Линия была первым геометрическим объектом, который изобразил человек. Изначально нарисовать идеально прямую линию без самых элементарных инструментов невозможно, поэтому она является символом идеала. Кроме того, в природе прямых нет, любая линия имеет определенную степень кривизны.
С линией связана самая первая символика древних людей. Горизонтальная линия всегда обозначала разделение неба и земли, т.е. линию горизонта. Она символизирует землю, женское начало, ход времени из прошлого в будущее, движение по поверхности, стремление к материальному. Вертикальная же линия — знак неба и мужского начала, движение сверху вниз и снизу вверх, стремление к духовному. Также вертикаль трактуется как мировая ось.
Изогнутая линия образует дугу, которая изначально была символом емкости, вместилища, места, которое может удерживать и сохранять. Как правило, дуга, в силу своей незавершенности, является женским символом. Классическим примером такого символа является полумесяц или лук. Также дуга символизирует чашу.
Изломанная, изогнутая кривая линия также несет в себе мощное символическое значение. Знаком верховного жреца древних пруссов Криве была кривая палица, солярный символ, по которой он и получил свое имя. Культ Криве-Кривайтиса был распространен среди многих балтских племен. Возможно, именно к нему восходит название славянского племени кривичи. Однако позднее в славянской мифологии и фольклоре понятие кривизны приобрело негативный характер.
С одной стороны, Кривда как олицетворение лжи боролась с Правдой. А с другой — кривым путем можно было добиться того, чего никак нельзя было получить напрямую. Также кривым называли человека, ослепшего на один глаз.
Извилистый путь всегда был символом трудностей. В Древнем Египте Изида вела умершего по аменти, извилистому пути от смерти к воскрешению. Волнистая линия издревле символизировала воду и движение.
Искривленная линия, закручивающаяся в спираль, — древнейший символ, имеющий аналоги в природе. Эта геометрическая фигура символизирует движение к центру, к цели. Змея, свернувшаяся в виде спирали, является символом мудрости. Не менее важно символическое значение спирали как знака развития, смены циклических ритмов и вечного изменения. Каждый виток спирали — символ окончания одного цикла и начала другого. Двойная спираль, например кадуцей или даосская монада, является знаком единства и борьбы противоположностей.
В древности спирали вырезали на каменных гробницах, где они трактовались как путешествие души по лабиринту подземного царства мертвых. Лабиринт — это высшая точка усложнения кривой линии. Древнейшие лабиринты обнаружены на морском побережье в Скандинавии. Эти сооружения, представляющие собой выложенные из камней дорожки, были связаны с обрядами, которые должны были обеспечить успех в рыбной ловле. Они также связаны с круговыми танцами обряда инициации, в ходе которых посвящаемые должны были обрести ритуальное бессмертие.
Кроме знаменитого критского лабиринта, античный мир знал еще несколько подобных сооружений. В Файюмском оазисе в Египте стоял Лопе-ро-унт («Храм у входа в озеро»), возведенный фараоном Аменемхетом III. На о. Самос был построен лабиринт по приказу тирана Поликрата. В итальянском городе Клузии лабиринтом называли гробницу этрусского царя Порсены.
Кроме того, спираль может символизировать скорость и высоту. В авиации некоторые фигуры высшего пилотажа включают в себя движение по спирали. «Спираль» — название первого в мире орбитального самолета, спроектированного в КБ А. Микояна.
Тип древнегреческого орнамента «меандр» получил свое название по одноименной довольно извилистой реке, которая впадает в море близ Милета Малой Азии. Меандр стал символом текущей воды, но также и бога-громовержца Зевса.
В Средние века терновый венец на голове Иисуса Христа было принято изображать в виде двойной спирали. Точно так же выглядели венки, которые европейцы надевали на весенние праздники. В данном случае двойная спираль, скрученная из живых веток кустарника, символизировала возрождение к новой жизни. Таким образом, терновый венец Господа стал знаком не только крестных мук, но и надежды на вечную жизнь.
«Макаронами» археологи называют самые древние изображения, оставленные человеком в эпоху палеолита при помощи пальцев на сырой глине в пещерах. Они представляют собой серии пересекающихся прямых и волнистых линий. Точное символическое значение этих изображений неизвестно, однако их ритуальное назначение не вызывает сомнений.
Эта геометрическая фигура очень часто встречается в живой и неживой природе. По траектории такой спирали парит в небе ястреб. Именно так закручена раковина моллюска наутилуса и простой улитки, а также обычная паутина. Более того, тропические ураганы и спиральные галактики, в том числе и наш Млечный Путь, закручены точно так же.
В Средние века на полу готических соборов выкладывали лабиринты, которые назывались паломничествами. Верующие на коленях с молитвой проходили эти лабиринты, что символически приравнивалось к паломничеству в Святую землю, которое снимало с человека все грехи. Так, путь такого «паломника» по лабиринту на полу Шартрского собора был равен 200 метрам.
Традиция выкладывать на полу зданий мозаичные лабиринты появилась в античности. Путь такого лабиринта повторял траекторию священного танца, символизировавшего движение Солнца по небу, восход, закат и четыре годовые фазы, совпадавшие с важнейшими праздниками. Линия лабиринта толковалась как дорога в вечность, бессмертие, веревка, по которой можно было забраться на небо.
В античности лабиринтом называли большое сооружение, состоящее из многочисленных подземных или надземных сооружений, расположенных по сложному и запутанному плану. Если незнакомый с планом такого строения человек попадал внутрь, он не имел ни одного шанса выбраться наружу. Символически лабиринт был царством смерти, подземных миров, которым управляла Великая мать, а в центре находился судья мертвых. Согласно распространенному мифологическому сюжету, герой должен был пройти через лабиринт при помощи женщины и убить сидящего в нем судью-стража — чудовище. Именно таков древнегреческий миф о Тезее, Минотавре и Критском лабиринте.