Пещеры Лунмэнь

Все знаменитые древние памятники Китая отличаются некой величественностью и размахом. Каждая известная постройка или скульптура поражает масштабом своих размеров и дерзновением ее создателей. Пещеры Лунмэнь — яркий тому пример. Именно здесь, в пригороде древнего города Лояна, на протяжении V–X вв. создавался колоссальный буддистский храмовый комплекс, включающий в себя более 2000 гротов и более 100 тыс. скульптур Будды.

Bид на пещеры Лунмэнь и протекающую здесь реку Ишуйхэ
Вид на пещеры Лунмэнь и протекающую здесь реку Ишуйхэ. Общая протяженность скал с искусственными пещерами — более 1 км

История буддизма в этой части Центрального Китая началась еще в I в., и наиболее точно образы этого учения выразились именно в лунмэньском храмовом комплексе. Здесь собрано большое количество различных исторических памятников и материалов по религии и истории буддизма. Храм считается крупным музеем каменного скульптурного зодчества. Ознакомление с этим комплексом может пролить свет не только на историю этого учения буддизма, но также и на образ мышления китайцев раннего Средневековья. Давайте и мы совершим путешествие к этим огромным глыбам, где природа и восхваление Пробудившегося слились воедино.

Как добраться

Пекин и Москву связывают рейсы авиакомпаний Finnair, Air China и Aeroflot (от $450-550). С помощью указанных авиаперевозчиков в Китай можно попасть и через другой крупный транспортный узел — Шанхай. До Лояна можно доехать на поезде из Шанхая (от $40; плацкарта, от 14 ч) или Пекина (от $30; плацкарта, 10 ч). Если хотите сократить время поездки, то подойдет самолет (Пекин/ Шанхай, от $90/70) до города Чжэнчжоу, а затем — поезд до Лояна (до $5). До пещер идет автобус из Лояса (до $1).

Лоян – столица китайского буддизма

Будда на санскрите означает «пробудившийся», и сегодня буддизм — одна из мировых религий. Хотя она и возникла в Индии, в наше время большинство ее приверженцев живет за пределами этой страны. Наибольшее влияние последние 2000 лет, и это, безусловно, буддизм оказал именно на Китай. Здесь со времени появления этого учения оно начинает приобретать и свои характерные формы. Буддизм гармонично сливается с местными верованиями и даосизмом, и именно в Китае появляется его самобытное ответвление — чан-буддизм (входит в махаяну — «большую колесницу спасения»).

Лоян в этом смысле стал первым местом, куда занесли буддизм в Китай. Именно здесь построили первый буддистский храм Китая. Основали его еще при покровительстве ханьского императора Мин-ди в 68 г. н. э.

Буддистский храм Белой Лошади — основан именно в Лояне
Первый буддистский храм на территории Китая — Храм Белой Лошади — основан именно в Лояне

Как гласит предание, поводом к основанию храма стал приснившийся императору сон о якобы прибывшем с запада (у древних китайцев это направление ассоциировалось со страной мертвых) исполинском божестве, от которого исходил свет. Решив, по совету своих помощников, что речь идет о Будде, император снарядил в Индию делегацию, которая вернулась в Лоян со статуей Гаутамы и священным текстом «Сутра из 42 глав» (то есть краткое изложение учения Будды из 42 глав). По возвращении посольства император распорядился основать буддистский храм. Свое название он получил от белой лошади, на которой в Китай и прибыли первые буддистские святыни. Этот храм, правда, сильно перестроенный, сохранился и до наших дней.

Значение столицы китайского буддизма город Лоян обретает в V в. н. э., когда в 493 г. он становится и столицей всей Поднебесной. В то время буддизм получает уже значительное распространение среди имперской знати. Под влиянием буддизма выдалбливание пещер в горах входит в моду. В 493 г., при императоре Сяовэне, династии Северная Вэй, начались работы по созданию углублений, предназначенных для проведения буддистских церемоний в горах Лунмэнь, в 12 км южнее Лояна. На протяжении царствования двух династий — Северная Вэй (386–534) и Тан (618–907) — здесь трудились тысячи мастеров и скульпторов, создавших уникальный буддистский храмовый комплекс, включающий в себя настоящие произведения искусства.

Место для этого храмового комплекса выбрали неслучайно. Пещеры Лунмэнь (то есть Ворота дракона) так названы из-за того, что две горы, стоящие тут, похожи на ворота, через которые проходит текущая здесь же река И. Отсюда и название этих гор — Лунмэншань (западная гора-ворота) и Сяншань (восточная гора-ворота). В V в. император Сяовэнь выстроил себе дворец в Лояне, который выходил окнами прямо на эти «ворота». Так, по воле императора и решили здесь основать буддистский храмовый комплекс. Многие из известных пещер расположены на западной горе, хотя кое-что было построено и на восточной.

Еще одна причина выбора этого расположения более очевидна. Окрестности Лояна — одно из самых красивых мест на земле. Этот край интересен не только пещерами, но и роскошными горами со всевозможными ущельями, лесами, родниками и водопадами. Две горы на восточном и западном берегах протекающей здесь реки Ишуйхэ покрыты зелеными соснами и кипарисами, и на них расположено множество террас. Около входа в одну из пещер на западной горе бьет горячий ключ с постоянной температурой воды +25 °С. Где еще, как не здесь, можно было в тиши скал, созерцая реку, достигать блаженства и пробуждения? Так Лоян стал центром буддизма в Китае. Но какие святыни можно увидеть, гуляя по пещерам Лунмэнь?

Сколько же на самом деле всего можно увидеть в Лунмэне?

Изучением храмового комплекса пещер и гротов Лунмэнь в Китае занимается специальный институт, который так и назван — Исследовательский институт пещер Лунмэнь. Согласно данным этого учреждения, храмовый комплекс насчитывает 2345 естественных пещер и искусственно выдолбленных ниш. На их стенах можно найти 2800 древних надписей и более 3680 надписанных каменных скрижалей. Эти надписи не только являются бесценным источником по китайскому буддизму, но также описывают и опыт того времени из различных сфер человеческих знаний — медицины, философии, литературы и прочего.

В пещерах Лунмэнь можно насчитать более 100 тыс. скульптурных изображений Будды. Почти все они созданы в период между 316-907 гг. По статистике, приблизительно 30 % всего комплекса построено во времена правления династии Северная Вэй, а 60 % — династии Тан. Остальные 10 % — в предыдущие или последующие

Святыни Драконовых ворот

Как и любой крупномасштабный исторический памятник Китая, будь то Великая китайская стена или же погребальный комплекс Цинь Шихуанди, пещеры Лунмэнь, помимо восхваления буддизма, преследовали цель запечатления императорского величия. Именно императорская воля и «спонсорство» стали основной движущей силой создания комплекса.

Хотя надписи того периода на камнях говорят, что вклад в создание Лунмэня внесли и аристократы, и обычные граждане, и даже буддисты-иностранцы, только император мог собрать воедино небывалые людские и финансовые ресурсы для воплощения этого грандиозного архитектурного и скульптурного проекта. В постройке этих пещер были и предпосылки, свойственные китайскому менталитету. Помимо почитания Будды, этот комплекс возвели как дань предкам. Также вполне можно допустить, что императоры воображали себя воплощениями Будды на Земле и пещеры были неким инструментом, при помощи которого они могли доказать народу свое божественное происхождение, для того чтобы удерживать его в повиновении.

Как было сказано, строительство пещер Лунмэнь началось еще в период правления императора династии Северная Вэй — Сяовэна (471–497), а ко времени властвования единственной в истории Китая императрицы Цзэтянь из династии Тан (690–705) здесь появляются самые знаменитые рукотворные статуи Будды и его учеников.

Почти в каждом гроте Лунмэня находится хотя бы одна полноразмерная статуя Будды
Почти в каждом гроте Лунмэня находится хотя бы одна полноразмерная статуя Будды

Одной из первых здесь построили пещеру Гуян-дун, которая начала оформляться еще с конца V в. Она покрыта беспорядочно расположенными нишами, на которых высечены имена мастеров и время постройки данного пещерного помещения. Великолепные скульптуры, прекрасные статуи Будд и живописные орнаменты — бесценный материал для изучения истории архитектуры и каллиграфии того далекого времени.

Еще одна знаменитая пещера, датирующаяся ранним временем создания комплекса, — Бинь-ян. В ней находится 11 статуй Будд и бодхисаттв, то есть святых, главная из которых — статуя Будды Шакьямуни. Свободный и естественный вид, раскованность поз скульптур из этой пещеры характерны для периода династии Северная Вэй. Эти произведения создавались под заметным воздействием стиля других каменных пещер Китая и, в свою очередь, послужили основой для формирования реалистического стиля династии Тан с его сочными, полными жизни фигурами. Стены этой пещеры украшены различными рельефами с изображениями монахов, слушающих чтение сутр, а крыша покрыта фигурами летящих небо жителей.

Одни из самых ранних изображений Будд в Лунмэне
Одни из самых ранних изображений Будд в Лунмэне
Внутреннее убранство одной из пещер
Внутреннее убранство одной из пещер

Дальнейшее развитие изобразительных образов пещеры Лунмэнь получают в эпоху династии Тан. В этот период выражения лиц, особенности одежд скульптур и общие художественные приемы скульпторов свидетельствуют о постепенном ослаблении воздействия заимствованных буддистских канонов на пещерное искусство Китая и выработке своих художественных приемов. Творениям китайских мастеров свойственен характерный национальный колорит, а сами статуи — вершина искусства создания каменных скульптур в рукотворных пещерах того периода.

Нет смысла описывать все творения эпохи Тан, так как их здесь подавляющее большинство, но ниша, или грот Фэнсянь-сы, — визитная карточка всего комплекса, и история ее создания заслуживает отдельного внимания. Эта ниша, располагающаяся в самом центре комплекса, сооружена У Цзэтянь — единственной женщиной-им пера тором во всей истории Китая.

Биография этой императрицы и связанная с ней история постройки скульптурного ансамбля Фэнсянь-сы больше похожи на авантюрный роман, чем на жизнеописание царской особы. У Цзэтянь, получив путем подлогов и заговоров от буддистской китайской общины подтверждение своей богоизбранности, обошла непоколебимые конфуцианские правила престолонаследия, по которым женщина не может быть императором.

Вид на Фэнсянь-сы
Вид на Фэнсянь-сы — визитную карточку Лунмэня
Центральная фигура Будды Шакьямуни из пещеры Бинь-ян
Центральная фигура Будды Шакьямуни из пещеры Бинь-ян

Впрочем, взамен буддистская община получила небывалые привилегии и колоссальную материальную поддержку. В частности, императрица выделила средства на постройку скульптурного ансамбля Фэнсянь-сы, сооруженного всего лишь за 3 года (672–675), в котором вера в богоизбранность У Цзэтянь получила дальнейшее развитие: центральной фигуре комплекса — Буд - де Вайрочане — придали портретное сходство с императрицей.

Остановимся на описании этого грота. Как и все остальные пещеры Лунмэнь, Фэнсянь-сы вручную высечен из утеса. Размер грота в плане составляет 36 м на 41 м. Главная скульптурная композиция состоит из девяти гигантских фигур — Будда Вайрочана в центре, восседающий на восьмиугольном лотосовом троне, и по сторонам его последователи и ученики. Высота центральной статуи Будды — 17 м, высота головы — 4 м, длина ушей — 2 м.

После династии Тан значение этого комплекса вовсе не сходит на нет, а приобретает национальный масштаб, и независимо от вероисповедания вызывает уважение у любого жителя Китая. Но пещеры Лунмэнь — это и достояние человечества, являющее собой гениальность и умение древних скульпторов, которые смогли выразить в камне свое мастерство и величие императоров Поднебесной.

Заключение

В течение нескольких китайских династий в пещерах Лунмэнь проводились крупномасштабные строительные работы. История Лунмэньских пещер насчитывает более полутора тысяч лет, и это по своей сути уникальный архитектурный и религиозный памятник.

Буддистская скульптура эпохи Тан из грота Фэнсянь-сы
Буддистские скульптуры эпохи Тан из грота Фэнсянь-сы причудливо перемешались с китайской изобразительной традицией

Сегодня храмовый комплекс буддистских пещер и гротов Лунмэнь — туристическая Мекка Китая. Большинство из этих пещер пережило разрушительное воздействие времени и погоды. Известняк здешних гор оказался особенно прочным. К сожалению, человеческая натура гораздо больше склонна к разрушению, нежели природа. Так, многие статуи повредили в течение последних двух веков. Хотя большинство фигур осталось целыми, у многих были отрублены головы, которые потом перекочевали в музеи и частные коллекции. Сегодня все осознали ценность этого исторического памятника — с 2000 г. пещеры Лунмэнь входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас почти все ниши и статуи также защищены металлическим забором, поэтому посетители могут любоваться на них только издалека. Что ж, приходится чем-то жертвовать, если мы хотим, чтобы такое величественное наследие, как скальный храмовый комплекс пещер Лунмэнь, дошло до наших предков в том виде, в котором мы его можем лицезреть сегодня.




Поделиться ссылкой