Герберт Уэллс (1866—1946)

Творческое наследие Герберта Джорджа Уэллса — романиста, новеллиста, журналиста, историка, социального реформатора и отчасти пророка — огромно, но широкому читателю он известен прежде всего как писатель-фантаст. Откликаясь на острые проблемы современности, научно-фантастический роман под пером Уэллса обогатился идейно, обрёл новые формы, соединил серьёзность и занимательность, стал полноправным литературным жанром.

Герберт Уэллс
Герберт Уэллс

Успех дался Уэллсу нелегко. Сын неудачливого лавочника, он долго жил под угрозой нищеты и тяготился унылым мещанским окружением. «Холодное, застывшее баранье сало!» — так отзывается о своём городе герой романа «Тоно Бенге», и мы слышим раздражение и злость юного Уэллса, прозябающего в городке Бромле, что неподалёку от Лондона. В тринадцать лет он «поступил мальчиком в аптекарский магазин, но не имел там удачи и должен был перейти в мануфактурную лавку», — рассказывает Уэллс в предисловии к первому русскому изданию собрания его сочинений (1908 г.). Он мечтал о настоящем образовании. Неистово зубрил латынь, так как с ней «связывал какую-то не совсем осознанную мысль об освобождении». Детская мечта осуществилась. Когда Герберт работал помощником школьного учителя, его способности были отмечены, и в восемнадцать лет он стал студентом Нового Лондонского университета. Там Уэллс изучал анатомию, биологию, физику и минералогию. Учебник биологии (1893 г.) — его первая опубликованная книга, за ней последовали другие учебники и научно-популярные очерки. А в 1895 г. появился первый роман — «Машина времени». Естественно-научные знания очень пригодились Уэллсу, когда он обратился к художественной прозе.

В те годы многие учёные считали, что эволюция «работает» на человека и делает для него мир всё лучше и лучше. Однако Уэллс представил будущее в мрачном свете. Изобретатель машины времени, человек пытливый и отважный, попадает в 802 701 год, и поначалу ему кажется, что он находится в стране благоденствия. Люди, с которыми он встречается, — элои — похожи на детей. Маленькие и хрупкие, они беспечны и беззлобны, не знают ни забот, ни хлопот и на первый взгляд совершенно счастливы. Но постепенно Путешественнику открывается и другая сторона их существования: материальное благополучие прекрасных элоев обеспечивают живущие под землёй звероподобные морлоки. Они кормят элоев и ими же питаются. Человеческая раса выродилась, разделившись на элоев и морлоков, и Путешественник замечает, что начался этот процесс в его время, когда углубилось «социальное различие между Капиталистом и Рабочим». Впоследствии рабочие, загнанные под землю, приспособились к новым условиям жизни, а изнеженные «высшие классы» окончательно потеряли способность к осмысленному существованию.

«Мне сказали: „Напишите предисловие к русскому изданию ваших сочинений". Я удивился и обрадовался. Признаться, мне и в голову не приходило, что меня читают по-русски. И теперь, когда я приветствую своих нежданных читателей, — не правда ли, мне простительна некоторая гордость? Английский автор, выступающий перед читателями таких мастеров, как Толстой, Тургенев, Достоевский, Мережковский, Максим Горький, имеет право слегка возгордиться». Г. Уэллс

За «Машиной времени», которая сразу же принесла Уэллсу успех, последовали другие романы о движении истории и судьбах человечества. «Остров доктора Моро» (1896 г.) и «Войну миров» (1898 г.), по словам автора, можно рассматривать как атаку на человеческое самодовольство.

Насмешка над человечеством, возомнившим себя всесильным благодаря техническим достижениям, звучит в романе «Война миров». Однажды на Землю прилетают марсиане. Когда-то они тоже были людьми, но, достигнув вершины эволюции, так изменились, что теперь больше похожи на наделённые сознанием треножники, нежели на живые существа. Марсиане усовершенствовали систему питания и поддерживают жизнь, впрыскивая себе в жилы кровь той породы людей, что отстала в развитии. Природные условия на их родной планете ухудшаются, пищи не хватает, и поэтому они предпринимают попытку покорить Землю.

«Я считаю Уэллса непревзойдённым фантастом, принадлежащим к тому же к редкому числу писателей, которые обладают подлинной научной культурой». А. Моруа

Для человечества столкновение с чудовищами, явившимися как бы из будущего, стало полезным уроком. Нашествие с Марса излечило землян от самоуверенности, они с ужасом обнаружили непрочность общественных достижений. Политические и гражданские институты распались в мгновение ока. Люди одичали от страха и потеряли способность действовать рационально. Но и неуязвимость инопланетян оказалась мифом. Развязка сюжета выглядит для читателя полной неожиданностью: это крупная удача художника. Книга о марсианском вторжении стала первым в истории литературы «романом глобальной катастрофы».

Наибольшую популярность получил роман Уэллса «Человек-невидимка» (1897 г.). Невероятные приключения Гриффина, ставшего невидимым в результате сложных научных экспериментов, разворачиваются в условиях самых заурядных и воспринимаются сначала с юмором. Простодушные жители деревушки на юге Англии отказываются верить своим глазам, когда мебель приходит в движение, двери открываются сами, а костюм ведёт себя, как человек Фантастика явилась к ним в дом, и реагируют они на неё самым естественным образом, т. е. глупо и бестолково.

Кадр из фильма «Человек-невидимка» по роману Г. Уэллса. Режиссёр Дж. Уэйл. 1933 г.
Кадр из фильма «Человек-невидимка» по роману Г. Уэллса. Режиссёр Дж. Уэйл. 1933 г.

Человек-невидимка мало чем отличается от простых обывателей. Его открытие принесло ему лишь бесконечные неприятности. Он попал в нелепую ситуацию — потерял не только зримый облик, но и возможность вернуться в нормальное состояние. Для общения с людьми ему приходится бинтовать лицо, надевать тёмные очки и картонный нос. Чтобы оставаться невидимым, Гриффин вынужден ходить без одежды, из-за чего простужается и выдаёт себя чиханием; его ноги оставляют отчётливые следы на снегу; его мучает голод, так как пища, попавшая в желудок, какое-то время видна.

Постепенно борьба невидимки с окружающими принимает всё более ожесточённый характер. Озлобленный преследованиями, Гриффин превращается в маниакального убийцу, одержимого жаждой власти. Теперь его цель — покорить мир и установить царство террора. Но до самого конца романа нагой безумец-горемыка вызывает лишь сочувствие: «Тело накрыли простынёй, взятой в кабачке „Весёлые крикетисты", и перенесли в дом. Там, на жалкой постели, в убогой, полутёмной комнате, среди невежественной, возбуждённой толпы, избитый и израненный, преданный и безжалостно затравленный, окончил свой странный и страшный жизненный путь Гриффин — первый из людей, сумевший стать невидимым. Гриффин — даровитый физик, равного которому ещё не видел свет». Сокровища учёного — три заветные книги — достаются невежде, который читает их по складам, но упорно пытается разгадать тайну и осуществить последнюю мечту Гриффина о мировом господстве. Выдающееся научное открытие, заканчивающееся ничем, — мотив многих произведений писателя.

В начале XX столетия мрачный пессимизм Уэллса сменяется надеждой на социальный прогресс. Роман «В дни кометы» (1906 г.) рассказывает о моральном преображении землян под влиянием пролетевшей кометы.

В. Высоцкий. Иллюстрация к произведениям Г. Уэллса
В. Высоцкий. Иллюстрация к произведениям Г. Уэллса

Особое место в творчестве Уэллса занимают юмористические бытовые романы, в которых с сочувствием изображена жизнь мелких лавочников, приказчиков, неприметных чиновников и нищенствующих учителей, их честолюбивые порывы и горькие разочарования. В таких романах, как «Любовь и мистер Льюишем» (1900 г.), «Киппе: история простой души» (1905 г.), «История мистера Полли» (19Ю г.) и особенно «Тоно Бенге» (1909 г.), много автобиографических моментов. Киппе, едва спасшийся от «молоха розничной торговли», стал собирательным образом «маленького человека» своего поколения.

Как отклик на трагические события Первой мировой войны возник роман «Мистер Бритлинг пьёт чашу до дна» (1916 г.). В письме Уэллсу Максим Горький выражал своё восхищение: «Несомненно, это лучшая, наиболее смелая, правдивая и гуманная книга, написанная в Европе во время этой проклятой войны!».

Герберт Уэллс оказал большое влияние не только на литературу, но и на развитие общественной мысли XX столетия в целом. Защищаясь от упрёков в нехудожественности, Уэллс с запальчивостью заявлял: «Я — журналист. Я не желаю претендовать на роль „художника". Всё, что я пишу, актуально сегодня, а затем умрёт». Он оказался не прав.




Поделиться ссылкой