Важа Пшавела (1861—1915)

Настоящее имя этого грузинского писателя — Лука Разикашвили. Он родился в селе Чаргали Пшавской области Грузии. Позже, печатая свои стихи, он взял псевдоним Важа Пшавела, что в переводе означает «Муж пшавский».

Важа Пшавела
Важа Пшавела

Важа Пшавела рос в крестьянской семье, в которой очень бережно и с любовью относились к поэтическому творчеству. Писал стихи его отец, известными поэтами стали и оба его брата, Николай и Тедо. Двоюродный дед Пшавелы, Параскева, хотя и не умел писать, прославился как сочинитель сатирических песен.

Детство писателя прошло в селе, среди первозданной природы. Затем он поступил в Горийскую учительскую семинарию, где поначалу примкнул к движению народников, однако быстро охладел к их идеям.

«Эта пора легла в основу моего творчества, пора раннего детства с героическими историями, приключениями охотников, близостью к природе, к зверю». В. Пшавела

В 1883 г. он поступил вольнослушателем на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но через год, когда кончились деньги, вынужден был вернуться в Грузию, где стал работать учителем. Вскоре из-за конфликтов с начальством Пшавела уволился и, возвратившись на родину в Чаргали, начал крестьянствовать и писать. Он сочинял стихотворения, поэмы, повести и рассказы, драматические произведения.

Важа Пшавела умело использовал народные сказания и легенды, однако обычаи и нравы грузинских горцев, картины их быта служили ему лишь декорациями: писателя прежде всего интересовали природа человеческой личности, борьба страстей. Более всего в людях он ценил великодушие:

Душить того, кто побеждён,
Не есть героя свойство, —
Спасти того, кто был другим
Удушен, — вот геройство...

«Не тот герой...»

В поэме «Раненый барс» (1890 г.) охотник после целого дня неудачной охоты встречает барса с повреждённой лапой, но не убивает его, а лечит: «Пострадавшего собрата / Бить не буду — хоть убей». Зверю тоже не чужды благородство и чувство благодарности — исцелённый барс пригоняет охотнику огромного оленя.

Памятник и музей В. Пшавелы на родине поэта в селе Чаргали
Памятник и музей В. Пшавелы на родине поэта в селе Чаргали

Важа Пшавела воспринимал человека как органичную часть природы:

«Мы существуем в природе, а природа — в нас». В стихотворении «Я был в горах...» состояние духа лирического героя тесно соотнесено с природным ландшафтом: горы дают ему возможность «вести разговор с Богом», а ущелье, напротив, нагнетает сумрак в душе и «горечь в сердце». Драма человеческой жизни, по мнению Пшавелы, заключается в том, что наделённый разумом человек несёт огромный груз ответственности и в отличие от бессмертной природы смертен:

Почему я создан человеком?
Почему, исполненный красы,
В сонме туч, в высоком мире некем
Не рождён я капелькой росы?
Отчего никто меня не мечет
Ни дождём, ни вьюгою с высот?
Чем иным владыка мой излечит
Грудь мою от горя и забот?

«Почему я создан человеком?..», 1913 г. (здесь и далее перевод Н. А. Заболоцкого)

Кадр из фильма «Мольба» мотивам произведений В. Пшавелы. Режиссёр Т. Абуладзе. 1968 г.
Кадр из фильма «Мольба» мотивам произведений В. Пшавелы. Режиссёр Т. Абуладзе. 1968 г.

Раздумья Пшавелы о судьбах Грузии и её народа нашли отражение в поэме «Бахтриони» (1894 г.). Эта поэма — эпическое сказание о том, как жители разных областей (пшавы, хевсуры, тушины), доведённые до отчаяния постоянными набегами мусульман, объединились и взяли приступом вражескую крепость Бахтриони. В поэму искусно вплетены мифологические образы: небесный воин Лашари ведёт к победе грузинскую дружину, крылатый змей нагоняет ужас на всю округу, но щадит раненного в битве грузинского воина. В «Бахтриони» воспеваются мужество и самопожертвование во благо родины и клеймится позором трусость: лучше умереть достойно, чем жить пресмыкаясь.

Тему патриотизма Важа Пшавела продолжает драмой «Отлучённый» (1894 г.). Главный её герой пшав Баха, желая отомстить односельчанину, отбившему у него невесту, приводит в родной край банду врагов-кистин. Возмущённые пшавы отлучают его за предательство от родины и от веры.

Т. Абакелиа. Иллюстрация к поэме В. Пшавелы «Бахтриони»
Т. Абакелиа. Иллюстрация к поэме В. Пшавелы «Бахтриони»

Баха не раскаивается в злодеянии и вместе с матерью уходит к кистинам. Но в глубине его души живёт тоска по родным краям: во время сражения между пшавами и кистинами Баха внезапно переходит на сторону пшавов и погибает. Чувство родины сильнее и глубже любых страстей человеческих, считал Пшавела, и в роковую минуту оно способно спасти человека от окончательного падения.

В стихотворении «Завещание» (1915 г.), оглядываясь на путь, пройденный за столетие грузинской литературой, Пшавела писал:

Увы, наш век был веком чувства,
Мы жили горестью одной,
И не познали мы искусства
Спасенья родины больной.
………………………………………………
Бараташвилевский Мерани
Теперь вам грезится опять,
И снова нас томит желанье
О судьбах Грузии узнать...




Поделиться ссылкой