Дьявол является достаточно сложным христианским образом, занимающим видное место в вероучении этой религии. Своими корнями этот символ уходит в древние языческие верования: крючковатый нос, острые звериные уши и крылья он унаследовал от этрусского демона подземного мира Хару, а рога и козлиные ноги с раздвоенными копытами достались ему от греческого Пана. Таким образом, дьявол вобрал в себя внешние черты человека и черного козла.
Дьявол является главным противником Бога и всех верных ему небесных и земных сил, а также врагом рода человеческого. Его владения — подземный мир грешных душ, в котором Сатане прислуживают вооруженные трезубцем (в славянском варианте — вилами) и копьями бесы.
В земной жизни дьявол является главным символом зла, вдохновителем колдунов и ведьм, которых он после подписания с ним договора приобщает к тайному искусству черной магии.
Сатана также представляет собой существо, воля и действия которого являются источником мирового зла, однако главным соперником дьявола на его уровне бытия выступает не Бог, а архангел Михаил, который является заступником верующих в их священной войне с хозяином преисподней.
Слуги дьявола бесы, или черти, помогают своему повелителю враждовать с ангелами, являясь его шпионами, а также сеятелями различных бедствий: дурных внушений, болезней, порчи и т.д. Внешне они также выглядят как смесь козла и человека, напоминая античного Пана, или Силена.
Бесам приписывались сверхчеловеческое знание и могущество. Они абсолютно не связаны условиями пространства, могут повелевать стихиями, а также проникать в человеческие умы и сердца, вкладывая в них нужные им внушения. Еще одной отличительной особенностью бесов является оборотничество, т.е. способность превращаться в различных существ: черную кошку, змею, а иногда даже принимать облик Иисуса Христа.
Большое влияние на формирование фольклорного образа черта оказало христианство, хотя происхождение этого существа уходит корнями в язычество. Народные поверья славян и балтов рисуют черта как человекоподобное создание, покрытое черной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Для русской средневековой живописи было характерно изображать его с волосами, стоящими дыбом, т.е. шишом. Восточные славяне называли чертями всякую нечисть: водяных, домовых и т.д. Эти существа часто вмешиваются в жизнь людей, причиняя мелкие неприятности и «вводят во грех», т.е. провоцируют на совершение необдуманных поступков.
Согласно средневековой христианской традиции шабашем называлось собрание ведьм и колдунов, на котором они поклонялись дьяволу. Подобное сборище для средневекового человека было символом и квинтэсенцией зла и козней дьявола. Местом проведения ритуала выбиралось какое-нибудь глухое место: одинокая гора, лес или пустынная равнина. На шабаш ведьмы переносились по воздуху, для чего часто усаживались на кочергу или метлу, хотя порой Сатана посылал им для этого козлов и драконов.
Начиналось все со «срамного поцелуя», после чего следовала раздача колдовского зелья. Для его приготовления хозяин преисподней сжигал самого себя при помощи синего пламени, игравшего у него между рогами, а его прислужники собирали оставшуюся от него золу. Затем Сатана вновь представал в виде увитого розами черного козла и выводил в центр круга королеву бала. Обойдя с ней под руку всех гостей, дьявол укладывал девушку на алтарь, который сразу же превращался в брачное ложе. Далее следовала так называемая черная месса и пир, главным блюдом на котором была человечина.
Наивысшей точки развитие иконографии дьявола достигло в эпоху Ренессанса в Италии. Рогатые козлоногие символы мирового зла украсили стены церквей, заполнив фрески, изображавшие грядущий Страшный суд. Сатана изображался с обрезанными крыльями, стоящим за спиной Антихриста либо сидящим в центре ада с Иудой на коленях.