Существует наука, точнее, вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает надписи на твердых материалах, таких как камень, металл, керамика и др. Она называется эпиграфика.
Особое внимание древним надписям стали уделять в эпоху Возрождения, а методы их изучения разработали в XVIII—XIX вв. Тогда в основном занимались латинскими и греческими надписями. В XIX—XX вв. область применения эпиграфики сильно расширилась благодаря расшифровке вавилонской клинописи, египетских иероглифов, микенской письменности.
Тексты на твердых материалах, официальные и частные, представляют собой один из главных исторических источников. Обычно содержащиеся в них сведения соответствуют времени создания.
Среди надписей разных народов, в том числе греков и римлян, встречаются и официальные, и частные. Официальные надписи — это законы, постановления, принятые народными собраниями, документы на владение землей, судебные решения, различные отчеты. Частные — это поэтические произведения, надгробные и посвятительные надписи, подписи художников и др.
Благодаря надписям удалось раскрыть множество фактов, о которых древние авторы ничего или почти ничего не сообщали. Например, в Афинах сохранился целый архив официальных надписей. Это и списки дани афинских союзников, и архив морского арсенала, и инвентарные записи храмов, и многое другое. По ним видна внутренняя и внешняя политика Афин.
То же можно сказать и о латинских надписях — посвятительных, почетных, монументальных, обиходных. Множество почетных надписей высекали в честь императоров, но если потом императора свергали или убивали и объявляли врагом, то его имя в надписи уничтожалось. Так поступили с Калигулой и Нероном.
Действительно, старинные надписи бесценны для историков.
Александрийский маяк был построен в 283 г. до н. э. на острове Фарос близ Александрии, которая тогда была столицей Египта. Царь Птолемей Сотер приказал выбить свое имя на стене маяка. Архитектор же высек на камнях собственное имя, а сверху прикрыл его слоем штукатурки, на которой и начертал имя царя. Когда много лет спустя штукатурка отвалилась, все прочли надпись: «Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей».
Во время похода Наполеона в Египет в 1799 г. французскими военными около города Розетта был найден камень с тремя одинаковыми текстами, написанными на древнегреческом языке, древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом — упрощенной скорописью. Текст был написан в 196 г. до н. э. египетскими жрецами и посвящен царю Птолемею Епифану из династии Птолемеев. Древнегреческий язык был прекрасно известен во времена Наполеона, и, сопоставив три надписи, ученым удалось расшифровать древнеегипетские иероглифы. Такие би- и три-лингвистические тексты были распространены в эллинистическом мире, что очень помогло лингвистам следующих столетий.