«Производные» и «остатки» Вильфредо Парето

Одним из учений, подчёркивавших роль иррационального начала в политической жизни и идеях, была теория знаменитого итальянского социолога Вильфредо Парето. Учёный, оказавший грандиозное влияние на формирование социологической и экономической наук, много лет занимался понятиями дохода и власти, пытаясь выяснить закономерности их распределения и перераспределения и их значение для существования общества в целом. Парето, получивший прекрасное техническое образование, был одним из первых, кто применил методы точных наук к общественным дисциплинам. В частности, обработав огромный фактический материал, он попытался вывести общую закономерность распределения доходов в разные эпохи — так называемую кривую Парето. Ученый показал, что распределение богатства в обществе обычно подчиняется определённому закону — с удвоением размера контролируемой собственности богатства количество людей, достигших соответствующего уровня, сокращается в геометрической прогрессии. Эго привело его к выводу, что неравенство распределения богатства в обществе — нечто вроде естественного закона природы, эффект которого можно сгладить, но невозможно устранить.

В ходе своих исследований Парето обнаружил, что на политическую жизнь воздействуют факторы, не поддающиеся рациональному объяснению. «Хотя к действиям человека побуждают не логические мотивы, он любит давать логическое объяснение своим действиям и связывать их с определёнными принципами, которые придумываются а posteriori (лат. «на основании опыта» —) для оправдания этих действий».

Таким образом, хотя формально любая идеология предлагает ясно выстроенную, логичную систему обоснования своих идей, целей, способов их достижения, в реальности побудительными причинами часто являются совершенно иные, иррациональные, эмоциональные факторы, названные учёным «остатками». Под этим термином он понимал «проявления чувств и инстинктов», которые человек далеко не всегда осознаёт. При этом человеку свойственно естественное стремление рационализировать свои поступки, придавать им чёткую и понятную форму, особенно если речь идёт о политике.

Способы «сокрытия» нелогичности истинных причин, побуждающих людей к действиям, Парето назвал «производными», выделив множество различных типов подобных построений. По сути дела, задачу представления нелогичного в логичном виде в политической жизни как раз и выполняет идеология. «Люди вовлекаются в эти движения обычно по неведению и стремятся представить непроизвольное действие как осознанный акт, нелогичный поступок — как логичный. Они странным образом прибегают при этом к поиску воображаемых причин и благодаря им вводят в заблуждение и себя и других в отношении истинных мотивов своих действий».

Для мыслителя XVIII или XIX в. такого утверждения было бы достаточно, чтобы объявить все идеологии крайне вредными. Однако Парето, как человек XX столетия, уже не ужасается иррациональности, он просто предлагает осознать наличие нелогичных побудительных факторов: «Я прошу читателя постоянно иметь в виду, что там, где я утверждаю нелепость теории, я ни в коем случае не стремлюсь косвенно утверждать, что она вредна обществу, наоборот, она может быть для него очень полезной. В общем и целом одно и то же изучение может быть отвергнуто с экспериментальной точки зрения и признано с точки зрения общественной пользы и наоборот». Иными словами, разрыв между реальными и воображаемыми обоснованиями, составляющими фундамент различных идеологических направлений, не обязательно должен приводить к выводу о вредности самих идеологий как таковых.

Борьба за власть во всех обществах представлялась Парето как процесс «циркуляции элит», при котором одни элиты (в политике это «львы» и «лисы») сменяют другие. «История человечества — это история смены аристократий: в то время как одни люди возвышаются, другие опускаются... Новая аристократия, стремясь изгнать старую или добиться своего участия во власти и связанных с её обладанием привилегиях, не выражает искренне своих истинных намерений». Кто бы ни находился у власти и кто бы ни стремился её захватить, эти группы будут заинтересованы в обосновании собственных действий. Итак, лживость самой сути идеологии подтверждена ещё раз, но в то же время, в отличие от Маркса, для Парето это не означает необходимости отказа от всех идеологий. Циркуляция элит обеспечивает прогресс общества, а идеология даёт необходимое обоснование данному процессу.




Поделиться ссылкой