Мстёра — край умельцев и мастеров, на протяжении многих веков создающих уникальные изделия народного творчества. Расположенный в Вязниковском районе Владимирской области в 100 км от Владимира поселок вплоть до XIX века носил название Богоявленская слобода в честь расположенного здесь Свято-Богоявленского монастыря. А вот современное свое имя получил от протекающей здесь реки. Гидроним «Мста» происходит от финно-угорского musta — «черная». И не случайно некогда населявшие владимирскую землю финно-угорские племена дали реке такое название: из-за большой глубины вода в ней кажется темной, почти черной. Впоследствии, чтобы разделить названия поселка и реки, местные жители назвали речку Мстёркой.
Первое упоминание о слободе как о родовой вотчине князей Ромодановских относится к 1628 году. Тогда же, в XVII веке, сюда переселилось несколько семей из Суздаля, владеющих иконописным мастерством. Среди них были и Голышевы, положившие начало печатанию народных лубочных картин. Уже в начале XVIII века мстёрские «богомазы» становятся востребованными для росписи храмов и украшения богатых домов в Москве и Петербурге.
Однако не только иконописание процветало во Мстёре: были здесь и искусные вышивальщицы, мастера по чеканке, скани и гравировке. Из-за обилия уникальных товаров Мстёра считалась одним из самых бойких торговых мест в этом регионе. Не случайно именно здесь появились офени — торговцы вразнос мелкими товарами. На тележках или санках (те, что побогаче, на конных подводах) развозили они свой товар по России, а некоторые даже уходили торговать за ее пределы. Нелегкое и даже опасное ремесло вынудило офеней создать свой жаргонный зашифрованный язык. К концу XIX века среди жителей Мстёры офеней уже не было, все были заняты в народных промыслах.
После революции, когда иконописное мастерство уже не было востребовано, мстёрские живописцы пришли к новой форме изделий — лаковые шкатулки и коробочки с миниатюрной росписью на различные темы.
На сегодняшний день население поселка составляет около пяти тысяч жителей, большинство из них занято в традиционных художественных промыслах. Поддерживать древние самобытные традиции помогает институт — Мстёрский филиал лаковой миниатюры им. Ф.А. Модорова.
Достопримечательностей в Мстёре не много, но все они пропитаны особой атмосферой тепла и трепетного отношения к старине.
Мстёрский художественный музей расположен в центре поселка в доме братьев Тюлиных, памятнике гражданской архитектуры середины XIX века. Один из братьев, Иван Федорович, был владельцем ризочеканной мастерской, где трудилась его семья. Второй брат выпекал и торговал хлебом, его магазин располагался в пристроенной к дому палатке.
В настоящее время музей является центром лаковой миниатюры, здесь также представлены направления ювелирного искусства, древнерусской живописи и художественной вышивки. Среди уникальных экспонатов музея — старинное скульптурное изображение «Христос в терновом венце» и горельеф головы Иоанна Крестителя.
Адрес: пл. Ленина, 3; тел. 8 492 335 03 62, сайт: museum-mstera.ru.
Эстет-музей Гжель распахнул свои двери сравнительно недавно, но уже получил широкую известность среди побывавших в Мстёре. В 4 залах расположились экспозиции, где представлены: фарфоровые картины, скульптура, пасхальные яйца, мелкая пластика, вазы самых знаменитых гжельских мастеров. К услугам посетителей не только интереснейшие экскурсии, но и проведение мастер-классов по росписи изделий, а также душевные чаепития.
Адрес: ул. Советская, 87, 2-й этаж; время работы: пн. — вс. с 10:00 до 15:00, тел.: 8 920 943 36 64, 8 930 223 24 32.
Свято-Богоявленский мужской монастырь. Первые упоминания о монастыре относятся к 1628-1629 годам. В 1687-1688 годах в нем была построена сохранившаяся доныне пятиглавая каменная церковь Богоявления. Здесь же была устроена усыпальница князей Ромодановских. В северо-западной части монастыря построили теплую (для проведения богослужений в холодное время года) церковь Владимирской Божией Матери. В 1869 году к ней пристроили часовню Александра Невского. Когда-то монастырская колокольня имела пять колоколов и часы с боем, но в 1873 году была повреждена ураганом, что послужило причиной для ее перестройки.
В советский период монастырь был закрыт, в нем располагался музей живописи, церковной и фольклорной старины и склад детских игрушек. С 1999 года монастырь вновь открыт. Сегодня при монастыре работает иконописная артель, у посетивших обитель есть возможность приобрести сувениры.
Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого (пл. Ленина, 16). Деревянная церковь во имя святого Иоанна Милостивого впервые упоминается в 1628 году.
К середине XVII века при церкви был устроен женский монастырь, к сожалению, точных сведений о дате основания не сохранилось. Возможно, это был домовой монастырь княгинь Ромодановских. Говорят, что именно в этом монастыре зародилась мстёрская вышивка гладью. В начале XIX века деревянная церковь была разобрана и на ее месте построен однопрестольный каменный храм с одной главой на невысоком барабане. В 1860-е годы в храме был сделан чугунный пол и настенная роспись. Расписывала храм бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова. В 1867 году была обновлена колокольня. В советское время в храме размещается клуб, часовня, колокольня и ограда были разобраны. В 2005 году начинается его восстановление. На сегодняшний день при обители действует воскресная школа и социальный реабилитационный центр «Чаша Спасения».
Никольская церковь (ул. Ленинградская). Кирпичное здание храма было выстроено предположительно во второй половиной XIX века и является образцом эклектики с преобладанием классицизма.
Центральный храм выполнен формой четверика с плоским четырехскатным куполом, на котором возвышается луковичная глава на маленьком центрическом световом барабанчике.
Помещение трапезной не выделено. Колокольня примыкает к основному объему небольшим переходом.
Вид традиционной миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в поселке Мстёра в 30-х годах XX века. В основе ее лежат художественные традиции древнерусской иконописи и народного творчества. Изделия выполняются в охристо-желтой, красной и серебристо-голубой цветовых гаммах, сочетая в себе растительные и геометрические узоры. В качестве фона часто используется сказочный гористый или среднерусский пейзаж, в тематике преобладают русские народные сказки, бытовые сюжеты, исторические памятники.
Основу этого промысла заложили в XVIII веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем предметы церковного ритуала. К концу XIX века Мстёра стала известным центром по вышивке белой гладью. Мастерство вышивальщиц вышло за пределы монастырских стен и прочно укрепилось в каждой семье. Вышивание тонкой белой нитью по белому полотну стали называть мстёрской белой гладью. Традиционное для монастырского шитья высокое качество обеспечило изделиям популярность на российском рынке. В 1950- х годах в Мстёре сложился и новый тип вышивки — русская гладь: растительный узор выполняется швом «вперед иголку» по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу.
На авторбусе (из Москвы отправление с Щелковского автовокзала до г. Вязники), от города Вязники до Мстёры.
На автомобиле (из Москвы по трассе М7 около 300 км ) до г. Вязники, далее 20 км до Мстёры по указателям.
Ж.-д. станция «Мстёра» расположена в 14 км от поселка.
Главный праздник поселка — Мстёрский базар — колоритное событие с обширной развлекательной программой. Проводится он ежегодно в августе и включает:
В Мстёре гостиниц нет. Остановиться переночевать можно в Вязниках.