, находящие глубокий отклик в наших сердцах. Как он пришел к такому мастерству, можно проследить на примере двух портретов близкого друга художника — прекрасного пейзажиста Альфреда Сислея, который был излюбленной моделью Ренуара.

О. Ренуар. Девочка с лейкой. 1876
О. Ренуар. Девочка с лейкой. 1876. Особенно легко ему удавалось найти общий язык со своими маленькими моделями, на картинах Ренуара детям всегда очень уютно, комфортно, даже если они должны позировать с лейкой или с кнутиком. Он всегда внимателен к их эмоциональному состоянию, он искренне заинтересован ребенком, получая в ответ такое же открытое расположение
О. Ренуар. Портрет Альфреда Сислея. 1876
О. Ренуар. Портрет Альфреда Сислея. 1876. Автор избирает верхнюю точку, сильно приближенное к нам лицо героя изображено по диагонали, что вносит в картину эмоциональность, контраст темного фона и зеленовато-охристых линий спинки стула на первом плане дополняет портрет драматизмом, сама живопись Ренуара становится темпераментной, подвижной. Проникновенность портрету придают случайно пойманные автором черточки — опущенные в задумчивости глаза героя, а главное — очень естественные и характерные жесты рук, выдающие нелегкий характер размышлений Сислея. В этом портрете чувствуется особая близость между автором и моделью, что позволяет Ренуару показать своего героя в камерной обстановке наедине с собой
О. Ренуар. Портрет Виктора Шоке. 1875
О. Ренуар. Портрет Виктора Шоке. 1875. Первый портрет 1875 г. имеет фронтальную композицию, перед нами интеллектуал и эстет с утонченными чертами лица, высоким челом, тонкими пальцами, изображенный на фоне эскиза кисти Делакруа
О. Ренуар. Портрет Виктора Шоке. 1876
О. Ренуар. Портрет Виктора Шоке. 1876. Второй портрет решен более камерно, автор приближает героя к нам, легкий поворот головы и почти интимный жест руки — и перед нами человек тонких чувств и благородной души, второй портрет позволяет нам войти в контакт с персонажем, который так располагающе смотрит на нас и так внимательно слушает

Свое умение почувствовать человека, его внутренний мир эмоций, дум, переживаний Ренуар с блеском проявил в двух портретах коллекционера картин Делакруа — Виктора Шоке, который обладал тонким вкусом и независимостью суждений. Ренуар дважды портретирует Шоке с разницей в год, видимо, ощутив, что в первом портрете было сказано не все о таком сложном персонаже.

Некоторых своих моделей Ренуар изображал по несколько раз, иногда стремясь глубже заглянуть в душевный мир персонажа и объемнее представить героя зрителю, а иной раз показывал модель в разных образах, это прежде всего касалось портретов актрис, с которыми был дружен портретист. Так в течение двух лет он пишет три портрета прелестной актрисы «Комеди Франсез» Жанны Самари, каждый раз представляя ее в разных ролях — актриса, светская дама и прелестная женщина. Актрису театра «Одеон» Генриетту Анрио Ренуар также изображает много раз, один из портретов показывает ее в театральном костюме, она представлена в своем сценическом амплуа травести.

О. Ренуар. Женщина в саду. 1868
О. Ренуар. Женщина в саду. 1868. Влюбленный живописец представляет свою музу в разных вариантах, сначала она появляется только в качестве натурщицы для «Дианы» или для «Одалиски», затем начинает проступать ее индивидуальность в таких работах как «Женщина в саду» или «Лето», где чувствуются оттенки настроения и характера от сдержанного спокойствия до томной страстности
О. Ренуар. Парижанка. 1874
О. Ренуар. Парижанка. 1874. Совершенно очарователен портрет в полный рост, названный автором «Парижанка», где Генриетта изображена в модном наряде интенсивного голубого цвета. Художник пишет фигуру актрисы на фоне нежной дымки, состоящей из голубоватых рефлексов, создавая эффект пленэра, хотя дама находится в студии. «Парижанка» — это авторское название работы, которую Ренуар задумал как портрет-типаж, увидев в актрисе шарм и обаяние, свойственное жительницам французской столицы
О. Ренуар. Мадам Анрио. 1876
О. Ренуар. Мадам Анрио. 1876. Этот портрет, написанный через два года, представляет Генриетту Анрио изысканной молодой дамой, тонкой и нежной. Это поясное изображение, героиня одета в пастельное платье, которое сливается с таким же бледным тающим фоном, автор добивается эффекта появления утонченной модели из зыбкой пены окружающего воздуха. И если в портретах Жанны Ренуар подчеркивал ее страстность и жизненную силу, то в Генриетте он делает акцент на ее эфемерности и изяществе
О. Ренуар. Косы. 1886
О. Ренуар. Косы. 1886. Так, героиню раннего своего шедевра «Ложа» живописец писал с модели Нини Лопес, а на картине «Косы» 1886 г. Ренуар запечатлел знаменитую Сюзанну Валадон, ставшую позже художницей, а пока подрабатывающую натурщицей
О. Ренуар Лето. 1868
О. Ренуар Лето. 1868. Лесная нимфа, как называл Лизу художник, вошла в жизнь и в картины Ренуара на семь лет, почти в двух десятках работ встречается образ Лизы
О. Ренуар. Портрет Марго. 1877
О. Ренуар. Портрет Марго. 1877. Резвая, энергичная, она излучала радость жизни и заражала своим настроением и художника, и его друзей. Это она позировала мастеру для «Качелей», это ее он изобразил танцующей в своем шедевре «Бал в Мулен де ла Галетт»

Отношения Ренуара и его моделей — это захватывающий сюжет, за долгую творческую жизнь художник создал множество женских образов, для которых ему позировали десятки натурщиц. Некоторые из них остались безымянными и прошли незамеченными, другие были профессиональными натурщицами и позировали для Ренуара при создании очень известных его произведений. Но было несколько женщин в биографии Огюста Ренуара, которые стали не только персонажами его шедевров, но и главными героинями в его судьбе. Первой большой любовью Ренуара стала Лиза Трео, с которой Огюст познакомился в 1865 г. в доме своего друга архитектора Ле Кера. Ренуар пишет ее портреты: с деликатностью — «Лизу в шляпке», с восхищением — «Лизу с зонтиком», с теплотой — «Лизу за шитьем», и с грустью — «Лизу в белой шали», поскольку этот очень откровенный и искренний портрет был прощанием с большой любовью и с целым периодом своей жизни, который принято называть молодостью. Молодость Ренуара была периодом активного творческого порыва, он был страстен, беден, свободен и совершенно не готов к переменам в личной жизни, и... Лиза вышла замуж за другого. Несколько лет Ренуар переживал свой разрыв с мадемуазель Трео, впоследствии он не любил об этом романе даже упоминать, видимо, душевная рана была глубока.

В середине 1870-х гг. он обосновался в дешевом районе Парижа — на Монмартре, где процветал дух свободы и беспечности, к Ренуару постепенно возвращается его привычное жизнелюбие, он знакомится с юной натурщицей Маргаритой Легран, рыжей 16-летней певуньей и хохотушкой. Неунывающий легкий нрав Марго привнес в искусство Ренуара особую воздушность, в эти годы он создает один блистательный шедевр за другим, в его колорите господствует гамма синих оттенков, которые несут в себе таинственный свет секрета всеобщего счастья. Ренуар ощущал полноту и радость жизни в эти годы, у него все получалось в живописи, он был влюблен в грубоватую простушку Марго, в которой он видел свой идеал. Изображения Марго далеки от портретной точности, это скорее живописные впечатления от ее непосредственности, грациозности, оптимизма. Увы, счастье влюбленных было быстротечно, через четыре года Марго умерла от оспы, оставив безутешного Ренуара. Утешение к художнику пришло с появлением в его жизни провинциальной румяной девушки Алины Шариго, которую отличали золотистые волосы, легкая походка, пышные формы, но гибкий стан и кошачья грация. Ренуар был очарован новой моделью, затем он был в нее влюблен, а позже кроткий нрав Алины и ее беззаветная преданность своему Огюсту сделали ее главной женщиной в судьбе мастера. Алина стала его женой и матерью трех его сыновей, стала его ангелом-хранителем на долгие годы.

О. Ренуар. Женщина с зонтиком. 1873
О. Ренуар. Женщина с зонтиком. 1873. В эти годы он часто гостит у четы Моне, и его моделью становится Камилла Моне, гуляющая вместе с сыном или читающая книгу, в этих картинах царит атмосфера тихого семейного уюта, которого теперь, возможно, стало недоставать одинокому художнику
О. Ренуар. Соломенные шляпки. 1881
О. Ренуар. Соломенные шляпки. 1881. В начале своего знакомства с Алиной Шариго Ренуар пишет трогательную картину из жизни двух лодочников, на нем изображена Алина в канотье, ей дарит нежный букетик фиалок мужчина в таком же головном уборе — в его силуэте угадывается сам Ренуар. Позже картину назовут «Соломенные шляпки»
О. Ренуар. На берегу моря. 1883
О. Ренуар. На берегу моря. 1883. В 1883 г. Ренуар, став успешным и обеспеченным художником, совершает ряд путешествий, он едет к морю. На английском скалистом побережье была написана работа «На берегу моря», где мы видим сидящую в кресле Алину, занятую рукоделием. Это пленэрная вещь, автор изображает пейзаж в легкой подвижной манере, прекрасно вписывая в пространство фигуру модели, объединяя их единым пронизывающим колоритом, основу которого составляет столь любимый им когда-то синий цвет
О. Ренуар. Материнство. 1886
О. Ренуар. Материнство. 1886. Через два года в семье Ренуара появляется первенец — Пьер, художник пишет портрет Алины, которая кормит младенца. Это совсем иная живописная манера, построенная на линиях и контурах, фигура матери показана условно, краски стали более локальными, эта манера уже далека от импрессионизма, прежним остался только светлый незамутненный взгляд художника на мир вокруг
О. Ренуар. Танец в деревне. 1883
О. Ренуар. Танец в деревне. 1883. В1883 г. Ренуар создает три театрализованных панно с изображением танцующих пар в различных интерьерах; «Танец в деревне», «Танец в городе» и «Танец в Буживале», для которых позировала Алина. Танцующие пары показаны в динамичном ритме, в широких поворотах, с разных точек зрения. В «Танцах» заметно, как изменилась манера живописи Ренуара, она стала плотнее, краски стали более яркими, силуэты более очерченными, но жизнеутверждающее начало осталось неизменным — ренуаровским

Изображение обнаженной женской натуры — это ренуаровская тема в искусстве в течение всей его жизни, сначала он приступает к написанию ню робко и редко, используя мифологию и аллегории. Затем мастерство живописца крепнет, и он обращается к этому сложному жанру все чаще. В последние десятилетия жизни изображения в стиле ню стали ведущим жанром его творчества. «Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст»,— говорил Ренуар. За всю свою долгую творческую судьбу Ренуар несколько раз менял стилистику, увлекался разными манерами и техниками, но во все периоды жизни с восхищением писал прекрасных обнаженных. Ню — импрессионистические, терпкие или перламутровые — такое можно встретить только в творчестве Огюста Ренуара.

В 1880-е гг., после путешествия в Италию, кумирами Ренуара становятся Рафаэль и Энгр, он стремится изменить манеру живописи, вернуться к красоте линии, к четкому рисунку. Его обнаженные также преображаются, они явно позируют и замирают в наиболее эффектных ракурсах. Примером могут служить разнообразные купальщицы, часто изображенные на берегу, сам типаж моделей также изменился, теперь это светловолосые роскошные женщины рубенсовской фактуры.

О. Ренуар. Танец в городе. 1883
О. Ренуар. Танец в городе. 1883. Танец в городе окружен роскошью, он более статичен, танцующие полны аристократизма и достоинства, деревенский танец более экспрессивный, движения страстны и раскованы, у партнера даже слетела шляпа, дешевый веер и незатейливый рисунок на платье барышни выглядят простовато, но ярко
О. Ренуар. Танец в Буживале. 1883
О. Ренуар. Танец в Буживале. 1883. Наиболее выразительным получился танец в предместье — Буживале, где чувственность соединяется с грацией. Автор делает акценты на некоторых деталях, которые усиливают спонтанность и динамику композиции: брошенный в пылу движений букетик, развивающаяся вуаль и низ платья у партнерши, эскизно написанный фон, где фигуры посетителей кафе как бы проносятся мимо
О. Ренуар. Большие купальщицы. 1887
О. Ренуар. Большие купальщицы. 1887. Декоративное панно 1887 г. «Большие купальщицы» является самым ярким примером «терпкого» Ренуара, как называют этот период увлечения классической живописью
О. Ренуар. Обнаженная в солнечных лучах. 1876
О. Ренуар. Обнаженная в солнечных лучах. 1876. В знаменательном для себя 1876 г. на пике импрессионистического всплеска Ренуар пишет картину «Обнаженная в солнечных лучах». Это было смелое произведение, поскольку обнаженное тело на пленэре, в солнечном тумане световоздушной среды, пока никто не решался изображать. В эти годы подобную задачу было под силу решить лишь легкой кисти Ренуара. Он погружает фигуру модели в окружение зелени «под деревьями», когда свет пробираясь сквозь листву, рассыпается на блики и пятна. Световые потоки и брызги, рефлексы от зелени крон — все это растворяет кожуры тела, оно становится невесомым, состоящим из цвета и света. Вся живописная ткань Ренуара в этот год вибрирует и струится, мы находимся в преображенном пространстве, где сам воздух становится осязаемым, а тела и фигуры, напротив, состоящими из эфира
О. Ренуар. Сидящая купальщица. 1903
О. Ренуар. Сидящая купальщица. 1903. На рубеже столетий мастер увлекся переливчатой живописной палитрой, картины этих лет называют «перламутровым Ренуаром». Обнаженная натура в эти годы — любимый жанр художника, он пишет своих моделей на пленэре, в интерьере, они ведут себя более естественно, автор изображает их с гребнями и полотенцами, они загорают, купаются, расчесывают волосы. Ренуар остается верен себе будучи немолодым и страдая от недугов, он по-прежнему видит жизнь в ярких красках, создавая праздничные картины, чтобы приносить в этот мир радость



Поделиться ссылкой