Примерно в VIII в. до нашей эры у подножия вулкана Везувий образовалось небольшое поселение, принадлежавшее роду Помпеев. Это имя закрепилось и за городом. Шли столетия. Город жил, приходил в упадок и переживал расцветы. Но вот наступил трагический 79 год нашей эры. Везувий проснулся. Утром 24 августа землю потряс толчок невероятной силы. Вершина вулкана раскололась, и из образовавшегося жерла возник столб огня. Как из гигантской пушки в небе громыхали огненные взрывы, летели камни и пепел. Чёрная туча скрыла солнце. А со склонов разбушевавшейся горы хлынули потоки раскалённой лавы. Перепуганные жители старались спастись от разгневанной стихии. Некоторым это удалось, но прекрасный город погиб.
В 1827 г. Брюллов увидел развалины Помпеи, и у него сразу же появилась мечта: воскресить на холсте последние дни погибающего города. Художник внимательно осматривал дома, вещи, засыпанные вулканическим пеплом, — всё свидетельствовало о произошедшей здесь трагедии. Работа над огромным, почти тридцать квадратных метров, полотном заняла шесть лет. Но труд того стоил. Картина стала одним из шедевров мировой исторической живописи. Успех был ошеломительный. В газетах и журналах печатались восторженные отзывы о картине и её создателе. Карл Павлович сделался самым знаменитым человеком в Италии.
Его приветствовали аплодисментами на улицах, устраивали овации в театрах. Поэты посвящали ему стихи.
Во время переездов на границах итальянских княжеств от него не требовали предъявления паспорта — считалось, что каждый обязан знать в лицо великого живописца.
О подробностях катастрофы 79 года известно из писем историка Плиния Младшего, живущего теперь на картине Брюллова: это молодой человек, уговаривающий пожилую женщину подняться. В противоположном углу, на ступенях, можно узнать самого Карла Павловича. Мастер изображает себя как древнего художника, несущего на голове ящик с красками. А многие женские образы написаны с Юлии Самойловой, ставшей для Брюллова высшим идеалом женской красоты.