Оскар Уайльд (1854—1900)

Биография Оскара Уайльда, писателя, знаменитого своими парадоксами, сама складывалась как трагический парадокс: с детских лет он стремился к славе, достиг её вершин, был низвергнут с позором, изведал тяжкие муки и окончил жизнь в бедности.

Оскар Уайльд
Оскар Уайльд

Уже перед смертью в одном из писем он заметил: «...в моей жизни были два поворотных пункта, это когда отец отправил меня в Оксфорд и когда общество отправило меня в тюрьму».

По словам самого Уайльда, боги даровали ему почти всё. Он родился в Дублине, в семье знаменитого врача и героини ирландского освободительного движения, а позже поэтессы, содержавшей литературный салон. Отец назвал младшего сына в честь своего пациента, шведского короля Оскара

Будущий писатель с детства интересовался древностями, и успехи в греческом принесли ему немало академических наград. После окончания курса в колледже Святой Троицы в Дублине его послали учиться в Оксфордский университет. Оксфорд напитал юного Уайльда идеями эстетизма, охватившего к тому времени весь европейский континент, но в Англии только пробивавшегося к жизни.

Философия эстетизма зародилась в творчестве прерафаэлитов, а полное выражение нашла в лекциях и сочинениях Джона Рескина и Уолтера Пейтера.

Прерафаэлиты — группа английских художников и поэтов (X. Хант, Дж. Милле, Д. Г. Россетти), объединившаяся в конце 40-х гг. XIX в. в «Братство прерафаэлитов». Их идеалом и образцом было средневековое итальянское искусство дорафаэлевского периода, в котором больше всего ценилась наивная религиозность, непосредственность чувств и близость к природе

Рескин верил, что только красота может победить бездушный практицизм, пошлость и стяжательство машинного века. Пейтер учил, что настоящее искусство безразлично к добру, оно не должно ни воспитывать личность, ни облагораживать её, но только стремиться к совершенной форме. Служить красоте, поклоняться красоте, посвятить ей всего себя без остатка, превратить саму жизнь в произведение искусства — в этом Оскар Уайльд увидел своё предназначение.

Уайльд неустанно высмеивал узколобую мораль пуританизма. Расхожее представление о задачах художественной прозы выразила «писательница» мисс Призм — персонаж пьесы «Как важно быть серьёзным»: «Для положительных героев всё кончилось хорошо, для отрицательных — плохо. Для этого и существуют книги». Уайльд провозглашал, что литература выше назидательности, а для автора нет запретных тем. И не искусство должно отображать жизнь, а жизнь должна подражать искусству.

Джон Рескин (1819— 1900) — писатель, историк, искусствовед, публицист, профессор Оксфордского университета. Уолтер Пейтер (1839— 1894) — писатель, критик, искусствовед. Программное произведение — «Очерки по истории Ренессанса» (1873 г.)

Первая значительная книга Уайльда «Счастливый принц и другие сказки» появляется в 1888 г. В 1891 г. он выпустил ещё один сборник сказок — «Гранатовый домик». У него уже сформировался свой собственный оригинальный стиль, гибко объединяющий лирическую интонацию с едкой иронией, сатирические ноты с возвышенностью чувств, которые и сегодня не потеряли своего очарования. Главное содержание его сказок-притч — конфликт между бескорыстным воображением и эгоистичным ханжеством. Подлинная красота предстаёт неотделимой от великодушия и самопожертвования («Счастливый принц», «Соловей и роза»), любви и милосердия («Звёздный мальчик», «Великан-эгоист»). Спесь и высокомерие язвительно высмеиваются («Замечательная ракета»).

В 1891 г. вышло в свет главное сочинение Уайльда — роман «Портрет Дориана Грея». Авторское предисловие к нему звучало как манифест эстетизма, и самым вызывающим было заключительное утверждение: «Всякое искусство совершенно бесполезно».

В критико-теоретических этюдах, вошедших в сборник «Замыслы» (1891 г.), Уайльд с блеском доказывает, что литературная критика — это творчество, не уступающее художественному, и что критик имеет право на фантазию

Портрет Дориана Грея обладает волшебным свойством: пороки, которым тайно предаётся Дориан, искажают картину до безобразия, в то время как лицо самого Дориана сохраняет красоту и невинность молодости. Преображения портрета становятся мучением для Дориана, он бросается на полотно с ножом и гибнет. И снова на холсте появляется лицо прекрасного юноши, а мёртвый Дориан похож на омерзительное чудовище.

Невзирая на то, что в романе порок наказан, книга вызвала ярость критиков, обвинявших автора в безнравственности. Больше всего досталось лорду Генри, так как именно он «отравил» своего младшего друга проповедями гедонизма.

Гедонизм (от греч. «удовольствие») — учение, согласно которому цель всякого действия и высшее благо — удовольствие. Эту философию наслаждения эстетизм противопоставлял пуританству, трактующему любое удовольствие как грех

Именно лорд Генри учил, что жить стоит только ради наслаждений, что стремление «проявить во всей полноте свою сущность» равносильно подвигу, а совесть — это всего лишь «официальное название трусости». Правда, сам лорд Генри ни в чём дурном не замечен, его «цинизм — только поза», так как он «стыдится своей добродетели». Согласно его убеждениям, не следует совершать ничего такого, о чём нельзя было бы поговорить после обеда, но мудрости этого наблюдения многие читатели не заметили. В лорде Генри они увидели самого автора, который высказывает свои «извращённые и упаднические суждения об искусстве и жизни».

Уайльду пришлось защищаться от нападок. В письме к издателю он утверждает, что в романе есть мораль, «и вот её суть: всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несёт в себе своё наказание». Критики не заметили главного парадокса книги: провозглашая искусство свободным от морали, Уайльд написал моральную историю.

«Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля». «Нет ни нравственных, ни безнравственных книг. Есть книги, хорошо написанные, и есть книги, плохо написанные». Из авторского предисловия к «Портрету Дориана Грея»

В «Портрете Дориана Грея» запечатлены существенные черты бытовой и духовной жизни конца века, роман до сих пор читают, о нём спорят. К нему с полным правом можно отнести ещё одно утверждение Уайльда: «Если произведение искусства вызывает споры — значит, в нём есть новизна, глубина и жизненность».

За короткий период Уайльд написал четыре комедии, в которых восстанавливал лучшие традиции английской сцены, идущие от театра Голдсмита и Шеридана: «Веер леди Уиндермир» (1892 г.), «Женщина, не стоящая внимания» (1893 г.), «Идеальный муж» (1895 г.) и «Как важно быть серьёзным» (1895 г.).

Свою первую пьесу «Вера, или Нигилисты» (1881 г.) Уайльд издаёт в США. Действие её происходит в России в кругу революционеров. Пьесу поставили в США год спустя, и она провалилась

Пьеса «Как важно быть серьёзным» по праву считается лучшей комедией на английском языке, обречённой на успех в любом исполнении. Уже в самом названии заключён каламбур: имя Эрнест и слово «серьёзный» по-английски звучат одинаково. Двое обаятельных и крайне легкомысленных представителей высшего общества пытаются вести двойную жизнь, освобождающую их от светских условностей. Джек Уординг — землевладелец, почтенный мировой судья, называет себя Эрнестом, когда наведывается в Лондон. Алджернон Монкриф тоже называет себя Эрнестом, но только когда едет в деревню знакомиться с Сесили, воспитанницей Джека. Существование по принципу «Эрнест в городе и Джек в деревне» приводит к многочисленным комическим нелепицам. Все персонажи этой пьесы философствуют и без конца перестреливаются остротами, чем очень напоминают своего создателя, истинного «властелина языка», по выражению одного из критиков. Режиссёры заметили в пьесе только один существенный недостаток каждая реплика вызывает у публики хохот, поэтому необходимо заранее планировать паузы, иначе шум зала будет заглушать голоса актёров.

Театральные постановки принесли Уайльду известность и богатство. Но колесо фортуны резко повернулось. Маркиз Куинсберри обвинил Уайльда в гомосексуальной связи со своим сыном, лордом Альфредом Дугласом. За «непристойное поведение» в 1895 г. Уайльда приговорили к двум годам тюрьмы.

Одноактная драма «Саломея» (1891 г.) была написана по-французски для великой трагической актрисы Сары Бернар и потом переведена на английский Альфредом Дугласом. Английская цензура не допустила пьесу к постановке, так как в ней действуют библейские персонажи. Это оригинальное произведение о бушующей страсти, о преступном своеволии и порочном цинизме написано торжественным стилем, нисколько не напоминающим лёгкие салонные диалоги комедий

Уайльд разорён, комедии выброшены из репертуара, имя его запрещено упоминать, ему никогда больше не увидеть своих детей. Заключённый в Редингской тюрьме, он щиплет паклю. Читать и писать не дозволяется. Но художник в нём не погиб. Как только ему разрешили пользоваться пером и бумагой, он создал два последних шедевра: проникновенную исповедь в прозе с латинским названием «De Profundis» («Из бездны»; опубликована в 1905 г.) и поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (1898 г.).

Тюремные испытания открыли Уайльду всю глубину человеческого страдания. В «De Profundis» он протестует против жестокости общества: «Разум говорит мне, что законы, чьей жертвой я пал, — лживые и несправедливые, что система, от которой я страдал, — лживая и несправедливая».

О. Бёрдсли. Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея»
О. Бёрдсли. Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея»

«Баллада Редингской тюрьмы» выразила несостоятельность теории, согласно которой жизнь должна следовать за искусством, а не наоборот. Поэма совершенна по форме и основана на реальном событии: в Редингской тюрьме казнили узника — гвардейца, из ревности убившего свою жену. «Баллада» — отчаянный призыв к милосердию и открытое выступление против смертной казни:

Одних тюрьма свела сума,
В других убила стыд,
Там бьют детей, там ждут смертей,
Там справедливость спит,
Там человеческий закон
Слезами слабых сыт.
(Перевод Н. Воронель.)

Поэма была опубликована при жизни Уайльда (подписанная не именем автора, а его тюремным номером) и имела невероятный успех как в Европе, так и в Соединённых Штатах Америки. Выйдя из тюрьмы, Уайльд жил в Европе под именем Себастьяна Мельмота. Он умер в Париже, забытый почти всеми, кроме горстки самых верных друзей.

Себастьян — христианский мученик, погиб от стрел римских язычников в 288 г. Мельмот-скиталец — герой одноимённого романа Чарлза Мэтьюрина, родственника матери Уайльда

Сегодня без Оскара Уайльда невозможно представить себе английскую литературу. Этот писатель оживил своими пьесами театральную сцену, создал новый тип романа, расширил творческие возможности критики и утвердил право художника на исключительность.




Поделиться ссылкой