Политические мифы и политический менталитет

Миф (от греч. mythos) — в переводе означает «слово», «предание», «сказание». Так называют повествования, передающие представления людей о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе.

Плакат «Молодежь служит фюреру». 1941 г.
Плакат «Молодежь служит фюреру». 1941 г.

Мифологиям разных народов свойственны повторяющиеся темы. Наиболее типичны мифы о возникновении мира и человека, Солнца и Луны, звёзд и животных. Особое место занимают мифы о происхождении и освоении культурных благ (добывании огня, появлении ремёсел, земледелия), а также об установлении определённых социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.

В первобытном обществе мифы были основным способом познания мира. Их содержание представлялось первобытному сознанию реальным, так как воплощало коллективный, «надёжный» опыт осмысления действительности, который служил предметом веры, а не критики.

Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения. Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах, ритуалах, танцах и т. п.).

Особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепции, представления. Различные формы общественного сознания и после окончательного выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим «языком», расширяя и по-новому толкуя мифологические символы.

При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения социального или политического мифа (например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманские мифы, а также создавал собственные).

Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (например, расовые и классовые мифы, культ вождя, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Это признают исследователи, отмечая особую роль политического мифа как отражения глобалистского этапа развития общества.

Необходимо учитывать, что под действием товарного фетишизма мифотворчество действительно распространяется как на теоретическое, так и на обыденное сознание. Мифотворчество захватывает и средства массовой информации. Люди склонны наделять СМИ могуществом уже в силу того, что из них они узнают почти всё, что происходит в мире.

Поэтому массовая коммуникация — мощнейший стимулятор образования мифов.

Политическая мифология представляет собой мифологическое сознание; эмоционально окрашенное, чувственное представление о политической действительности, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней. Миф в политике подменяет объективную реальность её субъективным образом.

Б. Е. Ефимов, М. Л. Иоффе? «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Плакат. 1936 г.

Современный политический миф отвечает извечным надеждам человека, но, в отличие от архаического мифа, он актуален и конкретен, характерен для самого времени. Это миф о великом вожде, мудрой политике, ожидании перемен. Чем дальше общество продвигается в своём развитии, тем изощрённее и привлекательнее становятся мифы и тем сложнее их распознавать. Миф широко культивируется в политике, иногда настойчиво прививается и эксплуатируется как сильный аргумент легитимации власти и политики.

Обычно миф исчезает с изменением обстоятельств и с течением времени, а нередко и вместе с разочарованием в объекте почитания или открытием его подлинного облика.

Так как миф становится достоянием коллективного сознания, он формирует определённое мироощущение, психологические и идеологические установки, обладающие стойкостью предрассудка. Миф устанавливает вымышленные причинные связи между реальными объектами, порождает ложные объекты (героические образы заурядных политических лиц), легенды о славном прошлом, соединяет действительность с вымыслом, внедряет вымышленные отношения в реальную ткань политических отношений.

К политическим мифам обращается внутренне слабая или порочная политика, но они не выживают в демократическом и открытом обществе, предоставляющем своим гражданам доступ к политической информации. Например, гитлеровская пропагандистская машина, раскручивая в массовом сознании миф об исторической миссии «арийской расы», противопоставляла этот миф капиталистической, демократической и большевистской идеологии.

Обращение к мифам в политике характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими условиями, которые не позволяют решать сложные проблемы реально существующими средствами и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание, отвлекая людей хотя бы на время от назревших и трудноразрешимых противоречий.

Г. Алмонд и С. Верба, изучая гражданскую политическую культуру, отмечали, что взаимоотношения индивида с правительством не являются чисто рациональными, поскольку включают в себя приверженность демократическому мифу о компетентности гражданина. Вера в потенциальную влиятельность обычного человека формирует его политическое поведение.

Попытка представить мифы как нечто архаичное, утерявшее своё значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Действительность доказывает, что одни мифы исчезают, а другие появляются. Замена одних мифов другими — явление закономерное для периодов революций и реформ, так как политические цели меняются коренным образом и требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.

Архаическая (традиционная) и политическая мифология

В политической мифологии изменяется отношение между рациональным и иррациональным. В отличие от архаического мифа, политический начинается не с иррациональной идеи, которая позже рационализуется, а с рационального замысла, который позже осмысленно наполняется нерациональной сущностью, хоть и рационален по форме (успехи, достижения, обещания, демонстрация мощи и т. д.). Но эта рациональность обычно обретает иррациональный вид через соответствующие культы, ритуалы, символы действительности. Даже эмоциональность получает рациональные импульсы и восславляет реальных героев, действительно позитивные идеи, а сам миф включает реальные ценности: справедливость, свобода, разум, политическая мощь.

Я. Коссе. Прометей, несущий огонь людям. XVII в.
Я. Коссе. Прометей, несущий огонь людям. XVII в.

В традиционных мифах объектом мифологизации являются боги, культурные герои или предки; в мифах XX—XIX вв. — реальные люди и события современности и недавнего прошлого. Политические мифы не наследуются из глубины веков, а создаются отдельными людьми или группами людей. Они опираются на научные теории своего времени, стремясь придать политическим мифам правдоподобный и научноподобный вид. Со временем мифы начинают существовать независимо от своих творцов, а иногда оборачиваются против них.

Политические мифы, в отличие от архаических, распространяются главным образом через средства массовой информации.

Массовое сознание и политическое мифотворчество

У стран, проходящих через эпоху реформирования. существует постоянная потребность в верованиях, объясняющих изменения в идеологии или религии. А это, в свою очередь, порождает спрос на новые мифы, поскольку миф укрепляет ценности, обычаи и убеждения социальной группы, усиливая связи между её членами. Миф имеет мощный потенциал интеграции сообщества и упрощения толкования окружающего. Он представляет собой некую истину, но скорее исходит из того, что вопрос его истинности или точности в историческом плане — вторичен. Важна не его истинность, а то, что в него верят. Поэтому мифы обладают символической властью.

Красноармейцы переоборудуют церковь под клуб. 1918 г.
Красноармейцы переоборудуют церковь под клуб. 1918 г.

В современном обществе мифы смешаны с политическими идеологиями и имеют почти такую же силу, как и священные мифы прошлого. Они помогают увидеть смысл в том, что происходит с нами и вокруг нас. К таким мифам последнего времени можно отнести мифы о свободе, превратившейся в свободу выбора товаров в супермаркете; о свободном рынке и конкуренции; о демократии; о среднем классе; о стабильности; всепоглощающий денежный фетишизм и др. Некоторые страны, например Россия и Украина, стремятся создать свой миф, объединяющий общество подобно разрушенному мифу о едином советском народе.

Политический менталитет

Понятие «политический менталитет» обозначает образ мыслей, совокупность умственных навыков, присущих отдельному человеку или общественной группе (общественное мнение).

Все политические движения и партии, организации и объединения стремятся «достучаться» до граждан, формируя их политические цели, ценности, нормы и установки. Тактика их при этом может быть различной. Одни делают акцент на прагматической задаче обработки общественного мнения непосредственно перед принятием того или иного решения (перед голосованием на выборах, участием в референдуме и т. д.). Сторонники этой тактики из числа политиков полагают, что избиратель ведёт себя как покупатель в магазине, останавливающий свой выбор на товаре, который лучше разрекламирован. Свидетельство тому — распространение в последние годы манипулятивных пиар-технологий для формирования краткосрочной электоральной установки.

Марк Блок
Марк Блок

Другие политики, партии и движения, напротив, полагают, что следует постоянно заниматься формированием политического сознания в виде целостной идеологии, воспитать компетентных граждан и обеспечить высокий уровень их участия в политической деятельности.

Основные знания и представления человека о политике, его нормативные суждения о ней не являются продуктом только его индивидуальной практики. Они впитываются личностью из социальной среды в ходе социализации. Полученные знания, ориентации, ценности и установки в совокупности образуют политический менталитет.

Понятие менталитета (ментальности) пришло из исторической психологии. Его ввели французские исследователи К. Леви-Брюль (1857— 1939), Л. Февр (1878—1956), М. Блок (1886—1944), и оно означает «наличие у людей того или иного общества, принадлежащих к одной культуре, определённого общего «умственного инструментария», «психологической оснастки», которая даёт им возможность по-своему воспринимать и осознавать своё природное и социальное окружение и самих себя».

В политическом менталитете можно выделить два важных компонента. Во-первых, это содержа тельная сторона: взгляды, ценности, чувства и т. п., складывающееся в определённые системы, для обозначения которых используются идеологические ярлыки. Так, когда о человеке говорят, что он «либерал», «красно-коричневый» или «демократ», то мы можем представить себе набор политических идей, соответствующих этим идеологическим стереотипам. Правда, в российской политической жизни последних лет эти понятия имеют не столь чёткие очертания, как в иных стабильных обществах. Взгляды некоторых наших «коммунистов» на деле ближе к социал-демократическим, в то время как взгляды других — к националистическим; современные отечественные «либералы» признают необходимость государственной опеки над малоимущими, а под понятие «демократа» для сторонника демократического строя вообще подпадают просто все те, кто приятен избирателю.

Во-вторых, это стиль мышления (когнитивный стиль), характер политических рассуждений, способ восприятия системы (психологический инструментарий). Когнитивный стиль проявляет себя и на уровне группового политического сознания, и на уровне личности.

Что касается политического менталитета личности, то сегодня в российских условиях наблюдается большое многообразие когнитивных стилей в политическом мышлении, что связано как с ориентацией на разные политические партии, так и с возрастными, социальными и иными особенностями личности.

Структура политического менталитета

В политической психологии, как и в психологической науке в целом, при анализе сознания принято выделять два блока элементов: мотивационные и познавательные. К мотивационным относятся потребности, ценности, установки, чувства к познавательным — знания о политике, информированность, интерес, убеждения. Разделение это во многом условно, так как в жизни оба эти блока тесно переплетены.

Участники митинга «За честные выборы» на Болотной площади. Декабрь 2011 г.
Участники митинга «За честные выборы» на Болотной площади. Декабрь 2011 г.

Рассмотрим мотивационные компоненты политического сознания на примере установки. Установка — это специфическое состояние субъекта, которое характеризует его готовность к совершению действия, направленного на удовлетворение дайной потребности в данной ситуации.

Установка предшествует действию, являясь его начальным этапом, настроем на действие.

В политической деятельности установка является регулятором поведения человека или группы, формирующим позитивное или негативное отношение их к власти, государству.

Если политологу необходимо представить себе возможные действия той или иной группы населения, предположим, на выборах, то накануне этих выборов он будет изучать соответствующие политические установки.

В психологических исследованиях принято выделять в структуре установки три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, каждый из которых образует «относительно самостоятельные подсистемы регуляции активности субъекта».

Когнитивный элемент установки предполагает наличие у индивида предварительных знаний, интереса к политике. Исходя из них, человек осуществляет отбор информации об уже известных ему партиях, политиках, процессах.

Эмоциональное отношение к политическому объекту (нравится — не нравится, приятно — неприятно, доверяю — не доверяю), как правило, предшествует критическому осмыслению информации о политике. Без этого компонента не получили бы столь большого значения политические предрассудки, расовые стереотипы, проявления религиозной и национальной нетерпимости.

И наконец, поведенческий компонент установки представляет собой собственно готовность к действию, будь то голосование, участие в митинге или шествии, вступление в партию или террористический акт.

Наиболее распространёнными являются исследования политических установок в форме мнения. Мнение — это лишь один из видов политической установки, отличающийся неустойчивостью. Мнения представляют поверхностный, вербальный слой сознания. Более глубокие корни имеет другой вид установки — диспозиция, или общее отношение. Третий вид — убеждения, которые составляют стержень личности.

Политические психологи, изучающие лидеров, среди множества их убеждений обращают особое внимание на наличие национализма (этноцентризма) и недоверия к людям и институтам. Эти два рода убеждений составляют когнитивную основу авторитаризма. Ещё одним важным убеждением является уверенность политика в подконтрольности событий. С помощью теста современного американского психолога Дж. Роттера (род. 1916) определяется уровень субъективного контроля индивида. Этот тест позволяет выяснить, приписывает ли человек все свои удачи и провалы самому себе или же благодарит либо винит во всём судьбу, обстоятельства и т. п.

Политическая психология выделяет и другой — познавательный срез сознания. Его показателями в эмпирических исследованиях выступают интерес личности к политике, её информированность, знания о политических событиях и лидерах и, наконец, связанность представлений в определённую идеологическую схему.

В современной политике по сравнению с традиционными политическими системами наблюдается тенденция усиления интереса граждан к политике (при всех ситуативных подъёмах и спадах такого интереса).

Автор: Светлана Зотова




Поделиться ссылкой