«Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и если вы научитесь владеть этими формами, то сделаете все, что захотите.»
Поль Сезанн
Самое верное доказательство — от противного. Показать всю важность и силу открытий импрессионистов через «конструктивизм» композиции и вечные константы жизни — для этого мало просто быть талантом, надо было быть Полем Сезанном.
Поль Сезанн родился в Эксан-Провансе, у напористого, властного и обладавшего отличной деловой хваткой отца. Луи Огюст Сезанн, обучившись в Париже шляпному ремеслу, вернулся на малую родину и сначала открыл торговлю шляпами, а после успешного развития предприятия начал ссужать деньги и стал преуспевающим ростовщиком. Никаких особых талантов за маленьким Полем не замечалось, но академическое образование он получил прекрасное. Поль Сезанн всю жизнь любил классическую литературу и даже в старости был способен цитировать античных авторов страницами. Рисование также входило в обязательную программу колледжа, где будущий знаменитый художник учился вместе с будущим знаменитым писателем и своим лучшим другом Эмилем Золя.
У Поля с детства был твердый характер. На первый взгляд, не имея задатков живописца, он стремился получить художественное образование, несмотря на сопротивление отца. Немалыми усилиями сломив его, в 1861 году Поль уехал в Париж, чтобы поступить в Школу изящных искусств, оплот благонравия и приличия (пожалуй, это было единственное, что могло примирить ростовщика с выбором сына).
С самого начала творческого пути Сезанн проявил одно из самых ярких своих качеств, как ни странно, сослуживших ему хорошую службу, — великое упорство в достижении поставленной цели. Провинциальное происхождение, акцент и грубоватые манеры постоянно давали повод для насмешек со стороны других студентов Академии Сюиса. Именно в юности Поль научился не обращать внимания на слова, а насмешек в жизни его ждало еще немало...
Однако ни первая, ни вторая попытка поступить в Школу изящных искусств не увенчались успехом. Этот период его творчества позже будут называть темным (из-за колористики картин) или романтическим. С 1862 по 1870 год Сезанн писал сюжеты, исполненные драматизма: «Искушение Святого Антония (1867-8170), «Портрет Мари Сезанн» (1866-1867), «Пиршество» (1867), «Увертюра к Тангейзеру» (1869). Его мазок был нарочито груб, что вряд ли нравилось академикам-классицистам.
В конце 1860-х годов у Сезанна появились первые значительные успехи в портрете. Его буйную, яростную манеру сравнивали с музыкой Вагнера. Но настоящий успех пришел к Полю, когда он познакомился с импрессионистами.
«Писать не значит рабски копировать действительность, это значит уловить гармонию разнообразных отношений и переложить их на свой лад, раскрыть их согласно новой и оригинальной логике» (П. Сезанн)
В 1870-е годы Поль Сезанн всерьез увлекся проблемами света и цвета. В 1872 и 1873 годах, выезжая на пленэр с Камилем Писсарро, он перенял у старшего товарища более светлую и яркую палитру, сдержанность мазка: «Вид Оверна» (1873), «Парочки, отдыхающие на берегу пруда» (1873-1875), «Купальщицы» (1874-1875). Его прогресс был очевиден, но все равно полотна молодого живописца воспринимались в штыки и осмеивались, а отправленная им на Первую выставку импрессионистов (1874) картина «Новая Олимпия» и вовсе вызвала скандал. Все тот же Луи Леруа, когда-то безжалостно критиковавший полотна Мане и его молодых сподвижников, писал: «Помните „Олимпию" господина Мане? Так вот это был шедевр рисунка, точности и завершенности в сравнении с картиной господина Сезанна».
После Третьей выставки импрессионистов Сезанн решил оставить это направление и заняться собственными творческими разработками. В 1879 году он уехал в Экс, где и оставался до конца своих дней. «Импрессионистский» период его творчества закончился — наступила эпоха «конструктивизма».
Несомненной заслугой и настоящим подарком для потомков стали попытки Сезанна соединить яркие краски импрессионистов и прочную структуру объемного рисунка. Творческое кредо художника — это зеркальное отражение девиза импрессионистов «Запечатлей мгновение!». Поль Сезанн стремился познать конструктивный замысел Творца через природу и отобразить на полотне не ежеминутное, а вечное, не текучий поток жизни, а ее неизменные основополагающие законы. Пожалуй, полотна, написанные в этот период, стали вершиной его творчества — это серии «Гора Сент-Виктуар» и «Натюрморты с яблоками».
Это время творчества и — затворничества. Художника, ничем не напоминавшего о себе Парижу, почти забыли. И только в пятьдесят шесть лет Сезанн заключил договор с владельцем галереи Волларом и отправил ему сразу 150 своих работ. Это была его первая персональная выставка, и она прошла с ошеломительным успехом.
Сезанн был рад и не рад этому. Он мечтал, чтобы оценивали его искусство, но при этом не беспокоили его самого. Последние годы творчества Поля Сезанна критики назвали «синтетическим» периодом. В это время его окружали не только поклонники, но и молодые художники, для многих из которых встреча с Сезанном стала судьбоносной и определяющей в творчестве.
Наследие живописца трудно переоценить, именно его творческие находки во многом определили направление развития современного искусства, составив основу фовизма и кубизма в ХХ веке.
«Чистый рисунок — это абстракция, рисунок и цвет неразделимы, в природе все окрашено» (П. Сезанн)