Электорат

В широком смысле под электоратом (от лат. elector — «избиратель») понимаются все избиратели — граждане государства, которые имеют право участвовать в выборах; в узком смысле это часть избирателей, голосующих за определённую партию или кандидата.

В истории человечества есть несколько периодов, когда выборы играли существенную роль в формировании руководящих органов государств: Античность (Древняя Греция, Древний Рим) и Новое и Новейшее время, когда всё более широкие слои населения вовлекались в участие в политической деятельности в постоянно растущем круге государств. XX век стал веком окончательной победы идеи демократических выборов как средства практического воплощения принципов народного суверенитета и договорных отношений между властью и обществом.

Но до сравнительно недавнего времени избирательные права населения весьма существенно сужались системой цензов (ограничительных условий), призванных допустить к выборам только «ответственных и самостоятельных избирателей». К ним относились

  • половой, или гендерный, ценз, лишавший избирательного права женщин;
  • имущественный ценз — по наличию собственности или определённому уровню дохода;
  • конфессиональный ценз, не допускавший к выборам представителей определённых конфессий;
  • профессиональный ценз, запрещавший участие в выборах лицам наёмного труда, и иные ограничения.

В современном демократическом обществе общепризнанной нормой считается применение ценза гражданства (только граждане данного государства имеют право участвовать в выборах) и возрастного ценза (обычный нижний порог составляет 18 лет). Не допускаются к участию в выборах лица, дееспособность которых ограничена судом, и в ряде стран - лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В политологии широко применяются различные термины, связанные с понятием «электорат». Например, протестным электоратом называют группу граждан, склонных голосовать против всех либо выступать против конкретных кандидатов путём передачи своего голоса представителям оппозиции или заведомо «непроходным» кандидатам. При этом выделяют активно-протестный электорат (т. е. избирателей, традиционно голосующих против всех из-за несогласия с государственной системой в целом), системно-протестный (те, кто считает, что ни один кандидат не выражает его чаяний) и ситуационно-протестный. на выбор которого влияет конкретная политическая или электоральная ситуация в регионе либо стране непосредственно на момент выборов (например, непопулярное решение местных властей, снятие судом с выборов популярного кандидата и т. п.).

Ещё одним устойчивым термином является «конформистский электорат» — те избиратели, которые голосуют за партию власти не потому, что одобряют её программные установки и политику, а потому, что считают правильным находиться на стороне власти.

Значительная часть электоральной массы, поддерживающая ту или иную политическую силу, превращает её во влиятельную партию, выступает основой её деятельности. В условиях демократии установки, цели и интересы электората превращаются в программы политических партий или лидеров. Поэтому изучение настроений «своего» электората— важнейшая задача партии, позволяющая создать устойчивую электоральную опору на выборах, а анализ тенденций в среде «неопределившихся» (т. е. не склонных постоянно голосовать за одну и ту же политическую силу) избирателей даёт возможность расширить электоральную базу.

На настроения избирателей влияет множество факторов. Можно говорить об определённой зависимости выбора от возраста. Так, молодёжь, которой обычно свойственна некоторая нетерпеливость и тяга к новом}', часто голосует за радикальные политические силы, предлагающие быстрое и кардинальное переустройство общества. Люди среднего возраста склонны отдавать предпочтение умеренным реформаторам, а пожилые — консервативным партиям.

Значение имеют и политические традиции (например, северо-восток США обычно поддерживает кандидатов от Демократической партии).

Уровень образования также весьма существен: люди малообразованные часто голосуют за партии, ведущие откровенно популистские избирательные кампании, а высокообразованным свойственно недоверчивое отношение к популярным лозунгам и безответственным предвыборным обещаниям.

Безусловно, определяющим фактором выступает социально-экономическая ситуация в стране или регионе: в условиях кризиса избиратели начинают тяготеть к оппозиционным движениям, в периоды благополучия — поддерживать действующую власть. Важно также соответствие кандидатов от партии этническим, половым и социально-групповым представлениям избирателей. Наличие либо отсутствие кандидатов определённой расы или национальности, женщин, представителей молодёжи, выходцев из рабочих семей и т. п. может существенно повлиять на поддержку, полученную партией в ходе выборов.

В современной России институт демократических выборов довольно молод, процесс партийного строительства до сих пор носит бурный характер, а социально-экономическая обстановка недостаточно стабильна. Поэтому устойчивый электорат у подавляющего большинства партий невелик, а доля протестного и конформистского электората в общем числе избирателей весьма значительна.

Автор: Алексей Кузнецов




Поделиться ссылкой