Административное право регламентирует такой вид отношений, где одной из сторон выступает государственный орган, обладающий властными полномочиями. В данном случае возникновение отношений правового характера не требует согласия другой стороны, поскольку орган государственной власти считается стороной правообязывающей, которая действует в рамках и в соответствии с существующим законодательством. Ключевым источником административного права России параллельно с Конституцией выступает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который был принят в 2001 г.
Данный Кодекс определяет перечень органов, обладающих полномочиями заниматься делами об административных правонарушениях. В первую очередь назовём суды, которые рассматривают самые важные дела и, кроме того, выступают последними инстанциями в случае опротестования любых решений других органов, могущих накладывать административные наказания. Наибольшее количество дел, связанных с нарушениями общественного порядка, находится в компетенции органов МВД. Также следует упомянуть комиссии по делам несовершеннолетних и административные комиссии. Основными понятиями в административном праве являются административное правонарушение и административная ответственность.
В законодательных актах зафиксированы главные признаки потенциального административного правонарушения. Во-первых, отличительным признаком является его незаконность: имеется в виду посягательство административного нарушения на общественные отношения, которые защищаются традициями административного права. Вместе с тем, как правило, подобные правонарушения не связаны с нанесением значительного вреда здоровью или причинением ущерба имуществу граждан. Во-вторых, факт совершения административного нарушения неминуемо влечёт за собой определённые меры административной ответственности по отношению к человеку, который его совершил, то есть речь идёт об административной наказуемости. В-третьих, лицо виновно в совершении административного правонарушения, только если совершило данное нарушение по неосторожности или же с умыслом.
Главными субъектами ответственности административного характера выступают все граждане (но только с 16 лет), юридические лица, а также должностные лица различных организаций, учреждений и т. д. КоАП РФ предусматривает совершенно разные размеры штрафов за одно и то же нарушение, совершённое кем-либо из перечисленных выше категорий. Для примера возьмём земельный вопрос: в случае если гражданин займёт без разрешения участок земли, ему могут выписать штраф от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), если же это совершит должностное лицо — штраф составит от 100 до 200 МРОТ.
Основной мерой административной ответственности выступает понятие административного наказания, виды которого зафиксированы в КоАП РФ:
Кодекс об административных правонарушениях содержит также специальное понятие — «меры обеспечения производства», которые связаны с делами об административных нарушениях. Среди подобных мер следует упомянуть: доставление, которое обусловлено спецификой деятельности сотрудников административных органов (к примеру, доставление человека в состоянии алкогольного опьянения в отдел). Важной мерой является административное задержание: речь идёт о краткосрочном ограничении свободы, которое, как правило, не должно превышать трёх часов, однако в отдельных случаях может длиться до 48 часов, если дело может завершиться назначением ареста и т. д. Помимо этого, предусматривается личный досмотр, досмотр вещей, документов, транспортного средства, которые обязательно должны проводиться в присутствии понятых. Используется также и такая мера, как медицинское освидетельствование, особенно в случаях, связанных с опьянением. И, наконец, мера, о которой стоит упомянуть, — арест товаров или транспортных средств, о чём в обязательном порядке должен быть составлен протокол.
Законодательство РФ (в первую очередь, КоАП РФ) фиксирует такой важный элемент административного дела, как непосредственные участники производства и их права. Кроме государственного органа, который и рассматривает дело, участником является нарушитель, который, собственно, и способствует возникновению дела. Следует отметить, что он обладает такими же правами, как и обвиняемый в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (см. параграф «Особенности уголовного процесса»). В данном случае речь идёт о праве ознакомиться с делом, пригласить адвоката для защиты, подавать определённые ходатайства. Также нарушитель должен быть поставлен в известность относительно места и времени разбирательства по делу и т. д.
Не менее важным участником административного дела выступает потерпевший, который понёс определённый ущерб (или вред) из-за действий нарушителя. Кроме упомянутых лиц в производстве по делу могут принимать участие понятые, свидетели, эксперты и т. д. Допускается участие и прокурора, однако, как правило, это происходит только в случае особо сложных дел. КоАП определяет и перечень прав и обязанностей этих людей. К примеру, если свидетель даёт ложные показания, то он несёт лишь административную ответственность (не уголовную).
В процессе повседневного применения КоАП, естественно, сложились некие обобщающие правила по наложению административных наказаний. Во-первых, обязательным условием выступает соблюдение действующего законодательства при применении административных наказаний лишь к человеку, который совершил данное нарушение. При этом необходимо принимать во внимание характер нарушения, личность нарушителя, а также обстоятельства, которые способствуют смягчению или, наоборот, отягчению административной ответственности.
Во-вторых, наказание административного характера должно быть наложено не позднее чем через два месяца с момента совершения нарушения. В случае если в качестве административного наказания используется дисквалификация, то срок привлечения человека к административной ответственности должен составлять не более года с момента нарушения. В-третьих, одно административное нарушение может повлечь за собой наложение либо только основного, либо и основного, и дополнительного наказаний. Кто же обладает полномочиями рассматривать дела и накладывать меры административной ответственности? Ответ на этот вопрос даёт российское законодательство, которое и определило соответствующие органы и должностных лиц. К данной категории относятся:
Отметим, что любой из перечисленных органов занимается исключительно теми делами, которые относятся к его ведению. Соответственно, и назначение административного наказания возможно только в рамках собственной компетенции. К примеру, применить административное наказание в виде административного ареста и конфискации, лишения специального права и дисквалификации правомочен исключительно судья. Вместе с тем один вид административного нарушения может вполне оказаться в ведении сразу нескольких органов. Например, наказание за мелкое хулиганство к человеку может применить не только судья, но и органы внутренних дел.
Итоговое решение по административному делу может быть опротестовано в определённый срок (10 дней) либо у должностного лица выше рангом, либо в суде. Вступившее в законную силу постановление является общеобязательным для всех (граждане, должностные лица) и должно быть исполнено в принудительном порядке. К примеру, в ситуации, когда назначенный штраф человек не выплачивает в течение 30 дней на добровольной основе, происходит принудительное взыскание посредством вычитания из заработной платы или же в счёт имущества нарушителя. Вещи, которые были конфискованы по решению суда, переходят в государственный доход.
Ответ. 3.
Ответ. 15.