Швейцарская литература XX века

Как и в XIX столетии, особенности швейцарской литературы новейшего времени во многом определяются сочетанием в пределах одного государства четырёх культур: немецкой, французской, итальянской и ретороманской.

О. Баумберг. Танцоры танго. 1913 г.
О. Баумберг. Танцоры танго. 1913 г.

Хотя литература каждого из языковых регионов (кроме ретороманской) тесно связана с родственной по языку литературой соседней страны, всё же можно отметить и общенациональную черту, типичную для литературы Швейцарии в целом, — интерес к повседневности, к бытовым подробностям жизни.

Ретороманцы — жители швейцарского округа Граубюнден. Благодаря высокогорному расположению и удалённости от центров цивилизации здесь смог сохраниться уникальный древний язык — ретороманский. С 1938 г. он стал четвёртым официальным языком Швейцарии

Но творчество Карла Шпйттелера (1845—1924) — одного из немногих швейцарских писателей, популярных в Европе на рубеже XIX—XX вв., было далеко от реализма. В нём вполне в духе неоромантизма античная мифология переплеталась с грандиозными космическими образами. За поэму «Олимпийская весна» (1900—1905 гг.) Шпиттелер первым из писателей альпийской республики удостоился Нобелевской премии в области литературы (1919 г.). Исключительной популярностью у читателей пользовался психологический роман Шпиттелера «Имаго» (1898 г.).

К. Шпиттелер. Олимпийские боги. 1860 г.
К. Шпиттелер. Олимпийские боги. 1860 г.

На исходе первого десятилетия XX в. на первый план в немецкоязычной литературе Швейцарии выдвинулся Роберт Вальзер (1878—1956), значение которого при жизни смогли оценить лишь немногие (Вальзер был любимым писателем Ф. Кафки). Независимость — вот главное достояние для героев вальзеровских романов «Семья Таннер» (1906 г.) и «Помощник» (1908 г.). Всеми силами они пытаются сохранить внутреннюю свободу, отказываясь от ролей, которые им навязывает среда.

Среди франкоязычных писателей Швейцарии в те же годы наиболее заметную роль играет Шарль Фердинанд Рамю (1878—1947). В его своеобразных произведениях интерес к быту крестьян сочетается с мистицизмом и тягой к стилизации (романы «Царство злого духа», 1914 г.; «Великий страх в горах», 1926 г.).

Роберт Вальзер
Роберт Вальзер

В годы Первой мировой войны нейтральная Швейцария становится центром экспрессионистской литературы: сюда переехали многие немецкие журналы и издательства. В Цюрихе зарождается и авангардистское направление дадаизм.

После Второй мировой войны новое поколение писателей поколебало миф об «исключительности» Швейцарии. В своих романах и пьесах немецкоязычные авторы Макс Фриш и Фридрих Дюрренматт в иносказательной форме поднимали важные философские и социальные вопросы того времени.

Швейцарские писатели XX века




Поделиться ссылкой