Санта-Мария-дель-Фьоре

Базилика Санта-Кроче
Базилика Санта-Кроче

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре по своим размерам занимает третье в мире место после собора Св. Петра в Риме и собора Св. Павла в Лондоне. Его создание приписывают главным образом трем итальянским архитекторам, но из трех именно имя Филиппо Брунеллески стало ассоциироваться с дуомо (собором). Когда в 1296 г. работы были начаты, придерживались готического проекта Арнольдо ди Камбио. Строительство в основном было вызвано большим желанием Флоренции затмить иные соборы, которые уже существовали в конкурирующих городах Тосканы. В первой половине XVI в., с завершением строительства колокольни, этот стимул угас.

По мысли Джотто, барельефы фасада колокольни должны были представлять все сферы деятельности человечества от Сотворения мира. Но в 1337 г. он скончался, и кампанилу достраивал Андреа Пизано, а после — Франческо Таленти, назначенный архитектором собора в 1349 г. Скульптуры для ее второго яруса и для фасада собора сто лет спустя были созданы Донателло. Сейчас на их месте установлены копии, а оригиналы хранятся в Опера-дель-Дуомо. Высота кампанилы — 87,4 м. Вверх, к смотровой площадке, ведут 414 ступенек.

Назначение архитектором Франческо Таленти (и других) способствовало возобновлению и расширению строительной программы. Неф собора был завершен к 1380 г. Осталось возвести только купол.

Храм имеет форму латинского креста и включает в себя три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду. Собор был спроектирован так, чтобы в нем могли поместиться все горожане. На тот момент население Флоренции составляло 90 000 человек.

Размеры собора впечатляют до сих пор: длина собора — 153 м; ширина в трансепте — 90 м; высота сводов — 45 м; высота купола изнутри — 90 м; общая высота с крестом — 114 м; ширина нефов — 38 м; диаметр купола — 42 м; общая площадь — 8300 м2.

Гению Брунеллески обязан огромный купол высотой 91 м. Восьмигранный купол был находчиво сооружен кирпичной кладкой «в елку» без несущего каркаса — это цилиндр из двух оболочек с гранями, сужающийся внутрь и вверх к вершине. Этот купол стал знаменитой конструкцией, символизирующей итальянский ренессанс, и остается крупнейшим кирпичным куполом в мире. Его строительство было завершено в 1436 г., а возведение фонаря над ним — в 1461 г. Шар и крест возвели в 1466 г.

В 1887 г. у собора появился существующий ныне фасад. Его автором стал Эмилио де Фабрис.

Факты

  • Архитекторы: Филиппо Брунеллески, Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Франческо Таленти
  • Строительство завершено: 1436 г. (начато в 1296 г.)
  • Местонахождение: Флоренция, Италия
  • Стиль/эпоха: итальянская готика/ итальянский Ренессанс

Когда лучше поехать

Собор открыт ежедневно. Вход в собор свободный. Подъем на смотровую площадку и посещение музея осуществляется по билетам, которые можно приобрести на сайте собора.

Как добраться

Санта-Мария-дель-Фьоре находится на Соборной площади (Пьяцца-дель-Дуомо). Добраться до кафедрального собора легко, поскольку он расположен в центре города. Подойдет любой автобус, следующий к Соборной площади.

Интерьер Дуомо

Интерьер Дуомо

Роскошный интерьер собора выполнен в лучших традициях так называемой итальянской готики — нефы со стрельчатыми сводами, многочисленные арки, галереи, высокие стены, украшенные пилястрами. Пол собора сделан из мрамора.

Интерьер собора дополнен необычными часами, созданными Уччелло в 1443 г. Стрелка этих часов движется против обычного направления, но работает исправно и по сей день. Стоит присмотреться и к мраморным мозаичным полам XVI–XVII вв., и к витражам XV в. Над фресками собора работали Андреа дель Кастаньо, Уччелло и Гирландайо, а в 1579 г. благодаря Вазари и Цуккари купол Санта-Мария-дель-Фьоре украсился монументальной фреской «Страшный суд». Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора.

Экстерьер собора

Экстерьер собора

Не менее впечатляет и внешний фасад здания, выполненный из разноцветных мраморных плит, с разнообразными скульптурными композициями. Его дополняет прямоугольная колокольня, декорированная многочисленными нишами, заполненными статуями и медальонами-шестигранниками, — в них изображены различные библейские сюжеты.

На вершине Санта-Мария-дель-Фьоре

На вершине Санта-Мария-дель-Фьоре

Более 120 лет возводившийся на площади собор стоял, «не прикрыв головы», без своего купола. В 1418 г. местным властям все же пришлось решать эту проблему. А ведь задача была не из легких. Купол должен был стать величественным завершением монументального собора и затмить все предыдущие по всей Италии. Но как осуществить задуманное на высоте 55 м так, чтобы стены выдержали гигантскую конструкцию, диаметр которой должен был составлять 45 м?

Выиграв объявленный конкурс, за дело взялся архитектурный гений Филиппо Брунеллески.

Сегодня подняться на купол стоит по нескольким причинам. Во-первых, можно совсем близко разглядеть фрески работы Дж. Вазари. Во-вторых, под куполом размещена уникальная коллекция инструментов и механизмов, использованных при строительстве собора. В-третьих, со смотровой площадки открывается незабываемый вид на Флоренцию.




Поделиться ссылкой