Сказка — один из основных видов устного народного творчества, основанный на поэтическом вымысле и фантазии. Сказочных сюжетов не так много, и они, по сути, одинаковы во всём мире. Но зато вариантов сказок множество — каждая эпоха, каждый народ, каждый рассказчик вносят в неё что-то своё, неповторимое.
Создавая картину «Витязь на распутье», Виктор Васнецов взял за основу былину «Три поездки Ильи Муромца», но раскрыл её смысл по-своему. Герой остановился не на развилке дорог, а в поле, усеянном костями. Вместо надписи на камни предоставляющей выбор: невеста, богатство или смерть, - художник пишет свою: «Как прями ехать живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролётному».
Ни одна сказка не обходится без женских персонажей. Вредные старухи, злые мачехи, ленивые и завистливые сёстры, прекрасные царевны, добрые и красивые бедные девушки — словом, всех и не перечислишь. Много образов сказочных героинь создал Виктор Васнецов.
Из славянской мифологии пришёл в сказку и образ Царевны Лебедь. Её изображение, созданное Михаилом Врубелем, стало одним из самых пленительных и загадочных. «Царевну Лебедь» можно считать портретом жены художника певицы Надежды Забелы-Врубель, исполнявшей эту роль в опере Н. Римского-Корсакова по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». На глазах у зрителя в таинственном свете заката совершается чудо. Мерцающий морской прибой превращается в белоснежные крылья лебедя и драгоценные серебряные одежды.
Сказочный мир не был бы по-настоящему волшебным, если бы в нём жили только богатыри, царевичи и красавицы.
Нет, его обязательно населяют необычные персонажи, как добрые, так и злые, но непременно наделённые способностями творить чудеса. Жар-птицы, птицы с женскими лицами, лешие, водяные, русалки, кикиморы и, конечно Баба-яга и Кощей Бессмертный.