Как работают спрос и предложение?

В условиях свободного рынка экономика подчиняется закону спроса и предложения.

Любая экономика работает — или не работает — посредством предложения товаров, услуг и ресурсов, на которые существует спрос. Спрос и предложение являются, таким образом, основными движущими силами экономики.

Кривая спроса

Из повседневного опыта мы знаем, что спрос на товары падает, если растет цена: вы начинаете покупать меньше чего-то по мере его удорожания.

Кривая спроса

Экономисты выражают это соотношение количества продукта, которое люди хотят приобрести, и его цены посредством нисходящей кривой спроса. (Она называется кривой, но обыкновенно представляет собой прямую.)

Кривая предложения

Наряду с кривой, выражающей востребованное количество товаров или ресурсов, существует восходящая кривая, выражающая соотношение предложения и цены. Если цена на товар низкая, меньше производителей захотят его предлагать, то есть предложение упадет. По мере роста цены будет расти и предложение, так как больше людей захотят продавать данный товар.

Кривая предложения

Шагаем в ногу

Некоторые обстоятельства могут полностью переместить кривые спроса и предложения вправо или влево. Если у людей появляется больше денег (уровень доходов растет), кривая спроса наверняка сместится вправо, но сохранит ту же конфигурацию. Соотношение количества продукта и цены остается прежним, но абсолютное количество проданных товаров увеличивается на всех точках кривой. На кривую могут повлиять и другие обстоятельства. Очень жаркое лето может сместить кривую потребления пива вправо; люди будут покупать больше пива по той же цене, поскольку увеличивается спрос.

Если уровень доходов падает, кривая смещается влево, так как падает спрос.

Изменение спроса на пиво
Изменение спроса на пиво

То же самое происходит с кривой предложения. Если год очень урожайный, кривая предложения фруктов сместится вправо, а цена будет падать по всей кривой. Неурожай сместит кривую влево.

Баланс спроса и предложения

Пока товары доступны по цене, которая устраивает покупателей и продавцов, кривые спроса и предложения пересекаются в некоторой точке: рынок существует. Начертив кривые спроса и предложения на одной координатной плоскости, мы увидим количество товара и цену в точке, где они пересекаются. Это будет определять рынок данного типа товаров. Такой крестообразный график можно создать абсолютно для всего, что продается и покупается.

Точка, в которой линии пересекаются, называется точкой равновесия. Она показывает, какое количество товара, скорее всего, будет продано, а также его ожидаемую цену.

Баланс спроса и предложения

Давайте представим, что график демонстрирует спрос и предложение для ананасов. Когда цена на ананасы высока, спрос на них низок. По мере снижения цены спрос повышается. Когда цена на ананасы низкая, мало кто хочет ими торговать, так что предложение тоже становится низким. Между нижними концами кривых спроса и предложения имеется существенный разрыв: он демонстрирует людей, которые хотели бы покупать ананасы по низкой цене, но будут огорчены их недостаточным количеством на рынке.

По мере роста цены (вверх по оси «у») больше производителей хотят поставлять ананасы на рынок, но меньше покупателей хотят их приобретать. В верхней точки оси цены мы вновь наблюдаем существенный разрыв. Он демонстрирует избыток ананасов, которые не будут проданы, потому что недостаточное количество людей захотят купить все то, что производители хотели бы продать.

Точка счастья

В точке равновесия имеется достаточное количество ананасов, чтобы удовлетворить спрос, по цене, доступной достаточному количеству людей и устраивающей производителей. Если производить больше ананасов, они не будут проданы, так как предложение превысит спрос по этой цене. Затемненный участок на графике демонстрирует ананасы, которые не будут проданы, если их количество увеличится до Q.

Точка равновесия

Любой рынок естественным образом стремится к точке равновесия, если только ему не препятствуют или не меняют искусственно (например, государственными субсидиями на производство).

Точка равновесия также называется точкой «чистого рынка», поскольку это точка, в которой все количество предлагаемых товаров должно быть продано, оставляя рынок «чистым», покупателей — довольными, а производителей — не ломающими голову над тем, как быть с непроданным товаром. На практике равновесие не является стабильным; частые изменения уровней спроса, предложения и цены заставляют его смещаться.

Спрос, предложение и конкуренция

Конкуренция встречается в экономике повсеместно. Конкуренция за ограниченные ресурсы влияет на цену. Это все тесно связано с кривыми спроса и предложения. Если работников больше, чем работы для них, предложение работников превышает спрос и возникает конкуренция за рабочие места. Что (в теории) снижает заработную плату. Если работы много, а работников не хватает, предложение рабочей силы является слишком низким и начинается конкуренция за рабочих.

Если имеется дефицит востребованного продукта, например сахара или газа, его цена растет; люди начинают конкурировать за него и готовы платить больше, чем обычно. Если продукта больше, чем люди хотят приобрести, его цена снижается. Данное соотношение может использоваться для манипулирования рынками. Если правительства стремятся к тому, чтобы больше граждан брали кредиты, то снижают процентные ставки. Общая идея заключается в том, что в игру вступают рыночные силы: спрос и предложение подстроятся к нужному уровню во всех сферах.

На рынок выходят, рынок покидают

Предложение товара, как правило, не может измениться произвольно и внезапно, лишь оттого, что люди захотят покупать больше или меньше. Изменения в спросе обыкновенно приводят к изменениям в предложении, побуждая производителей покидать рынок или выходить на него. Иногда это происходит быстро и легко, но чаще — нет.

Когда на рынке очень мало ананасов, спрос превышает предложение: то есть люди хотят больше ананасов, чем им предлагают. Это создает конкуренцию, и цена на ананасы растет. Выражаясь языком той кривой предложения, что левее, количество товара является низким (ось «x»), а цена — высокой (ось «y»). Это хорошо для поставщиков ананасов, но не для потребителей. В этой точке другие продавцы выйдут на рынок, поскольку увидят возможность заработать деньги, поставляя ананасы, чтобы удовлетворить спрос. Теперь предложение ананасов растет. Но недостаточное количество людей захотят покупать ананасы по очень высокой цене, поэтому, чтобы продать большее количество ананасов, цену придется снизить.

Если многие поставщики выйдут на рынок ананасов, предложение будет избыточным. На графике это та кривая, что правее. Теперь ананасов больше, чем людям нужно, и для их реализации поставщикам приходится существенно снизить цену. Когда цена станет слишком низкой, некоторые поставщики не смогут позволить себе торговать ананасами и будут вынуждены покинуть рынок. Тогда предложение упадет, а цена вновь вырастет. Рынок найдет новое равновесие.

Как изменяются кривые

Если рынок достигает точки равновесия и цена на товар меняется, равновесие будет смещаться по кривой спроса. Если цена на товар растет, то, скорее всего, будет продано меньше; если снижается — больше.

Такое может произойти, когда на рынок оказывают влияние внешние обстоятельства. Например, если рынок ананасов был в точке равновесия, но потом ураган уничтожил большую часть урожая, то предложение упадет, но цена не изменится (хоть может измениться впоследствии).

Существуют также сезонные изменения в предложении / спросе на некоторые товары. Малины больше летом, поэтому она дешевеет. Зимой малину приходится импортировать. Предложение является низким, издержки возрастают, потому растет и цена. Меньше людей захотят платить зимой за малину больше, и это станет новым равновесием между спросом и предложением.

Экономика и люди

На бумаге все понятно: если слишком мало людей хотят покупать ананасы, предложение будет приспосабливаться к спросу, пока не будет производиться требуемое количество ананасов, продаваемых по выгодной производителю цене. Но эти рассуждения не учитывают человеческих издержек: всех «избыточных» фермеров, обрекаемых на нищету, депрессию и отчаяние. Они не знают, продолжать заниматься ананасами или переключиться на что-то другое — на что? — на своей утратившей доходность земле. Фермеры едва ли начнут выращивать ананасы при перенасыщенном рынке. Они начали их выращивать, когда на ананасы имелся спрос или когда производственные методы были менее эффективными, а рынок еще не был наводнен; или, возможно, они получали государственную поддержку. А может, их семья всегда занималась ананасами.

И даже несмотря на то, что «рабочая сила» представляет собой рынок, труд обеспечивается людьми, и именно люди производят все товары и услуги, которые мы приобретаем. Экономическая этика должна принимать в расчет людей, а не только цифры. Тогда экономика становится политической. В некоторых отраслях производства — таких как выращивание ананасов — появляются инициативы вроде «справедливой торговли», призванные защитить производителей развивающегося мира от худших торговых аспектов на зачастую прожорливых глобальных рынках.

Труд человека

Не так все просто

В теории, рынки естественным образом стремятся к равновесной цене, но на практике в дело часто вмешиваются другие факторы, и рыночных сил оказывается недостаточно, чтобы их преодолеть. Следовательно, оптимальный баланс спроса и предложения достигается не всегда (пожалуй, даже нечасто).

Рынки не существуют в изоляции, а люди не всегда действуют рационально (по крайней мере, в том смысле, который вкладывают в это слово экономисты). Люди развитого мира могут легко обойтись без ананасов: это роскошь, а не основной предмет торговли. Количество, которое они приобретут, будет зависеть от влияния рынка альтернатив: например, других видов фруктов. Если все остальные фрукты подорожают, ананасы будут казаться сравнительно дешевыми и спрос на них вырастет. Но другие факторы могут повлиять на решение потребителя приобрести ананасы, допустим:

  • медицинское исследование, утверждающее, что ананасы напичканы пестицидами;
  • популярная кулинарная передача, предлагающая рецепт блюда с ананасами;
  • стремление поддержать работников на ананасовых фермах;
  • сюжет в новостях, убеждающий, что ананасы очень полезны;
  • мысль о том, что есть ананасы — престижно.

Как ни странно, даже повышение цены на ананасы может поднять спрос, если люди желают обрести репутацию потребителей дорогого, а стало быть, «эксклюзивного» продукта.

Вопросы времени

Если спрос на продукт меняется, вслед за ним, скорее всего, изменится и предложение. Но производителям важно знать, является изменение спроса долгосрочной тенденцией или краткосрочным капризом рынка и несработавшим механизмом. Например, если единичная зима очень влажная, спрос на резиновые сапоги может вырасти. Тем не менее лишь одна дождливая зима не привлечет на рынок больше производителей сапог; потребуется значительно больше времени, чтобы построить новую сапожную фабрику. Более вероятно, что уже существующие компании повысят производительность, оплачивая переработку своим сотрудникам и / или ненадолго нанимая дополнительных работников. Но если более высокий уровень осадков становится нормой, допустим, ввиду изменений климата, рынок привлечет большее количество производителей сапог. Гарантированный долгосрочный рост продаж резиновых сапог обеспечит доходность новых компаний и заставит существующие расширяться, чтобы удовлетворить выросший спрос.

Уступающие товары

Как правило, люди предпочитают покупать качественные вещи, если могут себе это позволить. Если у них мало денег, они оказываются вынужденными покупать товары более низкого качества. Они называются уступающими товарами. Примером может служить дешевая в производстве одежда из дисконтных магазинов. Кривая спроса на уступающие товары не подчиняется обычной модели смещения вправо по мере роста доходов. Если люди могут позволить себе покупать товары лучшего качества, они это делают: рынок уступающих товаров сжимается (кривая смещается влево), когда доходы растут и у людей появляются деньги, чтобы оплатить превосходящие альтернативы.

Сапоги

Эластичность спроса

Экономисты называют предел, до которого растягивается спрос или предложение товара при изменении цены, эластичностью цены. Если товар является высокоэластичным, любое колебание цены приведет к серьезным изменениям в спросе, а любое изменение в предложении окажет существенное влияние на цену.

Такая схема наиболее применима к товарам, для которых существуют альтернативы. Например, если повысится цена на яблочный сок, многие люди наверняка переключатся на другие фруктовые соки. Повышение цены на 10% может привести к падению спроса на 20 и более процентов. Спрос считается эластичным, если изменение цены влечет за собой большее в процентном отношении изменение спроса; он неэластичен, если речь идет о меньшем в процентном отношении изменении спроса.

Некоторые товары являются неэластичными в краткосрочной перспективе, но эластичными в долгосрочной. Это происходит, если внезапно переключиться на другой товар представляется непрактичным. Например, даже если цены на нефть завтра повысятся вдвое, потребители все равно будут вынуждены наполнять бензобаки своих автомобилей. Некоторые откажутся от лишних поездок, но большинство все равно будут пользоваться автомобилем. Поэтому спрос может упасть, но не вдвое. Тем не менее, если долгосрочность изменения станет очевидной, это постепенно приведет к устойчивому изменению спроса; так, люди будут переключаться на более экономичные автомобили или станут пользоваться общественным транспортом. Производители автомобилей начнут развивать экономичные альтернативы, такие как электромобили или биотопливо. Таким образом, в долгосрочной перспективе повышение цены окажет более существенное влияние на спрос, что является примером эластичности цены.

Множество рынков

Экономика включает в себя множество рынков многочисленных товаров. Все эти отдельные рынки подчиняются одним и тем же законам спроса и предложения и связаны между собой. Иногда связь бывает очевидной: если падает предложение стали, упадет и предложение машин из стали, а цена на них повысится. Некоторые явления связаны менее очевидно. Если растет спрос на говядину, повысится цена на говядину, а также ее предложение, поскольку производители говядины устремятся на расширяющийся рынок. В то же время будет производиться больше кожи как побочного продукта выросшего производства говядины. Предложение кожи увеличится, но спрос на нее — нет, так что ее цена упадет. Если повышается цена на турпоездки, может повысится уровень продаж предметов роскоши, поскольку люди предпочтут потратить свои деньги иначе.

Коровы

Рынок труда

Рынок труда (работы, осуществляемой сотрудниками) существует наравне с рынком товаров и услуг.

Если на рынке труда имеется большое количество сотрудников — например, ввиду роста безработицы или притока дешевой рабочей силы, — заработная плата снизится. В периоды высокой занятости, когда существует нехватка рабочих рук, работодатели станут привлекать сотрудников более высокой заработной платой.

Опять же, модель кривых спроса и предложения является упрощенной. Это может быть как высокий уровень безработицы в целом, так и нехватка представителей какой-то определенной профессии, например квалифицированных медсестер. Безработные люди не могут в одночасье переучиться, чтобы занять вакантные места. Весьма распространенной сегодня ситуацией во многих индустриальных странах стал переизбыток неквалифицированных и полуквалифицированных сотрудников при нехватке специалистов требуемой квалификации. Другими словами, профессионалов не хватает, а рабочих рук слишком много.

В некоторых отраслях количество соискателей всегда превышает количество рабочих мест. Например, никогда не наблюдается недостатка людей, желающих быть футболистами, актерами, писателями, певцами или художниками. Многие из тех, кто стремится в подобные профессии, обладают соответствующим талантом, но работы на всех не хватает. Следовательно, большинство людей, работающих в данных сферах, будут низкооплачиваемыми, поскольку переизбыток предложения означает, что их легко заменить. Лишь самые талантливые (или удачливые) зарабатывают на достойную жизнь столь популярным трудом.




Поделиться ссылкой