С глубокой древности верблюд считался символом Азии, Ближнего Востока, сильнее всего он ассоциировался с Аравией. Благодаря своим способностям перемещать тяжелые грузы на многие километры, безропотно переносить жажду, жару и голод, это вьючное животное быстро стало символом трудолюбия, целеустремленности, покорности, покаяния, чувства собственного достоинства.
В арабских странах он издревле олицетворяет благородство и царственность. Пророка Мухаммеда часто называли верблюжьим пророком» или «верблюжатником из Мекки», а два его любимых верблюда после смерти удостоились особенных почестей: самый быстрый верблюд - аль Адха переселился в рай, а аль Касава похоронили близ священной Каабы в Мекке.
Верблюд также, являлся символом высокомерия и заносчивости. Некоторые древнееврейские источники сообщают, что у змея, искушавшего Еву в раю, была верблюжья голова. Это существо также называется «крылатым верблюдом». По другой версии, змей с верблюжьей головой был атрибутом демона Самуила, и именно на нем это демон прилетел в рай, чтобы соблазнить Еву.
В христианстве верблюд сразу же стал символом тяжелого труда и безропотной покорности Божьей воле. Так, Иоанн Креститель во время пребывания в пустыне, вместо одежды носил власяницу из грубой верблюжьей шерсти - в этом заключалась его суровая аскеза. Чтобы объяснить, насколько трудно богатому человеку вести праведную жизнь и заслужить своими делами и помыслами Царствие божье, Иисус Христос использовал аналогию: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие божье».
Иранского пророка и основателя новой религии Заратуштру, называли «хозяин старого верблюда» - это было его «внешнее» имя, призванное оберегать его от злых духов. В XIX в. немецкий философ Фридрих Ницше в своей знаменитой книге «Так говорил Заратустра», использовал образ верблюда как символ порабощенного, перегруженного культурными образцами «выносливого духа», неспособного на свободное творчество. Однако затем верблюд превращается во льва, который откажется от старых ценностей, чтобы создать свои собственные новые. Следующая стадия символических трансформаций - ребенок, который в своей невинности превращает творчество в священную игру.
Верблюд — рождественская эмблема. Три мага — Каспар, Балтазар и Мельхиор путешествовали вслед за рождественской звездой и прибыли в Вифлеем. Там, в хлеву, они нашли только что родившегося Иисуса Христа с матерью. Волхвы преподнесли ему дары — золото, ладан и смирну. Золото, самый драгоценный из всех металлов, преподносят Иисусу как Царю всего рода человеческого, ладан (в переводе — белый), драгоценную смолу — как первосвященнику и учителю, а смирну, вещество, способное противостоять гниению, — как человеку, который своей смертью победит смерть.
Братья Козьма и Демьян жили в римской провинции Сирия, занимались врачеванием и не брали денег за лечение. Во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане, они были схвачены и после долгих пыток обезглавлены. Когда братья размышляли, быть ли им похороненными в общей могиле, стоявший рядом верблюд обрел дар речи и поддержал их решение.
Современное созвездие Жираф долгое время носило другое имя. Первоначально его называли Верблюдом, в честь встречи Ревекки и Исаака у колодца, на водопое этих животных. Только в 1624 г. астроном Я. Барч окончательно закрепил за этим скоплением звезд наименование Жираф. Путаница возникала еще и из-за того, что европейцы не всегда четко различали этих двух экзотических животных. Кроме того, с латыни слово жираф (Camelopаrdalis) можно условно перевести как «пятнистый верблюд».