Террор как фактор политики

После атаки на Центр международной торговли в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. ни у кого не осталось сомнений, что терроризм стал влиятельным фактором на мировой политической арене. Но и до этой трагедии целые области и государства (Израиль, Испания, Северная Ирландия, Кашмир, Ирак) много лет жили и продолжают жить под дамокловым мечом терроризма.

Террор признавался средством политической борьбы ещё в Древней Греции и Иудее. Однако Древний мир и Средние века видели в убийстве без суда и следствия, прежде всего способ избавления от конкретных врагов. Родоначальником современной теории терроризма считают немецкого радикала Карла Гейнцена (1809— 1880), который в 1848 г. выдвинул тезис о правомочности физической ликвидации сотен и тысяч людей ради «высших интересов человечества». Эта идея, названная «философией бомбы», получила развитие в «теории разрушения» Михаила Бакунина и анархистской доктрине «пропаганды действием», появившейся в 1870-е гг. К концу XIX в. немецкий анархист Иоганн Мост пропагандировал «варварские средства борьбы с варварской системой».

Теракт 11 сентября 2001 г.
Теракт 11 сентября 2001 г.

Терроризм стал повседневной реальностью общественной жизни со второй половины XIX в. Его использовали в политической борьбе русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции, Италии, Испании, США.

Но вплоть до Первой мировой войны к террору прибегали по большей части левые группировки, в меньшей степени — националисты.

После войны его взяли на вооружение правые — национал-сепаратисты и фашистские движения в Германии, Франции и Венгрии, «железная гвардия» в Румынии. Можно вспомнить крупные теракты того времени: политические убийства немецких коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург в 1919 г., югославского короля Александра и французского премьер-министра Луи Барту в 1934 г. Однако террор по-прежнему был нацелен на уничтожение отдельных людей; его исполнители не стремились к массовым жертвам, хотя и не старались их избежать.

Современные террористические идеологии условно подразделяются на три группы.

  1. Социальный терроризм, идущий от русских народовольцев и провозглашающий революционную борьбу с капиталистической системой. Он возродился в конце 1960-х гг. в Европе с распространением идей Льва Троцкого и Мао Цзэдуна о «мировой революции». Самым громким терактом левых стало похищение и убийство премьер-министра Италии Альдо Моро членами «Красных бригад» в 1978 г. После краха социалистического лагеря в начале 1990-х гг. социальный терроризм пошёл на спад, часть его приверженцев перешла на позиции национального терроризма.
  2. Национальный терроризм широко распространился в XX в., когда многие революционеры сменили социальные идеи на национальные. Первыми террористические методы освоили армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» и болгарская ВМРО (Внутренняя македонская революционная организация, болг. Вытрешна Македонска Революционна Организация, англ. Internal Macedonian Revolutionary Organization). Со временем к этому списку присоединились баскская ЭТА (баск. ETA, Euzkadi Та Azkatasuna — «Родина и свобода»), ирландская ИРА (Ирландская революционная армия, ирл. Aglaigh nа hFireann, англ. Irish Republican Army), «Тигры освобождения Тамил Илама» в Шри-Ланке, албанская Армия освобождения Косова, Курдская рабочая партия Абдуллы Оджалана. Конец XX — начало XXI в. были отмечены новой тенденцией — перерождением национального терроризма в религиозный. Такую метаморфозу пережили, например, чеченские сепаратистские движения.
  3. Религиозный терроризм связывают прежде всего с исламским радикализмом и экстремизмом (подробнее об этом см. раздел «Религия и политика»). В современной политологии существует мнение, что исламизация терроризма на Ближнем и Среднем Востоке стала результатом борьбы сверхдержав СССР и США, которые поддерживали радикальные группировки, стремясь усилить своё влияние в этом регионе. Причём советские политтехнологи видели в радикальном исламе подкрепление национально-освободительного движения, а американцы противопоставляли его коммунистической идеологии.

Помимо этих классических типов можно выделить антисистемный террор, направленный против существующего общественного порядка в целом. К таким маргинальным группам относится, например, секта «Аум Синрикё», отравившая десятки людей газом в токийском метро 20 марта 1995 г. Среди антисистемщиков часто встречаются террористы-одиночки. Так, профессор математики из США Т. Казинский в течение 18 лет рассылал по почте письма с взрывными устройствами. Американские газеты были вынуждены опубликовать его манифест с требованием «изменить направление» прогресса и остановить научно-техническую революцию. Казинского арестовали только в 1996 г.

Гибель короля Югославии Александра и Луи Барту в 1934 г.
Гибель короля Югославии Александра и Луи Барту в 1934 г.

В конце XX — начале XXI в. получили распространение «показательные» теракты, которые совершаются преимущественно с одной целью: привлечь внимание к некой организации, её требованиям и идеологии И если члены ИРА и ЭТА обычно предупреждают власти о намерении провести теракт, что даёт возможность эвакуировать людей, то боевики исламских группировок, наоборот, стремятся к максимальному количеству жертв. Страх, который распространяется в обществе, живущем под угрозой терактов, делает террор непреходящим кошмаром как повседневной жизни, так и большой политики.

В чём же сила воздействия террора? В отличие от «безыдейных», даже самых кровавых преступлений терроризм навязывает обществу свои правила, посягая тем самым не только на жизнь отдельных людей, но и на правовые устои государства. Эти правила состоят в легитимации (придании законного статуса) шантажа, насилия, убийства невинных людей ради «высшей цели», будь то социальная справедливость, национальная независимость, религиозные ценности.

Легитимация террора осуществляется тремя путями:

  • с помощью СМИ, которые обычно широко освещают теракты и дают подробную информацию о террористах (недаром говорят, что теракт, о котором не узнали, — это не теракт);
  • благодаря реакции общества, которое требует от власти принять меры для его защиты;
  • в результате капитуляции государства, выполняющего требования террористов ради спасения заложников или избавления населения от угрозы терактов.

Современный террор нуждается в пропаганде и рекламе, поскольку его аудитория — широкие массы, «мировое сообщество». Каждый теракт благодаря СМИ получает громкий общественный резонанс; различные политические и общественные силы начинают давить на власть, вынуждая её идти на уступки. Это может быть не только выполнение конкретных требований террористов, но и политические обещания, послабления и реформы, признание за террористической организацией статуса политического субъекта.

Фактор террора настолько сильно довлеет над современным миром, что государства порой идут на подобные шаги при одной только угрозе теракта. Такие цели преследовали, например, видеопослания лидера исламской террористической организации «Аль-Каида» Усамы бен Ладена.

Среди реальных, ощутимых последствий терроризма можно назвать ограничение гражданских свобод в ряде стран Запада, нестабильность мировой экономики, реагирующей на каждый крупный теракт или даже на его угрозу, спровоцированные террором военные действия (например, Вторая Ливанская война, начатая Израилем после атак террористической организации «Хезболла»). Часто фактор террора используют в своих интересах различные политические силы, которые добиваются популярности и приходят к власти благодаря своим обещаниям принять жёсткие меры и покончить с терроризмом в отдельно взятой стране.

Усама бен Ладен
Усама бен Ладен

Отличительной чертой современного мира стало стирание граней между терроризмом и войной, особенно теми, которые вырастают из этнических и религиозных конфликтов. Многие террористические организации представляют собой хорошо вооружённые, обученные и дисциплинированные армии, дислоцированные в разных странах. Используя методы партизанской войны, они способны противостоять войскам таких супердержав, как США, в чём можно убедиться на примере Ирака и Афганистана. В целом угроза террора является более актуальной, чем опасность войны. Народы Западной Европы и США верят, что им не грозят военные действия на собственной территории, но террор уже доказал свою способность проникать всюду.

Сегодня в мире существует мнение, что современная западная цивилизация ничего не может противопоставить террору, не жертвуя демократическими принципами. Однако многие политологи и политики возражают: террор выполняет мобилизационную функцию, заставляя общество совершенствовать механизмы своей защиты. При этом проводится аналогия с международной системой санитарии и гигиены, которая позволила человечеству победить смертоносные эпидемии опасных болезней. Глобальному террору должна противостоять система глобального антитеррора. В неё наряду с устранением потенциальных очагов терроризма и пресечением экономических и идеологических каналов поддержки террора необходимо включить формирование у людей нравственной и социальной позиции, исключающей их соучастие в терроре.




Поделиться ссылкой