Среднее течение реки Луары принято считать родиной французского Ренессанса и литературного французского языка. В этих краях родились Франсуа Рабле и Оноре де Бальзак, здесь искали вдохновения Виктор Гюго и Жюль Верн, Оскар Уайльд и Жорж Санд, а Шарль Перро на века прославил один из окрестных замков. Многие из них в произведениях описывали чарующие ландшафты и сказочные дворцы вдоль берегов «благодатной» реки.
Долина Луары — это край удивительной природы и восхитительных замков, некогда принадлежавших французским монархам. Романтические дворцы, утонченные поместья с уникальными садами и парками на протяжении веков служили ареной для важных исторических событий. Здесь заключались соглашения, кипели страсти и плелись интриги. Об этом периоде подробно писал Александр Дюма в своих романах, по большей части вымышленных, но достоверно отражающих суть эпохи. Завораживающие пейзажи и разнообразие архитектурных стилей не оставит равнодушным даже самого искушенного путешественника.
Благодаря выгодному положению в центре Франции и близости Парижа долина Луары на протяжении нескольких веков застраивалась столичной элитой. Сегодня некоторые роскошные замки и дворцы находятся в ведении государства и являются музеями, другие же поныне принадлежат потомкам знатных семей. Маршрут путешествия стоит начать с Парижа, а затем, воодушевившись красотой самой романтической столицы мира, можно отправиться вдоль берегов Луары к замковым стенам, которые дышат историей.
Маршрут: Париж — Шамбор — Блуа — Шеверни — Шомон-сюр-Луар — Амбуаз — Шенонсо — Вилландри — Азе-лё-Ридо — Ланже — Юссе.
Расстояние: 380 км.
Ориентировочное время: 8–10 дней.
Лучшая пора для поездки: апрель – сентябрь.
Виза: российским гражданам для посещения Франции требуется шенгенская виза. Ее можно оформить в Генеральном консульстве Франции в Москве, Санкт-Петербурге или Екатеринбурге, а также в визовых центрах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Казани, Владивостоке или Новосибирске.
Как добраться: ежедневные прямые рейсы из Москвы в Париж совершают авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро» и AirFrance, а также другие перевозчики, но с пересадками в европейских городах. Время в пути составит около 4 ч, а стоимость билетов — от 260 EUR. Рейсы из Санкт-Петербурга стоят немного дешевле.
Остров Сите, разделяющий реку Сену на два рукава, — сердце Парижа. Отсюда много веков назад началось зарождение этого удивительного города. Жемчужина острова и главное место паломничества туристов — собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам-де-Пари, образец готической архитектуры и самый большой европейский собор периода ранней готики. Именно здесь родилась известная фраза «Париж стоит мессы», сказанная вождем гугенотов Генрихом Наваррским во время бракосочетания с Маргаритой Валуа, когда французских протестантов не пустили внутрь католического храма.
Неподалеку от собора, на соседней площади — Дворец правосудия, бывшая резиденция французских монархов. Сегодня в его стенах расположились криминальная полиция, прокуратура и городской суд. В комплекс дворца входит одна из главных сокровищниц Парижа — готическая часовня Сент-Шапель. Ее возвели для хранения христианских реликвий, привезенных Людовиком IX из Крестовых походов. Основное убранство капеллы составляют цветные витражи, любоваться которыми лучше всего утром: в свете восходящего солнца они особенно хороши.
Остров Сите с берегами Сены соединяет Новый мост, или Пон-Нёф. Его название обманчиво, поскольку это один из старейших парижских мостов, относящийся к концу XVI в. В непосредственной близости от Сите находятся еще два любопытных объекта — великолепный Люксембургский сад с бывшим королевским дворцом, в котором сегодня заседает сенат, и парижский Пантеон, где захоронены многие известные личности, такие как Вольтер, Руссо, Гюго, Золя, супруги Кюри и сам архитектор помпезного здания Жак-Жермен Суффло.
Самый известный и посещаемый музей Парижа — это, конечно же, Лувр. О том, что в его стенах хранится знаменитая «Джоконда» великого Леонардо да Винчи, знают даже те, кто далек от искусства. Музей открыл свои двери в 1793 г., а в конце XX в. во дворе Наполеона появилось новое сооружение — стеклянная пирамида архитектора Йо Минг Пея, ставшая входом в музей и увеличившая пропускную способность. Парк Тюильри, образующий с Лувром единый ансамбль, плавно переходит во всемирно известное авеню — Елисейские Поля, — которое тянется до монументальной Триумфальной арки.
Монмартр — самый высокий холм в черте французской столицы. Он возвышается над городом на 130 м. Его вершину, на которую ведут многочисленные лестницы и фуникулер, венчает белоснежная базилика Сакре-Кёр, что в переводе с французского языка значит «священное сердце». Монмартр — район художников, артистов, поэтов и музыкантов. Эйфелева башня — самый популярный символ Парижа. Ее ажурный шпиль виден практически из любой части города. Правда, вблизи мощная металлическая конструкция не так элегантна, какой видится издалека. Поэтому знакомится с детищем инженера Густава Эйфеля лучше вечером: в ночной подсветке башня кажется более загадочной и манящей.
Шамбор — один из самых крупных и наиболее неординарных замков в долине Луары. Его вид растиражирован тысячами рекламных буклетов. Замок построили по приказу короля Франциска I, который вернулся из путешествия по Италии и был впечатлен ренессансной архитектурой. Он пожелал создать нечто подобное тому, что увидел, на родной земле. Возведение резиденции обошлось королю в круглую сумму, и, когда казна иссякла, находчивый Франциск вышел из положения, увеличив налог с церкви.
Замок напоминает средневековую крепость, хотя и не предназначался для боевых действий. К пятиэтажному донжону, каждый этаж которого состоит из восьми круглых и квадратных помещений, примыкают два крыла — восточное и западное. В западном находится самое большое помещение замка — капелла. Но жемчужина Шамбора — это двойная лестница. Ее уникальность заключается в наличии двух параллельных ходов, которые не пересекаются. Таким образом, спускающийся никогда не видит поднимающегося. Проект лестницы приписывают великому Леонардо да Винчи. Всего в замке 77 лестниц, которые представляют собой лабиринт, созданный во избежание встреч многочисленных фавориток короля.
В октябре 1670 г. в замке состоялось первая постановка пьесы «Мещанин во дворянстве». Королю Людовику XIV она понравилась, и он заказал Мольеру еще одно произведение, специально для показа в Шамборе. Спустя два месяца появилась пьеса «Господин де Пурсоньяк», но она не произвела впечатления, и работа драматурга осталась неоплаченной. С начала XVIII в. дворец стал приходить в запустение. Он был казармой, полевым госпиталем, а позже его мебель и коллекции произведений искусства были распроданы. В начале ХХ в. государство выкупило Шамбор у представителя рода Бурбонов, в чьей собственности он находился, а в 1981 г. замок был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Блуа — самый внушительный по размерам замок в долине Луары. Он был домом для семи королей и 10 королев. В его часовне молилась Жанна д’Арк, здесь был убит герцог де Гиз и умерла «ненавистная флорентийка» Екатерина Медичи. Замок был построен на рубеже IX–X вв. и принадлежал роду Блуа. Он много раз перестраивался, пока не перешел во владение герцогов Орлеанских.
Наивысшего расцвета дворец достиг в период правления Людовика XII, поскольку был его любимой резиденцией. Позже король Франциск I по просьбе жены выделил средства на преобразование замка под стиль итальянского ренессанса. К сожалению, эта реконструкция осталась незавершенной. После смерти королевы Франциск бежал в город Амбуаз, и для Блуа наступил период забвения. Замок превратился в арену интриг и утратил ценность, его шикарные покои подверглись разорению. Разрушение Блуа остановил Луи Филипп, который в XIX в. приказал отреставрировать залы и вернул им прежний шик.
Два основных флигеля замка — крыло Франциска I и крыло Людовика XII — относятся к разным периодам и архитектурным стилям. Здесь ренессанс переплетается с «пламенеющей» готикой. Для крыла Людовика XII характерны большие окна, широкие балконы и воздушные прогулочные галереи. Крыло Франциска I — яркий пример ренессанса. Впечатляет парадная винтовая лестница с выступающей башней. Но главная достопримечательность замка Блуа — это рабочий кабинет короля, где за потайной дверью Екатерина Медичи хранила шкатулку с ядом.
Влюбленный король Генрих II подарил замок Шеверни своей фаворитке Диане де Пуатье, предварительно отобрав его у владельцев — графов де Шеверни. Подарок не впечатлил возлюбленную, и она перепродала его прежнему хозяину. В сравнении с соседними замками Шамбор и Блуа, Шеверни кажется маленьким и уютным. Он напоминает Люксембургский дворец в Париже, что неудивительно, поскольку над ними трудились одни и те же архитекторы.
С момента окончания строительства в 1634 г. фасад замка ни разу не подвергался реставрации. Отличительной чертой дворца является нетронутое убранство прошлых лет. Мебель, антиквариат, старинные гобелены, расписные потолки, коллекция оружия и картин — все сохранилось в первозданном виде. Это стало возможным благодаря тому, что на протяжении многих столетий замок находился во владении одной семьи.
Нынешние хозяева, как и их предки, живут в своем родовом имении и занимают правое крыло замка. Остальные помещения доступны для посещения 365 дней в году. На территории замка есть псарня, насчитывающая более 60 охотничьих собак. На правом боку у каждого пса выстрижен вензель в виде литеры V. Это первая буква фамилии хозяев Шеверни — Вибрае. Летом здесь можно поучаствовать в показательном кормлении собак, а с октября по конец марта принять участие в псовой охоте с соблюдением всех средневековых традиций.
Между городами Амбуаз и Блуа на берегу Луары возвышается замок Шомон-сюр-Луар. Он был построен в X в. для обороны города Блуа и изначально принадлежал роду Блуа, но в 1054 г. на пять столетий перешел по наследству семье Амбуаз. В середине ХV в. за мятеж, устроенный против короля одним из представителей рода Амбуаз, Людовик XI приказал сжечь крепость.
Позже замок был возвращен прежним владельцам и отстроен заново, сохранив первоначальный облик, но уже с элементами стиля эпохи Возрождения. В его стенах принимала астрологов и алхимиков Екатерина Медичи, которая после смерти мужа Генриха II выменяла Шомон-сюр-Луар на замок Шенонсо у своей соперницы Дианы де Пуатье. Впоследствии крепость не один раз меняла хозяев и назначение. Она успела побыть и фабрикой, и даже фермой.
В 1875 г. супруги де Брольи устроили здесь самые помпезные в Европе конюшни, в которых было проведено электричество, как в лучших домах Парижа, и разбили великолепный парк в английском стиле. Семейству де Брольи Шомон-сюр-Луар принадлежал до 1938 г. Позже он был разграблен, внутреннее убранство практически не сохранилось. Сегодня замок принадлежит государству и открыт для туристов. Особого внимания заслуживают комнаты Екатерины Медичи и Дианы де Пуатье, а также потайной вход в часовню из королевских покоев. Ежегодно у стен крепости проходит Международный садовый фестиваль.
Замок Амбуаз — детище короля Карла VIII, вся жизнь которого тесно связана с этим местом. Здесь он родился, и взойдя в 1491 г. на престол, взялся за благоустройство замка. Карл превратил средневековую крепость в роскошный готический дворец. Анфилады комнат выходят на просторные террасы, а фасад украшает изящная лепнина. В главном дворе выстроен Королевский дом, с которого открывается прекрасный вид на Луару. По распоряжению короля на террасах замка появились сады, которые считаются первыми регулярными садами во Франции.
Однако прославила замок совсем другая коронованная особа — покровитель искусств и меценат Франциск I. Он в 1516 г. пригласил во Францию великого Леонардо да Винчи, которому на тот момент было 64 года, и поселил его в замке Кло-Люсе неподалеку от Амбуаза. Художник все свое время посвящал живописи и преподаванию, а через три года умер и был похоронен в Амбуазе. Через некоторое время его останки перезахоронили в часовне Сент-Юбер. После смерти Франциска I и вплоть до момента создания Третьей французской республики замок находился в запустении. Он служил и тюрьмой, и казармой, пока в 1872 г. не был передан Орлеанскому дому, потомки которого владеют им до сих пор. Реставрационные работы продолжаются и сегодня, туристам доступна лишь пятая часть былого дворца.
История замка Шенонсо уходит корнями в XIII в., когда на развалинах старой мельницы была воздвигнута древняя крепость, принадлежавшая семье де Марк. Из-за финансовых сложностей ее продали Томасу Бойе, который переделал все в стиле ренессанс. В результате реконструкции старые постройки снесли, а от первоначального строения сохранился только донжон. В 1524 г. Шенонсо был конфискован в казну.
После вступления во владения Екатерины Медичи в замке начали устраивать роскошные приемы. Именно здесь возобновилась традиция праздников с переодеванием женщин в мужские наряды и наоборот. Но в один прекрасный день муж Екатерины Генрих II подарил Шенонсо своей фаворитке Диане де Пуатье. Это вызвало недовольство законной супруги, поэтому после смерти короля первая поспешно вернула замок обратно. Однако именно при Диане он достиг наибольшего расцвета.
В зале Гвардейцев, расположенном на первом этаже, появились гобелены, а в замковой капелле — мраморные скульптуры, среди которых «Мадонна с младенцем». Диана занималась не только обустройством резиденции, но и планировкой парка. С легкой руки хозяйки в саду были высажены экзотические растения.
Екатерина Медичи завещала Шенонсо жене Генриха III Луизе де Водемон, которая после смерти мужа носила траур и одевалась, согласно обычаям того времени, во все белое. Отсюда и народное название дворца — «дамский замок», или «замок белой дамы». В дальнейшем резиденция была заброшена и передана монастырю капуцинов, о чем теперь напоминает подъемный мост, а в конце XIX в. перешла к промышленнику Анри Менье, семье которого принадлежит по сей день. Сейчас замок полностью восстановлен и открыт для посещений.
Большинство замков Луары известны массивными сооружениями и богатыми коллекциями, а замок Вилландри не вписывается в общие рамки. Популярность ему принесли… огороды, площадь которых — около 1 га. На замковых грядках выращивают капусту, морковь, свеклу и другие овощи. Система отлажена таким образом, что огороды никогда не пустуют. На протяжении всего года одни культуры сменяют другие.
Особым украшением огородов служат фонтаны, изначально использовавшиеся для полива грядок. Помимо огорода, на территории поместья есть три террасных сада, которые расположены на разных уровнях. Они являются образцом французского садово-паркового искусства. Большие по площади парки визуально уменьшают размеры самого дворца и служебных построек.
Вилландри построен на фундаменте крепости Коломбье XI в. В 1536 г. замок стал собственностью Жана ле Бретона, придворного Франциска I, который перестроил его в соответствии со своим вкусом. Сегодня Вилландри — это нарядное строение, искусно декорированное пилястрами и лепниной. Для осмотра доступны парадные залы, жилые комнаты, столовая и картинная галерея. Одним из владельцев замка в начале XIX в. был младший брат Наполеона — принц Жером. Его комната, выполненная в красных тонах, также открыта для посетителей.
В начале ХХ в. замок купили доктор Карвальо и его жена Анна. Именно они стали инициаторами создания Ассоциации владельцев памятников истории и открыли замки Луары для широкой публики. Супруги провели масштабный ремонт, вернув помещениям былой вид, а также уделили особое внимание роскошным садам. Ныне замок принадлежит их потомкам.
Белоснежные стены замка Азе-лё-Ридо возвышаются над водами в излучине реки Эндр. Происхождение его названия доподлинно не известно. Историки предполагают, что «Азе» — производное от имени владельца замка Ридо де Азея. Есть и другая версия, по которой Азе-лё-Ридо — это переиначенное со временем Азе-лё-Брюле, что значит «сожженный». Легенда повествует об оскорбленном в 1418 г. будущем короле Карле VII, приказавшем сжечь находящуюся здесь крепость. Лишь в 1518 г. начались укладка фундамента на руинах старой цитадели и осушка прилегающих заболоченных территорий. Позже вокруг замка разбили английский парк.
С 1603 г. у замка постоянно менялись владельцы. В 1871 г. он оказывается в руках принца Фридриха-Карла Прусского, с которым связан исторический анекдот. Говорят, что во время одного из обедов на стол упала огромная люстра, которая перебила всю посуду и чуть не придавила хозяина. Замок давно находился в запустении, и к этому моменту крепления светильника основательно прогнили, но принц расценил данный факт как покушение и хотел сжечь дворец. Благо офицерам удалось убедить его пощадить резиденцию. В 1905 г. заброшенный Азе-лё-Ридо был выкуплен государством за 200 тыс. франков и превращен в музей.
Сегодня для осмотра открыто всего несколько помещений: это кухня, библиотека, королевские покои, Красная и Голубая спальни, бальный зал и апартаменты Франциска I. В картинной галерее замка собрана коллекция портретов французских монархов и членов их семей. Писатель Оноре де Бальзак называл Азе-лё-Ридо «алмазом, вставленным в оправу Эндра».
Если прочие замки долины Луары расположены в уединенных местах, то Ланже находится в центре одноименного города. Замок возвел в 994 г. граф Фульк Чёрный. Несмотря на то что от первоначальной постройки сохранился лишь фасад главной башни, Ланже считается самой старой каменной крепостью во Франции. В XII в. к архитектурному облику поместья приложил руку Ричард Львиное Сердце, но в основном его помещения относятся ко второй половине XV в. — периоду правления Людовика XI.
Важным событием в истории замка и страны в целом стала свадьба Карла VIII и Анны Бретонской, состоявшаяся в 1491 г. Благодаря этому браку Бретань вошла в состав Франции. До сих пор в замковых покоях хранятся свадебный сундук с приданым Анны и копия ее свадебного платья из золотой парчи. В 1797 г. начался закат богатой эпохи Ланже. Новый владелец замка, Шарль-Франсуа Муазан, распродал земли вокруг поместья, часть помещений сдал внаем, а главный холл превратил в конюшню. Новый виток в жизни дворца начался лишь в конце XIX в. За его реставрацию взялся Жак Зигфрид, который по уцелевшим чертежам и рисункам восстановил замок, сохранив единство стиля всех построек и помещений.
Первые упоминания о крепости Юссэрум относятся к VI в. Она имела стратегическое значение, поскольку позволяла контролировать навигацию на Луаре. Первым ее владельцем считается основоположник рода Блуа — грозный викинг Гуэлдюн по кличке Дьявол Сомюр. В 1040 г. его сын, Гуэлдюн II, отстроил деревянную крепость в камне.
Шикарным дворцом в виде сказочного замка Юссе стал лишь в XV в. Его двор состоит из трех частей — готической восточной, ренессансной западной и классической центральной. В процессе реконструкции полностью была снесена северная стена, открывшая доступ к видам на реку. Проект садов замка приписывают ландшафтному архитектору Андре Ленотру, который позже создал знаменитые сады Версаля.
Юссе никогда не посещали монаршие особы, им, как и сегодня, владели частные лица. Но королевские покои в замке все равно были предусмотрены, на всякий случай. В настоящее время они доступны для осмотра. В идеальном состоянии сохранились интерьеры Юссе, фламандские ковры и богатая коллекция картин. Посетителей привлекает ежегодно меняющаяся экспозиция, посвященная историческому костюму. Наряды разных эпох надеты на манекены, расставленные среди покоев замка.