Джон Голсуорси (1867—1933)

Для английского читателя «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси — приблизительно то же, что для русского — «Война и мир» Льва Толстого. Сам Голсуорси считал «Сагу» своим «паспортом к берегам вечности, сколь бы ни трудно было его визировать».

Джон Голсуорси
Джон Голсуорси

Джон Голсуорси родился в самый разгар викторианской эпохи, в одной из тех богатых буржуазных семей, которые были оплотом этой эпохи, пронизанной духом собственничества. Окончив Оксфордский университет, он получил диплом юриста, но адвокатская деятельность его не привлекала. Событием, определившим дальнейшую жизнь Голсуорси, оказалось знакомство в 1895 г. с женой кузена, майора Артура Голсуорси, — Адой Купер, вскоре ставшей ему близким человеком, а через десять лет — женой. Именно Ада навела его на мысль о литературном поприще.

Уже в первых зрелых произведениях Голсуорси, романах «Вилла Рубейн» (1900 г.) и «Остров фарисеев» (1904 г.), проявляется его склонность исследовать стремление буржуа абсолютно всё оценивать с точки зрения выгодности или невыгодности. При этом мораль собственничества неизбежно вступает в противоречие и с искусством, и с человечностью.

Джон Голсуорси-отец
Джон Голсуорси-отец
Ада Купер
Ада Купер

Фамилия Форсайт впервые появилась у Голсуорси в 1901 г. в рассказе «Спасение Форсайта» (сборник рассказов «Человек из Девона»), Его главный герой Суизин Форсайт, находясь при смерти, осознаёт, что он исковеркал собственную судьбу, когда пошёл на поводу у своего окружения и пожертвовал любовью. В том же году писатель работал над пьесой «Цивилизованные», раскрывающей семейную драму Джорджа Форсайта, от которого, бросая налаженную комфортную жизнь, уходит не любящая его жена. Позднее оба эти мотива встретились в романе «Собственник» (1906 г.) — книге, ставшей краеугольным камнем «Саги о Форсайтах», которую Голсуорси писал с большим перерывом вплоть до 1928 г.

Главное качество Форсайтов — то, что они цепляются за любой вид собственности, «будь то жёны, дома, деньги, репутация», незаметно превращаясь в её рабов. Олицетворение «форсайтизма» в романе — Соме Форсайт, «вожак головного отряда великой армии Форсайтов», даже в их среде получивший прозвание Собственник. Умение чувствовать красоту сочетается у него с непременным желанием владеть ею — таково его отношение и к собираемой им коллекции произведений искусства, и к жене Ирэн.

Интерлюдия (от лат. inter — «между» и ludus — «игра») — небольшое связующее повествование между частями основного произведения

Отталкиваясь от личных и семейных обстоятельств, Голсуорси описывает любовный треугольник, который составляют Соме Форсайт, его жена Ирэн и архитектор Боснии, строящий для них загородный дом. Между архитектором, бескорыстным служителем искусства, и не любящей мужа Ирэн вспыхивает любовь. Ирэн пытается сдерживать чувства, уважая таинство брака, но всё же уходит к Боснии. Роман кончается трагически: Боснии погибает, Ирэн вынуждена вернуться в дом мужа, а он, несмотря на кажущуюся победу, осознаёт своё поражение.

Разнообразны и показанные Голсуорси проявления «форсайтизма», и отступления от него. Смыслом существования Джемса Форсайта становится «сбережение денег для детей». Его брат-близнец Суизин, напротив, не отвергает житейские радости, поскольку в большей степени сохранил в себе «дух предков». Тимоти боится жизни до такой степени, что никуда не выходит из дома. Особое место в галерее семейных портретов занимает «старый Джолион» — не совсем обычный Форсайт. Ему также свойственны преклонение перед собственностью, стремление к умеренности и самосохранению. Но нередко «старый Джолион» сомневается в безусловности и незыблемости форсайтских принципов: «А может быть, он действительно слишком берёг себя?». «Старый Джолион» сохранил «молодость и свежесть сердца», ему свойственны «твёрдая воля» и «минутные порывы нежности и философских раздумий». Именно поэтому он способен переступить через законы «форсайтизма»: помогать Ирэн, простить сына, ради любви пошедшего на разрыв с обществом.

Ж. Валле. Верховая прогулка в Гайд-парке. 1898 г.
Ж. Валле. Верховая прогулка в Гайд-парке. 1898 г.

Прототипом «молодого Джолиона», который называет себя «полукровкой», условно можно считать самого автора. Этот буржуа профессионально занимается живописью, умеет видеть пороки общества и своей семьи, но осуждает только крайние их проявления и не склонен бунтовать против них, поскольку «Форсайты... это посредники, коммерсанты, столпы общества, краеугольный камень нашей жизни с её условностями». Именно «молодой Джолион» по просьбе отца помогает Ирэн после гибели Босини, и именно он в последующих книгах «Саги» становится ей опорой в жизни. Своеобразное противостояние «форсайтизму» демонстрирует дочь «молодого Джолиона» Джун, помогающая «непризнанным гениям».

Романы, написанные после «Собственника», развивают тему «форсайтизма». В «Усадьбе» (1907 г.) показана семья помещиков Пендайсов, глава которой считает себя в праве подавлять волю других людей, «заменяя их индивидуалистические наклонности собственными вкусами, намерениями, представлениями». Это свойство Голсуорси язвительно называет «пендайсицитом» (в английском языке оно сходно по звучанию с «аппендицитом»), В романе «Патриций» (1911 г.) рассказывается о тяжёлом выборе между общепринятыми условностями и любовью, который встаёт перед политиком-аристократом.

В 1932 г. Джону Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе

В 1918 г., как позже напишет сам Голсуорси, он «вдруг осознал, что может пойти дальше с... Форсайтами и рассказать их историю ещё в двух романах со связкой между ними». В результате появилась серия из трёх романов — «Собственник», «В петле» (1920 г.) и «Сдаётся в наём» (1921 г.), соединённых между собой короткими зарисовками-интерлюдиями — «Последнее лето Форсайта» (1918 г.) и «Пробуждение» (1920 г.). Эта серия получила название «Сага о Форсайтах».

Временной разрыв между действием романов «Собственник» и «В петле» — 12 лет, события во втором романе происходят на рубеже XIX— XX вв., на закате викторианской эпохи, по мнению Голсуорси канонизировавшей фарисейство. Поколение «старого Джолиона» и Джемса уступает место поколению «молодого Джолиона» и Сомса, ещё в «Собственнике» наметивших две «линии» жизни: преодоление «форсайтизма» и упорное следование ему. «Мы все владеем своим добром, но живыми людьми... брр!» — такими словами обозначает «молодой Джолион» разницу между собой и Сомсом. Соме пытается вернуть свою «собственность» — Ирэн, живущую в одиночестве, но не разведённую с мужем, а Джолион — побороть в себе форсайтский инстинкт: «Пусть я буду ей опорой... но никогда, никогда не клеткой!». В итоге Ирэн становится женой «молодого Джолиона», а Соме во втором браке обретает «его — его собственное!» — дочь.

Действие романа «Сдаётся в наём» разворачивается после Первой мировой войны, когда на сцену выступает третье поколение Форсайтов. Флёр, дочь Сомса, и Джон, сын «молодого Джолиона» и Ирэн, влюбляются друг в друга, но семейная вражда мешает их отношениям. Борясь за своё чувство, Флёр с крайним эгоизмом пытается любыми средствами «завладеть» Джоном, а Джон, чуткий к реакции окружающих, понимает, что «она явилась из другого лагеря» и «пусть мертва та старая трагедия собственничества... но мёртвые вещи таят в себе яд, пока время их не разрушит». В результате Флёр выходит замуж за потомственного аристократа Майкла Монта, однако по-прежнему стремится за постоянно ускользающим от неё Джоном. Об этом Голсуорси рассказывает во второй части форсайтской хроники, получившей название «Современная комедия». В неё вошли романы «Белая обезьяна» (1924 г.), «Серебряная ложка» (1926 г.) и «Лебединая песня» (1928 г.), соединённые интерлюдиями «Идиллия» и «Встречи» (обе 1927 г.).

В конце концов Флёр, как и её отец в отношении Ирэн, одерживает обернувшуюся поражением победу и теряет Джона навсегда. Историю этой страсти писатель называет «лебединой песней старого форсайтизма». В надежде на лучшее будущее Голсуорси заканчивает форсайтские хроники философскими размышлениями Майкла Монта о «великой иронии и смене форм», о «работе Вечного Начала», приводящего в движение мир, в котором невозможно ничего присвоить себе навсегда.




Поделиться ссылкой