Отражают ли издержки стоимость?

Ценник на товаре в магазине лишь указывает на издержки при его производстве.

В повседневной жизни цена на товары и услуги, как правило, устанавливается рынком. Стоимость и издержки при производстве товара связаны комплексно, что отражается ценой.

Покупатели и продавцы

Если вы регулярно посещаете уличные рынки, где можно торговаться, или покупаете товары по акции на интернет-сайтах, то вы уже знаете, что стоимость товара весьма условна. Все зависит от того, сколько покупатель готов заплатить за товар и сколько продавец хочет за него получить. В целом, покупатель и продавец принимают набор цен, и до тех пор, пока эти цены совпадают (или пересекаются) в какой-либо точке, сделка может состояться.

В данном примере покупатель и продавец могли бы заключить сделку при цене между $3 и $4,99. По цене ниже $3 продавец не продаст; по цене выше $5 покупатель не купит.

Таблица

Из примера следует, что стоимость товара лежит между максимумом и минимумом, по которым он может быть продан. Стоимость, вкладываемая в товар или услугу покупателем, является максимумом, который он может заплатить, и представляет собой экономическую стоимость. На другом конце шкалы находится рыночная стоимость: минимальная цена, при которой продавец точно продаст товар.

Экономическая стоимость

Экономическая стоимость является мерилом выгоды или полезности того, что предлагается покупателю. Это, разумеется, зависит от конкретного человека и обстоятельств, но среднестатистический показатель, как правило, определяет цену на товар. Например, бутылочка питьевой воды (в стране, в которой безопасно пить воду из-под крана) обыкновенно продается за $1. На музыкальном фестивале в жаркий день такую воду вполне можно продать по $2 за бутылку, поскольку люди хотят пить, а воды больше взять негде. Но холодным зимним днем питьевая вода может вообще не продаваться.

Неоклассическая экономика полагает экономическую стоимость товара ценой, которой она соответствует в условиях «идеального конкурентного рынка»: то есть приравнивается к превалирующей цене.

Рыночная стоимость

Рыночная стоимость, как правило, бывает ниже экономической. Это минимальная цена, по которой покупатель может что-то приобрести. Для продавцов рыночная стоимость является ценой, по которой их товар будет продаваться. Возможно, они продадут товар по более низкой цене, чем им бы хотелось, но она все же должна соответствовать издержкам производства, торговли и логистики, или они не получат прибыли.

Рыночная стоимость

Хлеб без масла

Стоимость товаров и их рынок редко становятся независимыми от иных факторов. Например, если имеется дефицит хлеба, спрос на масло и прочие вещи, которые можно на хлеб намазать, наверняка упадет— как и их рыночная стоимость. Кроме того, способность потребителей платить зависит от того, сколько у них денег. Например, нельзя не оплачивать счета за аренду и пользование недвижимостью, и если эти платежи повышаются, у людей остается меньше средств на товары не первой необходимости. В таком случае спрос на товары не первой необходимости вместе с их рыночной стоимостью упадет.

Товары-субституты и комплементарные товары

Кривые спроса, предложения и цены различных товаров иногда бывают взаимосвязаны.

Товары-субституты — это те, что могут заменить другой товар; например, если повышается цена на макароны, продажи риса как товара-субститута могут вырасти.

Комплементарные товары — те, что приобретаются дополнительно друг к другу, так что кривые спроса, предложения и цены одного влияют на продажи другого. Если предложение макарон падает, вместе с ним упадут и продажи соусов к ним. Зависимость может быть и обратно пропорциональной. Если цены на билеты в кино снижаются, повысятся продажи попкорна, так как люди станут посещать кинотеатры чаще.

Издержки производства

Для поставщика, например промышленника или фермера, стоимость товара может быть измерена в рамках того, что было затрачено на его производство. Если поставщик намеревается преуспеть в бизнесе, необходимо вернуть издержки производства. Чтобы получить прибыль, бизнесу требуется заработать на продаже товаров больше, чем составили издержки.

Издержки производства — это общая стоимость сырья, используемый в производстве капитал (земля, оборудование и т. п.), а также затраты на рабочую силу, в том числе личный труд владельца бизнеса по производству и продвижению товаров. Допустим, женщина делает на заказ лошадки-качалки в количестве одной штуки в неделю. Сырье (дерево, краска, лак, кожа, металлические части) стоит $70. Она платит $100 в неделю за аренду мастерской. Стоимость ее оборудования относительно среднего срока износа составляет $20 в неделю. Прочие издержки, такие как электричество, реклама и т. п., обходятся в $30 в неделю. У женщины нет сотрудников, а свой собственный труд она оценивает в $700 в неделю. Следовательно, она должна продавать каждую лошадку по крайней мере за $920 (70 + 100 + 20 + 30 + 700), или она будет нести убытки.

Лошадки-качалки

В действительности она устанавливает цену на уровне $1100, в чем отражены $920 издержек плюс $180 прибыли.

Стоимость для потребителей

Для потребителей стоимость определяется той ценностью, которой обладает товар. Она включает в себя и гипотетические издержки (то, от чего люди отказываются, чтобы приобрести товар). Приобретая лошадку-качалку, потребители решают, получат ли они (или их дети) дополнительное удовольствие и стоит ли потратить на это $1100, а не приобрести заводской аналог, цена которого не превышает $100. Если купить дешевую лошадку-качалку, останется свободной сумма $1000, которую можно будет потратить на другие вещи.

Многие потребители неспособны позволить себе дорогую лошадку- качалку, так что вопрос не возникнет в принципе. Некоторые чувствуют красоту ручной работы, или надеются передать ее по наследству, или полагают выгодным вложением средств — за что готовы платить. Мало кто позволит себе такое, не заботясь о деньгах. Те, кто согласен купить по такой цене, будут задавать стоимость полезности лошадки-качалки за $1100.

Как измерить полезность

Некоторые экономисты стремятся измерить полезность в чисто финансовых терминах. Эстетическая польза обладания красивой вещью совсем не вписывается в эту схему. Это приводит к искаженным оценкам, весьма далеким от рыночной стоимости.

Допустим, студент, изучающий биологию, тратит $75 на учебник, но затем решает не заниматься биологией, таким образом, не применяя полученных из книги знаний в работе. К моменту, когда он решает избавиться от нее, книга устаревает, лишаясь стоимости перепродажи ($0). Он отдает ее в магазин благотворительности, который выставляет книгу на продажу по цене $1. Ее покупает девушка. Книга заставляет девушку сменить специализацию, и она начинает изучать биологию, вследствие чего зарабатывает потом более $50 000. Для девушки полезность книги составила $50 000, так что она очень ценная. Так какова же стоимость книги? $0, $1, $75 или $50 000?

Студентка с учебниками

Все, кто работает

Другой способ подсчитать стоимость был впервые предложен Адамом Смитом и подхвачен Карлом Марксом. Он измеряет стоимость предмета в категориях труда, затраченного на его производство. Это называется трудовой теорией стоимости (ТТС). Она стремится учитывать стоимость всего труда, затраченного на производство товара или услуги, включая тот труд, что потребовался для приобретения вовлеченного капитала. Рассчитывая, скажем, трудовую стоимость фенов, понадобится учитывать показатели производства оборудования и заводов, разработки конструкции, содержания столовой на заводе, производства пластика из нефти и т. п. ТТС — черта неортодоксальной, или альтернативной, экономики.

Потребительная и меновая стоимость

Маркс различал потребительную стоимость и меновую стоимость. Потребительная, или полезная, стоимость является мерилом того, насколько полезна для нас та или иная вещь, т. е. объем пользы или выгоды, которую она приносит. Меновая стоимость — это стоимость, которую мы определяем для одной вещи в сравнении с другими. Как правило, мы рассуждаем о меновой стоимости в категории денег: мы, например, можем обменять $10 на книгу или на еду в кафе. Это означает, что у книги и обеда одинаковая меновая стоимость.

Пузыри

Как и большинство составляющих экономической теории, определение потребительной или меновой стоимости зависит от людей, действующих рационально в условиях идеального рынка. Но люди не всегда действуют рационально.

Одним из результатов этого могут стать экономические «пузыри»: люди будут платить завышенные цены за товары, потому что сочтут, что из-за инфляции они станут более дорогими. Когда цена падает, они остаются с бесполезными приобретениями. Таким феноменом был «пузырь доткомов» в 1990-е гг., когда взлетели акции базирующихся в Интернете компаний. Инвесторы наблюдали, как другие делают состояние онлайн, и стали скупать акции без разбора, даже если у компаний не было ни дельного бизнес-плана, ни каких либо шансов на успех. В результате эти компании были серьезно переоценены и быстро разорились.

Пузыри

Один из наиболее странных и катастрофических примеров того, как люди иррационально реагируют на стоимость, относится к XVII в.

Тюльпаны были завезены в Голландию из Турции в 1593 г. и вскоре стали популярными. Потом, в начале XVII в., тюльпаны поразил вирус, в результате чего на лепестках появились разноцветные разводы. Люди сочли зараженные тюльпаны более привлекательными, поэтому цена на них выросла. Но она не просто слегка подросла, а расцветала вместе с фантазийностью расцветок. За месяц цена на тюльпаны взлетела в 20 раз. Убежденные, что цена продолжит расти, люди стали инвестировать в луковицы тюльпанов. На пике сумасшествия спекулянты отдавали за тюльпаны все сбережения, иногда продавали дома, чтобы купить единственную луковицу. Одна луковица стоила 5200 флоринов. (Сложно сейчас определить конкретную стоимость флорина в тот период голландской истории, но 5200 было немалой суммой!) Когда рынок рухнул, основные инвесторы получили очень жестокий удар, а некоторые оказались попросту уничтожены. Это были первые бум и катастрофа, но отнюдь не последние.

В период так называемой тюльпаномании полезная стоимость тюльпанов абсолютно не учитывалась, и меновая стоимость стала чудовищно завышенной. Сочетание жадности и паники создало торговый бум, который не мог длиться долго: хотя бы потому, что разница между потребительной и меновой ценностью раздулась так быстро.

Почем «бобовые малютки»?

Феномен пузыря может эксплуатироваться и намеренно. В 1990-е гг. многие люди покупали «бобовых малюток» (beanie babies): маленькие плюшевые игрушки, производимые компанией «Ty». У «Ty» была очень грамотная маркетинговая стратегия. Они убедили людей, что «бобовые малютки» станут ценными, поэтому в них выгодно инвестировать. «Ty» создавала разнообразные дизайны, но каждый был доступен в продаже лишь ограниченное время, а затем «попадал в архив», и на смену ему приходил новый. Так они создали дефицит, из-за которого обменная ценность игрушек выросла. «Архивные» «бобовые малютки» продавались за сотни долларов. Их обменная стоимость была искусственно несерьезно высока, в то время как полезная стоимость была очень низкой: по сути, это были пятидолларовые игрушки, которые всего лишь разрекламировали. У многих сегодня целые коробки этих игрушек. Люди заплатили за них огромные деньги, но сегодня обменная стоимость игрушек приближается к потребительной. «Ценность» «бобовых малюток» существовала только в рыночном пузыре.

Игрушка

Другие мерила стоимости

Мы рассмотрели измерение стоимости в терминологии денег или обменной стоимости, отчасти ввиду того, что иных общепринятых критериев не существует. Некоторые экономисты пытались измерять полезную стоимость в номинальных искусственных единицах под названием «единицы полезности». Это не слишком хорошо работает. Мы можем сказать, что стул стоит 40 единиц полезности, а автомобиль — 5000 единиц, но сравнение будет довольно произвольным. И вправду, если вам нужен только автомобиль, стул вообще не будет представлять для вас полезности, и наоборот.

Другим способом измерения стоимости, применимым в некоторых обстоятельствах, является время. У всех нас ограниченное количество времени, как в сутках, так и на протяжении жизни. Независимо от того, тратим мы время на дело или просто ждем, мы терпим временные издержки. Например, заплатите ли вы за доставленный на дом товар больше, чем если бы сходили за ним в магазин? Вы готовы стоять в длинной очереди лишь для того, чтобы купить что-то дешевле? И напротив, вы станете тратить больше на товар, который можно приобрести в местном магазине, из-за того, что цените свое время выше денег, которые бы сэкономили, прогулявшись?

Как мы видели, дефицит может взвинтить стоимость. Им можно даже манипулировать, чтобы товары с низкой внутренней, или потребительной, стоимостью и невысокой устойчивой меновой стоимостью казались ценными. Художественное произведение представляется надежным вложением. Работы великого — но покойного — художника всегда будут ценны, поскольку их предложение ограниченно и каждая уникальна, не так ли? Тем не менее мода и вкусы в искусстве меняются, и работы художника, потерявшего людскую любовь или замешанного в скандале, могут упасть в цене, хоть сами картины остаются прежними.




Поделиться ссылкой