Луксор

Говорят, что лицо Египта — это Каир, а его сердце — Луксор. Здесь находилась столица древнего государства, которую египтяне называли Уасет, греки — Фивы, а арабы — Аль-Уксур (Дворцы). Еще во времена древних греков и римлян Луксор привлекал туристов со всего света, а сейчас он считается самым большим музеем под открытым небом. Сохранность его памятников не имеет аналогов в мире.

Луксор

Впервые город стал столицей в XXI в. до н.э., при фараонах XI династии Среднего царства, но остался крупным религиозным и культурным центром даже после переноса столицы в Александрию.

Великий Нил делил Фивы на город живых, что на восточном берегу, и город мертвых — на западном. Жемчужинами города живых были два грандиозных храма — Карнакский и Луксорский, соединенные Аллеей сфинксов с бараньими головами. Часть их фигур еще сохранилась среди построек современного города.

Карнак — целый город храмов, гигантских статуй фараонов, пилонов, барельефов, порой разделенных тысячелетием. Они отражаются в воде Священного озера, которое в древности было центром храмовых церемоний. Мраморная колонна на его берегу украшена изображением древнеегипетского талисмана — жука-скарабея. До сих пор бытует поверье, что надо обежать вокруг него семь раз, чтобы заслужить удачу и благоденствие. В западной части Фив находились царская резиденция и некрополь. Над ними возвышается гора Дехенет, чья повелительница богиня-змея Меретсегер, согласно легенде, оберегает гробницы города мертвых.

Луксор

Долину царей, в которой найдено 62 гробницы фараонов Нового царства, охраняют гигантские статуи Аменхотепа III, более известные как колоссы Мемнона. Предание гласит, что в древности одна из них издавала печальный стон, который греки считали голосом Мемнона, сына богини Авроры, павшего от руки Ахилла. Стены погребальных камер покрыты прекрасно сохранившимися цветными рисунками. Почти все царские захоронения давно разграблены, лишь в 1922 г. экспедиция Говарда Картера обнаружила нетронутую гробницу Тутанхамона, полную золота и сокровищ.

Как добраться

В Луксор можно добраться на автобусе из Хургады, Макади, Сафаги или Эль-Гуны. Время в пути — 4–5 часов. Из Шарм-эль-Шейха сюда можно добраться только самолетом. Из Каира лучше ехать на ночном поезде.

Когда лучше поехать

Днем в Луксоре очень жарко, поэтому лучше всего туда ехать в холодное время года — зимой, ранней весной или поздней осенью.

Карнакский храм (Ипет-Исут)

Почти полторы тысячи лет считался главной святыней Египта. В мире он не имеет равных ни по размерам, ни по длительности строительства. Почти каждый фараон Нового царства вносил свою лепту в огромный комплекс, прославляющий Амона-Ра, стремясь превзойти по размаху своего предшественника. Из сохранившихся обелисков один был установлен по приказу фараона Тутмоса I в XVI в. до н.э., а другой — его дочерью Хатшепсут.

Карнакский храм (Ипет-Исут)

Сети I и Рамсес II Великий добавили к храму Амона огромный гипостильный (с потолком, опирающимся на колонны) зал со 134 колоннами, испещренными барельефами. Стены храма хранят «Царский список Карнака» — перечень предков Тутмоса III, а зал «Ботанический сад» покрыт изображениями животных и растений. Тутмос III построил Зал анналов, посвященный своим военным победам, а также храм богини войны Сехмет. В определенный момент луч солнца, падая через отверстие в потолке, делает львиное лицо богини почти живым.

Храм царицы Хатшепсут

Рядом находится выбитый в скалах храм царицы-фараона Хатшепсут, правившей за полторы тысячи лет до новой эры. На одном из обелисков высечены ее слова: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы, и будут говорить о том, что я совершила. Не говори, что это похвальба, но скажи: "Как похоже это на нее (ее величе ство Хатшепсут), как достойно отца ее (бога Амона)!"»

Луксорский храм

Храм в Луксоре, как и Карнакский комплекс, посвятили триаде богов: Амону-Ра, Мут и Хонсу. Это величественное сооружение соединили с Карнаком Аллеей сфинксов, но сейчас храмы разделяют, к сожалению, современные городские постройки.

Фрагмент Луксорского храма в огнях ночной подсветки
Фрагмент Луксорского храма в огнях ночной подсветки

Сам Луксорский храм, впрочем, сохранился достаточно хорошо, чтобы потрясать путешественников колоссальным размахом построек древних зодчих. Царские колоссы здесь грандиозны, а колоннады в виде стеблей тростника — изящны и совершенны. Неповторимое зрелище представляет собой храм в огнях ночной подсветки.

Создан храм был свыше 3,5 тыс. лет назад, в XVI в. до н. э., когда царица Хатшепсут и ее преемник фараон Тутмос III велели воздвигнуть святилище для великого праздника Опет. В этот день к святилищу подплывали священные ладьи, везшие статуи фиванских богов.

Через 200 лет Аменхотеп III расширил скромное святилище, создав великолепный храм Ипет Ресет Амон, что в переводе означает «южный гарем Амона».

При этом фараоне построили знаменитую прецессионную колоннаду в виде 14 стеблей папируса. На 20 м поднимаются вверх эти «тростинки», увенчанные распустившимися цветами.

Перед храмом раскинулся огромный открытый двор, обнесенный колоннами, также имитировавшими пучки священного тростника. Затем шел вестибюль с величественной колоннадой, на стенах которой высекли рельефы, повествующие о празднике Опет, — они сохранились примерно на треть, но и уцелевшие изображения можно рассматривать часами.

На колоннах храмового вестибюля перед восхищенными туристами проходят музыканты и жрецы, плывут священные ладьи богов и текут процессии священных животных, и, конечно же, шествует сам фараон. Если же пройти вглубь вестибюля, то можно найти остатки входа в святилище. Туда проникали через несколько малых культовых помещений.

Зодчие, создавшие шедевр

До нас дошли имена зодчих, создавших этот грандиозный шедевр. При Аменхотепе III работами руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапу. При Рамзесе II храм расширял Бакенхонсу. Сохранилась речь этого зодчего, в которой он рассказывает, как воздвиг гранитные памятники, «красота которых достигает небес», как в «священном дворе» были поставлены величественные обелиски и как посажены были чудесные храмовые сады.

Маммизи и легенда о рождении фараонов

По коридорам и залам Луксорского храма можно ходить часами — так изумительны созданные древними мастерами рельефы. Обязательно загляните в маммизи — зал, стены которого покрыты изображениями, иллюстрирующими легенду о божественном рождении фараонов. Царь, верили древние египтяне, всегда приходится сыном Амону-Ра, причем не символическим, а самым настоящим, от плоти великого бога.

Маммизи Луксорского храма
Маммизи Луксорского храма

По легенде, богиня любви Хатхор выбирает для Амона-Ра прекраснейшую из женщин, которой, как правило, является царица. Амон-Ра принимает облик ее супруга, фараона, и входит в спальню к избраннице. Лишь по аромату мирры и ладана возлюбленная бога узнает о подмене. Но возможно ли отказать самому Амону-Ра в облике супруга и царя?

Брачное ложе охраняют Нейт и Селкет, происходит зачатие, и бог Хнум создает на гончарном круге младенца и его Ка — жизненную силу. Затем будущей матери фараона сообщает о великом событии сам ибисоголовый бог мудрости Тот. В зал для родов избранницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум, и вот на кирпичах для родов свершается рождение фараона.

Помогают царице богиня родов Месхенет, повитухами и кормилицами выступают богини Нут, Тефнут, Исида и Нефтида, охраняют мать будущего царя покровительницы материнства Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни и царствования, а также боги Верхнего и Нижнего Египта. Новорожденного кормят молоком священные коровы Сехатхор и Хесат. Богиня письма и счета Сешат записывает имя нового сына Амона-Ра на свитках жизни, а свидетелями выступают Хнум и бог магии и волшебства Хек. И, разумеется, сам Амон-Ра берет на руки сына и целует его.

Именно так, повествуют нам стены маммизи, и появился на свет сын прекрасной царицы Мутемуйи Аменхотеп III. Как, впрочем, и все другие фараоны Египта…

Рамзес II: храм становится еще грандиозней

Уже при Аменхотепе III храм потрясал своей колоссальностью и красотой. Можно ли создать большее великолепие? Фараон Рамзес II решил, что можно. Перед храмом воздвигли новый пилон, который окружали теперь уже 74 колонны, а между ними возвышались грандиозные статуи царя.

Особенно примечательна одна из статуй, имеющая громкое название «Солнце властителей стран иноземных». Эта скульптура изображает Рамзеса на троне. У ног фараона стоит миниатюрная и грациозная фигурка его любимой — царицы Нефертари.

Шесть колоссов Рамзеса II украшают пилон. Композицию дополняют огромные обелиски. Сейчас в Луксоре можно увидеть только один из них — второй вывезли из Египта французы еще в XIX в., и сейчас он возвышается в Париже на площади Согласия.

Колоссы Рамзеса II и «тростниковая» колоннада
Колоссы Рамзеса II и «тростниковая» колоннада
Обелиск Рамзеса II
Обелиск Рамзеса II. В Луксоре остался только один, второй находится в Париже

К пилону подходит Аллея сфинксов, некогда соединявшая Луксорский храм с Карнаком. Сейчас храм зажат между современными зданиями, и мы можем только представлять, какое впечатление некогда производил единый гигантский архитектурный ансамбль. Неслучайно Фивы назывались городом бога!

Вечером Луксорский храм искусно подсвечивается и кажется ожившей старинной сказкой посреди современных улиц.

Луксорский музей

Проникнувшись монументальным величием храмов и статуй Луксора и Карнака, попробуйте еще глубже погрузиться в воскресшую историю Древнего Египта: посетите Луксорский музей, где собраны тысячи бытовых и драгоценных вещей, которыми некогда пользовались вельможи и фараоны.

Луксорский музей открыли в 1975 г. Само здание музея довольно современно и расположено прямо на набережной Нила между Карнакским и Луксорским храмами. Его автор — Махмуд эль-Хаким, известный египетский архитектор. Но внутри музея туристов ждет «машина времени», переносящая на тысячелетия назад…

Коллекция постоянно пополняется: здесь и драгоценные изделия из гробницы фараона Тутанхамона, потрясающие богатством отделки и удивительным изяществом, и бесчисленные ста туи фараонов, богов, богинь… Здесь представлены все эпохи Древнего Египта и предметы коптского, раннехристианского периодов.

При создании экспозиций сюда были свезены из других музеев лучшие экспонаты, имеющие отношение к древним Фивам и найденные в их окрестностях. Вернули на родину и часть сокровищ Каирского музея. Концепция Луксорского музея такова: памятники древнеегипетской цивилизации, раскопанные вблизи Луксора, должны находиться здесь же (до этого новые экспонаты направлялись в музей Каира).

Красочный рельеф
Красочные рельефы за тысячелетия не потеряли своих насыщенных оттенков. Храм Тутмоса III в Дейр эль-Бахри разрушен землетрясением, но мы можем любоваться этими рельефами в музее Луксора

Сейчас коллекция Луксора постоянно пополняется за счет проводимых археологических раскопок. Входят в экспозицию и замечательные памятники древнеегипетской цивилизации, случайно найденные местными жителями: например, статуя фараона Ментухотепа III, поражающая своей колоссальностью, которую обнаружили при строительстве дома в одном из соседних поселков.

Крупным событием стала находка тайника с отлично сохранившимися скульптурами богов и фараонов, созданными в эпоху Нового царства. Тайник обнаружили в 1989 г. при реставрации колоннад храма в Луксоре. Этим замечательным фигурам отвели целый зал.

Луксорский тайник явил миру настоящие шедевры: вот на своих божественных престолах сидят прекрасные Хатхор и Иунет, возвышается статуя Аменхотепа III из кварцита, привлекает тонкостью работы алебастровое изваяние богини Мут, грозно смотрит на посетителей бог Амон-Камутеф, принявший облик царственной кобры.

Сокол-Гор в знаменитом храме в Эдфу
Сокол-Гор в знаменитом храме в Эдфу

Что еще посмотреть в музее Луксора? Скульптурную группу, изображающую Аменхотепа III и бога Себека, покровителя нильской воды, с головой крокодила — они вырезаны из алебастра сливочно-желтого цвета. Древние папирусы, найденные в гробницах фиванских жриц Тенетусерет-эн-пернесу и Несихонсу. Яркие, сохранившие свой цвет рельефы из храма Тутмоса III в Дейр эль-Бахри, рухнувшего в результате землетрясения. И многое-многое другое, например сокровища Тутанхамона, единственного фараона, чья гробница дошла до нас неразграбленной и открыла миру бессмертные творения древнеегипетского искусства.

Тутанхамон и его эпоха

Посетители музея могут познакомиться с яркими страницами истории Древнего Египта. Например, с эпохой великого фараона-реформатора Эхнатона, который ввел культ солнечного диска Атона и запретил на несколько десятилетий поклонение другим египетским божествам, а также его прекрасной жены Нефертити.

Эхнатон в Луксорском музее
Эхнатон в Луксорском музее — характерные черты внешности фараона трудно не узнать

А вот перед богом вечернего солнца Атумом преклонил колени властный фараон Хоремхеб, получивший при поддержке армии и жрецов трон после преемников Эхнатона и Нефертити и восстановивший поклонение древним богам.

Интриги, войны, взлеты культуры и искусства древнеегипетской цивилизации — все это отражено в грандиозной экспозиции. Здесь же можно увидеть миниатюрный сфинкс мальчика-фараона Тутанхамона, умершего 18-летним. Он был сыном Эхнатона от побочной жены и взошел на престол как супруг своей сводной сестры, дочери Эхнатона и Нефертити. Увы, царствовать ему пришлось недолго. Неизвестно, умер ли он сам или тут замешаны придворные...

Так или иначе, погребли юношу-фараона по-царски. Тысячи найденных в его гробнице сокровищ находятся в разных музеях мира. Часть из них представлена и в Луксоре, являясь настоящими жемчужинами экспозиции. Это удивительные по своему изяществу изделия Нового царства, времени расцвета древнеегипетского искусства.

В Луксорском музее можно увидеть модели царских погребальных ладей из гробницы Тутанхамона, статуэтки слугушебти, которые должны были служить фараону в загробном мире. Можно посмотреть, с каким мастерством расшили погребальный полог, созданный для саркофага юного фараона. Впечатляют тонкой работой позолоченные розетки, удивительная по красоте голова богини Мехетурет в облике коровы, вырезанная из дерева и покрытая золотом.

Гулять по музею можно и с гидами (русскоговорящих групп тут всегда достаточно), и самостоятельно. Особенно поражают сокровища Древнего Египта вечером, когда люди расходятся, залы пустеют и Луксорский музей погружается в особую мистическую атмосферу.

Вокруг Луксора

Приезжать в Луксор нужно на несколько дней, а лучше — на пару недель. Ведь, помимо Луксорского храма, музея и примыкающих к городу Западных Фив и Карнака, вокруг, на расстоянии часа-полутора езды, раскинулось еще целое множество уникальных памятников древнеегипетской цивилизации.

Обязательно посетите храм в Дендере (67 км от Луксора), который посвящен прекрасной богине любви Хатхор. Проехав на север, можно увидеть храм, воздвигнутый фараоном Сети I в честь бога Осириса.

Храм в Дендере. Удивительные колонны
Храм в Дендере. Удивительные колонны

Прекрасные барельефы ждут путешественников в храме бога Хнума, который создал мир на гончарном круге и на этом же круге создает каждого человека. Этот храм расположен в Эсне (54 км от Луксора).

Проехав же от Эсны на юг, вы познакомитесь с поразительными памятниками культуры в знаменитом святилище Гора. Этот бог с соколиной головой почитался древними египтянами как покровитель царской власти. Храм в Эсне — второй по размерам после Карнакского в Египте и просто подавляет своей грандиозностью. На его стенах сохранилось огромное собрание высеченных на камне мифологических текстов, которые изучают историки и религиоведы. А стены большого зала с тремя рядами колонн украшают бесчисленные изображения жертвоприношений.

Храм в Эсне славится своими барельефами
Храм в Эсне славится своими барельефами

Храм в Эдфу был воздвигнут при Птолемеях, причем достройка и украшение святилища продолжались вплоть до последней царицы Древнего Египта. Так что на одной из его стен туристов ждет встреча с изображением Клеопатры.

В Эдфу замечательно сохранилась статуя царственного сокола, встречающая путешественников, решивших объехать окрестности Луксора в поисках новых впечатлений, ведь окружающая Луксор территория так удивительно богата на древнеегипетские памятники.

Заключение

Воздвигнутый во времена, когда вокруг бурлили прекрасные и огромные стовратные Фивы, Луксорский храм помнит периоды наивысшего расцвета древнеегипетского государства. В этих стенах сохранилась память об исторических личностях, о царях и царицах Древнего Египта: Рамзесе II, Эхнатоне, Нефертити, Клеопатре… Архитектурное совершенство храмов Луксора, Эсны, Эдфу сочетается с их огромным историческим значением.

Клеопатра. Рельеф на стене храма в Эдфу
Клеопатра. Рельеф на стене храма в Эдфу

Осматривая статуи этих храмов, современный человек погружается в мифы и верования древних египтян, знакомится с великими богами и богинями древности: Амоном-Ра, Хнумом, Соколом-Гором, Атумом, Мехетурет, Себеком… Разворачивается на стенах, будто на страницах книги, легенда о божественном рождении фараона.

Вечерами, когда стены Луксора частично погружаются во тьму, а частично выделяются игрой подсветки, колоссальность и тонкость работы древних мастеров наполняет душу особенным восторгом. Кажется, будто мистическим образом оживают вокруг стовратные Фивы и Луксор снова становится центром великого государства богов и фараонов.

Даты

  • 1506–1494 до н.э.: Фараон Тутмос I был захоронен в некрополе правителей Нового царства.
  • 1708 н.э.: Пьер Клод Сикард посетил долину, описав ее как место захоронения фараонов.
  • 1739, 1768 и 1792: Ричард Покок, Джеймс Брюс и Вильям Джордж нашли и идентифицировали 20 гробниц.
  • 1875: Братья Абд-эль-Расул вскрыли гробницу в Дейр-эль-Бахри с 40 царскими мумиями.
  • 9 марта 1898: Виктор Лорет вскрыл гробницу Аменхотепа III, где он нашел другие захоронения царских мумий.
  • 4 ноября 1922: Говарт Картер вошел в самую неповрежденную гробницу фараона Тутанхамона. 1995: Американский археолог Кент Уикс вскрыл гробницу с более чем 120 погребальными камерами.
  • Весна 2006: Вскрыта погребальная камера с семью деревянными саркофагами.



Поделиться ссылкой