Особенности административной юрисдикции

Административное право регламентирует такой вид отношений, где одной из сторон выступает государственный орган, обладающий властными полномочиями. В данном случае возникновение отношений правового характера не требует согласия другой стороны, поскольку орган государственной власти считается стороной правообязывающей, которая действует в рамках и в соответствии с существующим законодательством. Ключевым источником административного права России параллельно с Конституцией выступает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который был принят в 2001 г.

Особенности административной юрисдикции

Данный Кодекс определяет перечень органов, обладающих полномочиями заниматься делами об административных правонарушениях. В первую очередь назовём суды, которые рассматривают самые важные дела и, кроме того, выступают последними инстанциями в случае опротестования любых решений других органов, могущих накладывать административные наказания. Наибольшее количество дел, связанных с нарушениями общественного порядка, находится в компетенции органов МВД. Также следует упомянуть комиссии по делам несовершеннолетних и административные комиссии. Основными понятиями в административном праве являются административное правонарушение и административная ответственность.

В законодательных актах зафиксированы главные признаки потенциального административного правонарушения. Во-первых, отличительным признаком является его незаконность: имеется в виду посягательство административного нарушения на общественные отношения, которые защищаются традициями административного права. Вместе с тем, как правило, подобные правонарушения не связаны с нанесением значительного вреда здоровью или причинением ущерба имуществу граждан. Во-вторых, факт совершения административного нарушения неминуемо влечёт за собой определённые меры административной ответственности по отношению к человеку, который его совершил, то есть речь идёт об административной наказуемости. В-третьих, лицо виновно в совершении административного правонарушения, только если совершило данное нарушение по неосторожности или же с умыслом.

Главными субъектами ответственности административного характера выступают все граждане (но только с 16 лет), юридические лица, а также должностные лица различных организаций, учреждений и т. д. КоАП РФ предусматривает совершенно разные размеры штрафов за одно и то же нарушение, совершённое кем-либо из перечисленных выше категорий. Для примера возьмём земельный вопрос: в случае если гражданин займёт без разрешения участок земли, ему могут выписать штраф от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), если же это совершит должностное лицо — штраф составит от 100 до 200 МРОТ.

Основной мерой административной ответственности выступает понятие административного наказания, виды которого зафиксированы в КоАП РФ:

  • предупреждение, которое оформляется, как правило, в письменной форме;
  • административный штраф, размер которого может изменяться в зависимости от категории лиц, совершивших нарушение, а также степени тяжести. Этот штраф может составлять, к примеру, минимальный размер оплаты труда, цену предмета данного нарушения (но не более его трёхкратной стоимости). Кроме того, это может быть сумма невыплаченных налогов или сборов, которые необходимо заплатить, или же сумма нелегальной операции с валютой (но не более трёхкратного размера данной суммы);
  • конфискация, то есть принудительное отчуждение без соответствующей оплаты в собственность государства определённого предмета или орудия нарушения. Конфискации подлежат предметы, которые находятся в личной собственности нарушителя;
  • лишение специального права на определённый срок: в большинстве случаев от одного месяца до двух лет. Самый яркий пример — лишение права управления транспортным средством;
  • административный арест сроком до 15 суток, который назначается судьёй за совершение мелкого хулиганства или неуважение к суду. Подобная мера не применяется к беременным, несовершеннолетним, инвалидам первой и второй группы;
  • дисквалификация, под которой традиционно понимается запрет для человека находиться на руководящих должностях, заниматься предпринимательской деятельностью, предусматривающей управление юридическим лицом. Подобный запрет также имеет определённый срок: от шести месяцев до трёх лет.

Кодекс об административных правонарушениях содержит также специальное понятие — «меры обеспечения производства», которые связаны с делами об административных нарушениях. Среди подобных мер следует упомянуть: доставление, которое обусловлено спецификой деятельности сотрудников административных органов (к примеру, доставление человека в состоянии алкогольного опьянения в отдел). Важной мерой является административное задержание: речь идёт о краткосрочном ограничении свободы, которое, как правило, не должно превышать трёх часов, однако в отдельных случаях может длиться до 48 часов, если дело может завершиться назначением ареста и т. д. Помимо этого, предусматривается личный досмотр, досмотр вещей, документов, транспортного средства, которые обязательно должны проводиться в присутствии понятых. Используется также и такая мера, как медицинское освидетельствование, особенно в случаях, связанных с опьянением. И, наконец, мера, о которой стоит упомянуть, — арест товаров или транспортных средств, о чём в обязательном порядке должен быть составлен протокол.

Законодательство РФ (в первую очередь, КоАП РФ) фиксирует такой важный элемент административного дела, как непосредственные участники производства и их права. Кроме государственного органа, который и рассматривает дело, участником является нарушитель, который, собственно, и способствует возникновению дела. Следует отметить, что он обладает такими же правами, как и обвиняемый в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (см. параграф «Особенности уголовного процесса»). В данном случае речь идёт о праве ознакомиться с делом, пригласить адвоката для защиты, подавать определённые ходатайства. Также нарушитель должен быть поставлен в известность относительно места и времени разбирательства по делу и т. д.

Не менее важным участником административного дела выступает потерпевший, который понёс определённый ущерб (или вред) из-за действий нарушителя. Кроме упомянутых лиц в производстве по делу могут принимать участие понятые, свидетели, эксперты и т. д. Допускается участие и прокурора, однако, как правило, это происходит только в случае особо сложных дел. КоАП определяет и перечень прав и обязанностей этих людей. К примеру, если свидетель даёт ложные показания, то он несёт лишь административную ответственность (не уголовную).

В процессе повседневного применения КоАП, естественно, сложились некие обобщающие правила по наложению административных наказаний. Во-первых, обязательным условием выступает соблюдение действующего законодательства при применении административных наказаний лишь к человеку, который совершил данное нарушение. При этом необходимо принимать во внимание характер нарушения, личность нарушителя, а также обстоятельства, которые способствуют смягчению или, наоборот, отягчению административной ответственности.

Во-вторых, наказание административного характера должно быть наложено не позднее чем через два месяца с момента совершения нарушения. В случае если в качестве административного наказания используется дисквалификация, то срок привлечения человека к административной ответственности должен составлять не более года с момента нарушения. В-третьих, одно административное нарушение может повлечь за собой наложение либо только основного, либо и основного, и дополнительного наказаний. Кто же обладает полномочиями рассматривать дела и накладывать меры административной ответственности? Ответ на этот вопрос даёт российское законодательство, которое и определило соответствующие органы и должностных лиц. К данной категории относятся:

  • органы внутренних дел;
  • судьи районных или городских судов;
  • комиссии, которые занимаются делами несовершеннолетних;
  • налоговые органы;
  • военные комиссары и т. д.

Отметим, что любой из перечисленных органов занимается исключительно теми делами, которые относятся к его ведению. Соответственно, и назначение административного наказания возможно только в рамках собственной компетенции. К примеру, применить административное наказание в виде административного ареста и конфискации, лишения специального права и дисквалификации правомочен исключительно судья. Вместе с тем один вид административного нарушения может вполне оказаться в ведении сразу нескольких органов. Например, наказание за мелкое хулиганство к человеку может применить не только судья, но и органы внутренних дел.

Итоговое решение по административному делу может быть опротестовано в определённый срок (10 дней) либо у должностного лица выше рангом, либо в суде. Вступившее в законную силу постановление является общеобязательным для всех (граждане, должностные лица) и должно быть исполнено в принудительном порядке. К примеру, в ситуации, когда назначенный штраф человек не выплачивает в течение 30 дней на добровольной основе, происходит принудительное взыскание посредством вычитания из заработной платы или же в счёт имущества нарушителя. Вещи, которые были конфискованы по решению суда, переходят в государственный доход.

Основные понятия

  • Административное право — специальная отрасль права, регламентирующая отношения в обществе, которые возникают в ходе реализации государственными органами исполнительной власти.
  • Административное правонарушение — это противозаконное действие, которое покушается на существующую процедуру управления, а также собственность и права граждан, за совершение которого налагается ответственность административного характера на основании закона.
  • Административная ответственность — специфический вариант ответственности юридического характера, основной реализацией которого является применение административного наказания к человеку, совершившему нарушение.

Вопрос для самопроверки

Какие основные органы правомочны рассматривать административные дела?

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что из перечисленного ниже не относится к административным наказаниям?

  1. административный арест
  2. предупреждение
  3. личный досмотр
  4. конфискация

Ответ. 3.

Что из перечисленного ниже не является мерой обеспечения производства? Запишите цифры, под которыми указаны правильные ответы.

  1. ссылка
  2. административный арест
  3. досмотр вещей
  4. медицинское освидетельствование
  5. наложение штрафа

Ответ. 15.




Поделиться ссылкой