Достопримечательности Парижа

Париж — это город любви, искусства и особого образа жизни. Романтики и мечтатели со всего света восхищаются его великолепной архитектурой, богемной культурой, набережными Сены и удивительной жизнерадостностью горожан.

Эйфелева башня
Эйфелева башня. Изящная конструкция была построена Гюставом Эйфелем в 1889 г. Она стоит на Марсовом поле напротив Йенского моста через реку Сену. Высота башни — 324 м, а общий вес 10 тыс. тонн. Башня имеет свой запатентованный цвет — коричневый эйфелевый.

Ок. 200 г. до н.э. одно из кельтско-галльских племен основало на Иль-де-Франс поселение Лютеция. Римляне назвали это племя «паризии». Около 50 г. до н.э. Юлий Цезарь завоевал территорию современной Франции. Лютеция стала столицей римской провинции Галлия. После падения Римской империи король франков Хлодвиг I переименовал Лютецию в Париж. В 508 г. он сделал город столицей Франконской империи, а во времена правления Капетингов (987–1328) он стал столицей Франции.

Париж знавал и добрые, и тяжелые времена. В IX–X вв. викинги регулярно грабили город и несколько раз сжигали его до основания. После каждого разорения французские короли быстро отстраивали город, и тот становился еще прекраснее. Первую эпоху расцвета Париж пережил еще в Средние века, когда в городе начался культурный подъем, не прекращающийся до сих пор. До наших дней сохранилось несколько значительных средневековых построек, в том числе Сен-Шапель, Лувр, Сорбонна и собор Нотр-Дам де Пари.

Роскошь и расточительство французских королей в конце концов привели к взрыву народного негодования 14 июля 1789 г., когда горожане Парижа штурмом взяли Бастилию — тюрьму для политических преступников. Началась революция, которая вскоре поглотила собственных главарей. Париж погрузился в хаос. Благородные цели начального этапа революции быстро уступили место разгулу террора, во время которого были обезглавлены более 17 000 человек, чему способствовало изобретение гильотины. В финале к власти пришел молодой корсиканский генерал Наполеон Бонапарт. Он захватил власть в 1799 г., принеся мир в измученную потрясениями столицу. Итогом его правления для города стал новый кодекс законов, известный как кодекс Наполеона, и ряд монументальных сооружений, в том числе неоклассическая Триумфальная арка.

Триумфальная арка
Триумфальная арка. Монумент возведен в 1806—1836 гг. архитектором Жаном Шальгреном в ознаменование побед наполеоновской армии. Арка выполнена в античном стиле и имеет высоту 49,5 м. Она украшена барельефами с изображениями крылатых дев, трубящих в фанфары, а также четырьмя скульптурными группами. Почти 300 ступеней ведут на смотровую площадку арки. Через монумент проходит «Триумфальный путь», или «Королевская перспектива», наниз ыв аю щий на одну ось Лувр, сад Тюильри, площадь Согласия, Триумфальную арку, авеню Великой армии и большую арку Дефанс.

В наши дни Париж сохранил свою важность, триумфальное величие и шарм. Расположенный на берегу Сены, он притягивает людей со всего света. Оказавшись на площади Бастилии в самом центре города, гости могут вспомнить историю Парижа. На площади некогда стояла знаменитая крепость и тюрьма, пугавшая всех бунтарей того времени. Крепость Бастилия была построена в XIV в. и представляла собой длинное четырехугольное здание с восемью башнями, окруженное глубоким рвом. В Бастилии томились великие умы: Вольтер, Монморанси, Калиостро, Фуке и многие другие. Во время Французской революции в 1791 г. крепость была снесена, а День взятия Бастилии стал национальным праздником. Сегодня на площади проходят разнообразные мероприятия и ярмарки. В центре установлена знаменитая Июльская колонна.

Июльская колонна на площади Бастилии
Июльская колонна на площади Бастилии. Была построена в память о трех июльских днях революции по проекту архитектора Жана-Антуана Алавуана. В основание был заложен камень от разрушенной Бастилии. На вершине колонны возвышается позолоченная статуя крылатого гения Свободы скульптора Дюмона. Внизу монумента расположена мемориальная доска во славу погибших граждан.

Нельзя пройти мимо главного проспекта Парижа — Елисейских Полей. Проспект простирается от площади Согласия да Триумфальной арки. Название Елисейских Полей происходит от древнегреческого Элизиума, т. е. благословенное место. Проспект был благоустроен благодаря стараниям Марии Медичи в XVII в., она велела превратить его в продолжение парка Тюильри. Король Людовик XIV проложил дороги и поручил создать аллеи, высадить деревья и установить фонари. Позднее территория обросла инфраструктурой, появились ресторанчики и магазины. После Французской революции проспект получил название Елисейские Поля и стал любимым местом отдыха местных жителей и туристов.

Еще одним интересным местом Парижа является район Монмартр, расположенный на холме. В античные времена здесь находился храм, посвященный богу войны Марсу. В конце XIX — начале ХХ вв. Монмартр стал пристанищем французской богемы. Здесь жили и творили Пикассо, Ренуар, Ван Гог, Дега и др. В 1889 г. здесь построили знаменитое кабаре «Мулен Руж», но самая знаковая достопримечательность района — это базилика Сакре-Кёр (буквально «базилика «Святого Сердца»).

Мулен Руж
Мулен Руж. Главное, ради чего приходят в это кабаре, — это канкан, на который в свое время смотрели Пикассо и Оскар Уайльд. Интерьер «Мулен Ружа» не оставляет равнодушным, сочетание разных стилей поражает воображение.

Сакре-Кёр стоит на вершине холма. Католический храм был построен в 1875–1914 гг. по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле. Собор был возведен из редкого известняка, который при контакте с водой приобретал белизну и прозрачность. Фасад здания украшен барельефами на евангельские тематики, над портиком возвышаются статуи Людовика IX Святого и Жанны д’Арк, а над входом установлена белоснежная скульптура Иисуса Христа. Фасад здания также декорирован различными горгульями и химерами, которые защищают базилику от темных сил.

Церковь Сен-Пьер-де-Монмартр
Церковь Сен-Пьер-де-Монмартр. Эта церковь в тени Сакре-Кёр считается старейшей в Париже. В архитектуре собора проступают черты византийской культуры. Восьмигранную пирамиду окружают 4 купола, а форма строения напоминает греческий крест. Интерьер церкви украшают витражи в неоготическом стиле и фрески. Бронзовые ворота были сделаны итальянским мастером Томаззо Джисмонди и украшены изображениями сцен жизни святого Петра, Богоматери и святого Дионисия.
Базилика Сакре-Кёр
Базилика Сакре-Кёр. Интерьер базилики поражает своим великолепием. Под куполом находится фреска, передающая сюжет радостной новости о воскрешении Христа. Центральная часть зала украшена мозаичным полотном, с фигурой Христа, протягивающего руки для объятий. Слева — Дева Мария, а у ног Спасителя — коленопреклоненный папа Лев XIII, протягивающий ему земной шар. Также на полотне присутствуют образы апостолов, великомучеников, кардиналов. Мозаика создана художником Люком-Оливье Мерсоном и носит название «Благоговение Франции перед Сердцем Господним». Стены храма украшены росписью библейских сюжетов. В Сакре-Кёр находится один из самых больших органов в мире. Инструмент украшен скульптурами ангелов и резными иконами, которые освещают лучи солнца из большой оконной розы в стене. Орган был спроектирован Аристидом Кавайе-Колем и благодаря наличию 78 регистров имел неповторимое звучание. С годами орган стал звучать хуже, но все равно продолжает радовать прихожан своей мелодичностью.

В Латинском квартале находится красивое здание Пантеона. Изначально это была церковь Святой Женевьевы, которую приказал построить Людовик XV. Заболев, король молился святой. В скором времени он выздоровел и в благодарность начал строительство храма. Он был спроектирован в 1755 г. архитектором Жаком Суффло, который соединил в облике здания четыре стиля. Людови XV и Суффло не дожили до окончания строительства храма. Помощники архитектора завершили строительство в 1789 г. После революции собор был переименован в Пантеон и является местом упокоения знаменитых граждан Франции. В облик храма также были внесены изменения — большинство окон заложили кирпичами, чтобы придать ему более строгий и мрачный вид, т.к. считалось, что покоившимся в нем не нужно столько света.

Пантеон
Пантеон. Представляет собой интересное смешение стилей. Греческий портик накрывает купол в романском стиле. Купол возвышается на 120 м и поддерживается колоннами в стиле барокко. Основной интерьер храма выполнен в готическом стиле. Под куполом находится копия 28-килограммового маятника Фуко, с помощью которого ученый доказал, что наша планета вращается. Преодолев 206 ступеней, можно оказаться на панорамнорамной площадке, откуда открывается потрясаю щая панорама Парижа.

Далее следует пройти к зданию университета Сорбонна. История одного из старейших университетов Европы начинается с XIII в. При нем открыли колледж для беднейших слоев населения, спустя века ставший факультетом богословия. В XV в. здесь была открыта типография и построено здание для богатейшей библиотеки. В XVII в. при кардинале Ришелье университет достиг пика своего расцвета и получил мировую славу. Кардинал, не жалея средств, расширял аудитории, покупал книги и учебные пособия, а также инициировал строительство часовни Святой Урсулы, ставшей центром теологического факультета. В XIX в. облик и внутреннюю структуру университета изменили. Здание решили привести к единому стилю, его барочный фасад украсили скульптурами в стиле эпохи Возрождения. Наряду с перестройкой здания были основаны новые кафедры и факультеты. Сейчас Сорбонна — это научный, исследовательский, культурный и духовный центр Франции.

Сорбонна
Сорбонна
Фрагмент фасада капеллы Святой Урсулы Сорбонской
Фрагмент фасада капеллы Святой Урсулы Сорбонской

Завершить путешествие по утонченному Парижу лучше всего на прогулочном теплоходе по Сене. Река протекает через весь Париж и по сути является одной из улиц города. С теплохода можно полюбоваться многими достопримечательностями Парижа, в вечернее время получаешь особое удовлетворение от увиденного, поскольку на каждом кораблике имеются прожектора, а здания и мосты подсвечены.

Стоит посмотреть

Триумфальная арка, Елисейские Поля, Бастилия, Булонский лес, центр Помпиду, Комеди Франсез, парижский Диснейленд, Эйфелева башня, сад Тюильри, Лувр, музей Орсе, собор Нотр-Дам, собор Сен-Шапель, Сорбонна, Версаль.

Когда лучше поехать

Самое благоприятное время для поездки в Париж — весна и сентябрь-октябрь. Лето в Париже жаркое, зимой же погода мягкая, но снег идет редко.

Как добраться

В окрестностях Парижа три международных аэропорта: Шарль-де-Голль, Орли и Бове. Кроме того, Париж — это крупный железнодорожный узел, на его территории находятся семь вокзалов. В столицу Франции из крупных городов России можно добраться и на комфортабельных автобусах.

Версаль

Версаль представляет собой дворцово-парковый ансамбль, поражающий своим великолепием. Это резиденция французских королей от Людовика ХIV до Карла X. Версаль вырос вокруг небольшого охотничьего домика в пять комнат, основанного Людовиком XIII в 1623 г. Но у его сына Людовика ХIV были другие планы на это строение. Родившийся в Лувре, он сразу невзлюбил это место, а вскоре его семье пришлось и вовсе бежать из Парижа, поэтому юный король решил обосноваться в Версале. Людовик полагал, что именно здесь он сможет укрыться от заговоров и интриг и наслаждаться вниманием многочисленных фавориток. В 1661 г. началось расширение дворца, длилось оно более 50 лет. Внутренней отделкой дворца занимался живописец Шарль Лебрен, а парк оформлял Андре Ленотр. Основной фасад здания представляет собой зеркальную галерею, выполненную из самого дорогого и качественного стекла. Внутреннее убранство дворца поражает своим великолепием. Стены всех опочивален покрыты золотом, королевские кровати размером с комнаты, подчеркивают высокий статус их обитателей.

Версальский регулярный парк
Версальский регулярный парк оживляют цветники, скульптурные группы, каскады, гроты и особенно фонтаны, устройство которых было вершиной инженерной мысли своего времени. Особенно впечатляет посетителей фонтан Аполлона (скульптор Тюби), изображающий колесницу античного бога.

Ансамбль Версаля также включает в себя ряд парковых сооружений: Большой и Малый Трианон, ферма Марии-Антуанетты, ну и, конечно же, сам парк. Парк, по замыслу Людовика, должен был быть похожим на рай. Так и получилось. Территория парка занимает 900 га, а каждая композиция чудесно вписывается в ансамбль. Парковая зона насыщена фонтанами и каналами, которые стали называть «Маленькой Венецией». Версальский ансамбль — это поистине великое произведение искусства, в которое хочется возвращаться снова и снова.

Большой Трианон
Большой Трианон. Дворец из розового мрамора был построен в 1688 г. архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром для возлюбленной короля Мадам де Ментенон. Людовик ХIV любил проводить здесь свое свободное время вдали от строгого дворцового этикета. В Большом Трианоне традиционно принимали всех иностранных правителей, приезжавших во Францию. Среди гостей были: Петр I, Елизавета II и многие другие именитые люди.
Малый Трианон
Малый Трианон. Более поздний дворец, построенный в 1768 г. Людовиком ХV для его возлюбленной маркизы де Помпадур. Двухэтажный особняк, выполненный в стиле классицизма, выглядит просто и элегантно.
Ферма Марии-Антуанетты
Ферма Марии-Антуанетты. Это очень уютный и очаровательный уголок парка. Королева построила здесь небольшие домики и развела хозяйство, за которым сама ухаживала. В наши дни ферма является контактным зоопарком.
Фонтан Латона
Фонтан Латона. Красивейший фонтан один из самых знаменитых в мире, был разработан Андре Ленотром и возведен в 1668–1670 гг.
Версальский дворец
Версальский дворец. Длина королевского дворца — 680 м. В нем располагаются 700 комнат.

Нотр-Дам

Собор Нотр-Дам-де-Пари
Собор Нотр-Дам-де-Пари

Собор Нотр-Дам-де-Пари (собор Парижской Богоматери) — самый известный католический храм. Это место, куда ведут все дороги Франции! Неудивительно, что Виктор Гюго в своем романе описал именно этот собор. С устрашающими горгульями и живописными витражами Нотр-Дам-де-Пари является символом французской столицы. Собор строился на протяжении веков, с 1163-го по 1345 гг. Но главными архитекторами были Пьер де Монтрей и Жан де Шель.

Уникальный образ собора выполнен в готическом стиле. Главный фасад украшен статуями и имеет три входа. Над центральным входом изображены картины Страшного суда, правый вход украшает Пресвятая Дева с младенцем, а левый — Богородица со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Внутреннее убранство храма удивляет, вместо стен в нем только колонны и арки, а всевозможные картины и скульптуры разных художников традиционно преподносятся храму в дар в первый день мая. Благодаря обильному числу витражей собор заливается неземным светом, окрашенным в разные цвета. В подземной сокровищнице собора хранятся главная святыня и реликвия — терновый венец Иисуса Христа и фрагмент креста с гвоздем.

Каменные горгульи
Каменные горгульи. Предназначены не только для украшения, но и в качестве отведения воды из стоков на кровле из-за необыкновенно сложной конструкции крыши, которая не позволяет стекать воде как с обычных домов.
Роза главного входа
Роза главного входа. В центре расположено изображение Непорочной Девы с младенцем в левой руке и жезлом в правой.
Портал Богородицы.
Портал Богородицы. Скульптуры императора Константина и святого Дионисия в окружении ангелов.

Лувр

Главный вход в Лувр
Главный вход в Лувр. Огромная стеклянная пирамида была построена в 1985–1989 гг. по проекту Йо Минг Пейя. Пирамида органично вписывается в музейный комплекс, придавая ему авангардный вид.Огромная стеклянная пирамида была построена в 1985–1989 гг. по проекту Йо Минг Пейя. Пирамида органично вписывается в музейный комплекс, придавая ему авангардный вид.

Другой парижской тайной и загадкой является Лувр — бывшая резиденция французских монархов и самый посещаемый музей мира. Строительство его началось в XII в. при Филиппе-Августе в местечке под названием «Люпара», от него впоследствии и произошло название Лувр. Музей открыл свои двери в 1793 г. За время строительства Франция пережила 13 королей, 2 императоров и 2 республики. В Лувре хранится величайшее собрание бесценных произведений искусства, в том числе «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, Венера Милосская, Ника Самофракийская и многие другие.

В 1980-е гг. на дворе музея выросла 21-метровая стеклянная пирамида (архитектор Бей Юймин), служащая входом в музей. Это современное сооружение поначалу было признано неудачным, но впоследствии вызвало немало подражаний. Сегодня в бесчисленных галереях Лувра, заполненных шедеврами живописи и скульптуры и памятниками Античности, толпятся многочисленные посетители. Среди наиболее известных шедевров музея — Мона Лиза, Венера Милосская и Ника Самофракийская.

Крыло «Денон»
Крыло «Денон». Самая посещаемая часть музея, где хранится собрание итальянской живописи, включая всемирно известное полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза».



Поделиться ссылкой