Символика водного транспортного средства чаще всего связана с перемещением небесных тел, прежде всего Солнца, а также отправлением умерших в потусторонний мир. Наскальные изображения лодок впервые появляются в эпоху неолита и, по мнению ученых, символизируют путешествие умерших на острова блаженных.
Для многих культур характерно восприятие реальных судов как магического одушевленного существа, о чем свидетельствуют часто встречающиеся штевни с головами различных животных В Древнем Египте священная барка символизировала корабль бога солнца Ра, так называемую «Ладью Миллионов лет», на которой он днем плывет по небу, а также судно «Месектет», с помощью которого он путешествует по подземному Нилу ночью. Египтяне захоранивали барки рядом с пирамидами своих фараонов, чтобы умерший смог вместе с божественным перевозчиком переправиться на круг Запада — в Страну Мертвых. В форме золотой барки изготавливались также алтари в храмах бога Ра.
Викинги хоронили погибших воинов в ладьях, отражение чего можно найти в мифе о боге Бальдре, которого сожгли на огромном костре вместе с женой Наиной, сокровищами и конем на корабле «Хрингхорне», спустив его на воду. Среди божеств скандинавского пантеона с кораблем связан и бог Фрейр, владевший волшебным судном «Скидбладнир», способным складываться, словно попона, в сумку. На могилах ранних христиан также можно найти изображение корабля, который является символом пути в порт спасения.
Корабль с белыми парусами означал удавшуюся миссию, радость, везение, судно же с черными парусами является вестником печали, смерти. Особенно ярко этот мотив представлен в мифе о Тезее, которому его отец царь Эгей перед отправлением на остров Крит наказывал сменить черные паруса на белые, если тот сможет победить чудовище. Однако герой забыл данное отцу обещание, в результате чего Эгей решил, что его сын погиб, и бросился со скалы в море, которое стало носить его имя. В Древнем Египте, а позже и в Риме во время весенних праздников пускали в море священный корабль с белыми парусами, заполненный благовониями и свитками с молитвами, как дар богине Изиде.
Немецкий ученый и писатель-сатирик Себастиан Брандт написал аллегорическую поэму «Корабль дураков», в которой рассказывалось о корабле, который держит путь в «дурацкий рай». Поэма явилась своеобразной сатирой на глупость, распущенность и различные пороки того времени: пьянство, разврат, продажность законников и деятелей церкви, зло намеренность лекарей-шарлатанов и тому подобное.
Иллюстрацией к этому мотиву послужило полотно Иеронима Босха «Корабль дураков», на которой художник изобразил пьяную компанию на борту судна, включив в нее поющего монаха и монашку, играющую на лютне. Широкую популярность снискала также легенда о «Летучем голландце»— корабле-призраке капитана Ван дер Деккена, обреченного на вечные попытки обогнуть мыс Доброй Надежды в наказание за свое богохульство.
Корабль Арго является одним из 48 классических созвездий античности. Названо так в честь корабля аргонавтов. Однако в сер. XVIII в. французский астроном Лакайль разделил его на три части: Киль, Корма и Паруса. В таком виде это созвездие существует и поныне.
В древнегреческой мифологии Харон является перевозчиком мертвых по водам подземных рек. Эллины клали под язык покойника монету, чтобы он мог оплатить услуги паромщика Аида. Однако Харон перевозит на своей ладье лишь тех умерших, чьи останки были захоронены с выполнением всех обрядов, поэтому некоторым героям, Гераклу, Тезею и Пирифою, пришлось заставить перевезти их в царство мертвых силой. Живой человек может попасть в Аид только при помощи золотой ветви, сорванной в саду Персефоны.
Обычай обручения с морем существовал в Венеции примерно с 1000 г., когда венецианцы захватили Далмацию. Этот ритуал символизировал договор города с морем, по которому Венеция получала право безраздельно господствовать на водах. Каждый год в день Вознесения Господня порт Лидо покидала эскадра судов по главе с галерой дожа «Буцентавр». Корабли выплывали в море. После причащения святой водой дож снимал с пальца драгоценный перстень и со словами «Мы обручаемся с тобой, о море» кидал его в воду. Название парадной галеры дожа происходит от итальянского «золотая барка». Это судно было богато украшено золотом и символизировало могущество венецианского государства.
Теологи часто уподобляли католическую церковь кораблю, плывущему в порт Спасения. На этом судне Святой Петр выступал в качестве штурмана, отцы церкви правили веслами, а Матерь Божья — парусами. Образ корабля можно найти среди христианской живописи римских катакомб, он изображался на различных светильниках и печатях того периода. Чаще всего его мачта имела форму креста, увенчанного голубем, судно может также покоиться на спине огромной рыбы — ранней аллегории Христа. Тертуллиан олицетворял с кораблем само место богослужения, из-за чего расстояние между колоннами храма стали называть нефами, от лат. navis, т.е. корабль.