Дьявол и черт

Дьявол является достаточно сложным христианским образом, занимающим видное место в вероучении этой религии. Своими корнями этот символ уходит в древние языческие верования: крючковатый нос, острые звериные уши и крылья он унаследовал от этрусского демона подземного мира Хару, а рога и козлиные ноги с раздвоенными копытами достались ему от греческого Пана. Таким образом, дьявол вобрал в себя внешние черты человека и черного козла.

Афродита, Купидон и Пан
Афродита, Купидон и Пан

Дьявол является главным противником Бога и всех верных ему небесных и земных сил, а также врагом рода человеческого. Его владения — подземный мир грешных душ, в котором Сатане прислуживают вооруженные трезубцем (в славянском варианте — вилами) и копьями бесы.

В земной жизни дьявол является главным символом зла, вдохновителем колдунов и ведьм, которых он после подписания с ним договора приобщает к тайному искусству черной магии.

Старший аркан «Дьявол» из французской колоды Таро XVIII в.
Старший аркан «Дьявол» из французской колоды Таро XVIII в.

Сатана также представляет собой существо, воля и действия которого являются источником мирового зла, однако главным соперником дьявола на его уровне бытия выступает не Бог, а архангел Михаил, который является заступником верующих в их священной войне с хозяином преисподней.

Слуги дьявола бесы, или черти, помогают своему повелителю враждовать с ангелами, являясь его шпионами, а также сеятелями различных бедствий: дурных внушений, болезней, порчи и т.д. Внешне они также выглядят как смесь козла и человека, напоминая античного Пана, или Силена.

Бесам приписывались сверхчеловеческое знание и могущество. Они абсолютно не связаны условиями пространства, могут повелевать стихиями, а также проникать в человеческие умы и сердца, вкладывая в них нужные им внушения. Еще одной отличительной особенностью бесов является оборотничество, т.е. способность превращаться в различных существ: черную кошку, змею, а иногда даже принимать облик Иисуса Христа.

Крампус на Святках в крепости австрийского города Зальцбург
Крампус на Святках в крепости австрийского города Зальцбург. Согласно южнонемецким народным поверьям, на Рождество Санта-Клаус приходит только к хорошим детям, непослушных же забирает крампус — местный аналог черта
Герб белорусского города Привалка
Дьявол в адском пламени на гербе белорусского города Привалка. Архангел Михаил попирает нечистого, низвергая его обратно в ад

Черт у славян и балтов

Большое влияние на формирование фольклорного образа черта оказало христианство, хотя происхождение этого существа уходит корнями в язычество. Народные поверья славян и балтов рисуют черта как человекоподобное создание, покрытое черной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Для русской средневековой живописи было характерно изображать его с волосами, стоящими дыбом, т.е. шишом. Восточные славяне называли чертями всякую нечисть: водяных, домовых и т.д. Эти существа часто вмешиваются в жизнь людей, причиняя мелкие неприятности и «вводят во грех», т.е. провоцируют на совершение необдуманных поступков.

Почтовый блок Украины, посвященный юбилею Н.В. Гоголя
Почтовый блок Украины, посвященный юбилею Н.В. Гоголя

Глава шабаша

Согласно средневековой христианской традиции шабашем называлось собрание ведьм и колдунов, на котором они поклонялись дьяволу. Подобное сборище для средневекового человека было символом и квинтэсенцией зла и козней дьявола. Местом проведения ритуала выбиралось какое-нибудь глухое место: одинокая гора, лес или пустынная равнина. На шабаш ведьмы переносились по воздуху, для чего часто усаживались на кочергу или метлу, хотя порой Сатана посылал им для этого козлов и драконов.

Начиналось все со «срамного поцелуя», после чего следовала раздача колдовского зелья. Для его приготовления хозяин преисподней сжигал самого себя при помощи синего пламени, игравшего у него между рогами, а его прислужники собирали оставшуюся от него золу. Затем Сатана вновь представал в виде увитого розами черного козла и выводил в центр круга королеву бала. Обойдя с ней под руку всех гостей, дьявол укладывал девушку на алтарь, который сразу же превращался в брачное ложе. Далее следовала так называемая черная месса и пир, главным блюдом на котором была человечина.

Ф. Гойя. Шабаш ведьм
Ф. Гойя. Шабаш ведьм

Властитель ада

Наивысшей точки развитие иконографии дьявола достигло в эпоху Ренессанса в Италии. Рогатые козлоногие символы мирового зла украсили стены церквей, заполнив фрески, изображавшие грядущий Страшный суд. Сатана изображался с обрезанными крыльями, стоящим за спиной Антихриста либо сидящим в центре ада с Иудой на коленях.

Антихрист с дьяволом. Фрагмент фрески «История антихриста» из цикла «Страшный суд» Л. Синьорелли
Антихрист с дьяволом. Фрагмент фрески «История антихриста» из цикла «Страшный суд» Л. Синьорелли



Поделиться ссылкой