Европейцы с восхищением описывали простоту, близость к природе и, как отметил П. Пясецкий, «детскую свободу жизни», которые встретили их в Бухаре. Если верить местным жителям, даже отпущенные рабы не желали возвращаться отсюда домой. «Бухара-и-шариф» («благородная и священная») — так называли современники этот древний город. Великие поэты Востока IХ–Х вв. Рудаки, Дакики, Фирдоуси посвящали ему восторженные строки, а «История Бухары» была написана уже в X в.
Великий шёлковый путь, ведущий из Китая в Иран, Индию и Европу, проходил через этот благодатный край и способствовал его процветанию. Бухара известна с V в. до н. э., а в 1997 г. город праздновал своё 2500-летие.
Легенда приписывает основание Бухары Сиявушу, герою эпоса Фирдоуси «Шахнаме»: «Он украсил город высоким дворцом, садами плодовыми и цветниками драгоценными».
Часто Бухарой называют весь Бухарский оазис, давший жизнь многим городам после завоевания его Александром Македонским. Строились они по общей схеме: арк — крепость, цитадель; шахристан — основное ядро города с жилыми и административными зданиями и некрополь за его пределами.
До воцарения ислама здесь мирно уживались самые разные религии. Есть версия, что название города происходит от слова vi-hara (санск. «буддийский монастырь»). Другие историки выводят его от buharak — «счастливое место» на языке жителей древней Согды. В VI в. город именовался по-согдийски Нумиджкет, в VII–VIII вв. — Пухо, Бухо, Бугэ.
Арабский халифат принёс в Бухару ислам и подчинил её на долгие годы. Даже пришедшие к власти в конце IX в. местные правители Саманиды продолжали платить налоги в казну халифов и чеканить на монетах их имена. При Саманидах Бухара превратилась в один из крупнейших центров мусульманского мира и стала называться «куполом ислама». Вместе с религией развивались науки, искусство и ремёсла. В Бухаре жил врач и энциклопедист Абу Али ибн Сина (около 980–1037 гг.), известный в Европе под именем Авиценна.
Первые стены бухарского шахристана выросли ещё при халифах в VIII в. Они много раз достраивались и перестраивались, в 1220 г. были разрушены Чингисханом и снова восстановлены уже в середине ХIII в.
Сокровища Бухары, её памятники и достопримечательности неисчислимы. Но ещё более ценно для путешественника ощущение медленного, по-восточному тягучего времени, которое необратимо перетекает в вечность.
Самолеты «Узбекских авиалиний» летают в Бухару из Москвы и Санкт-Петербурга. Также можно добраться до Бухары через Ташкент, поезда ходят ежедневно через Самарканд.
Также, как и в Самарканд, в Бухару лучше отправляться весной и осенью, когда нет сильной летней жары и палящего солнца.
Старый город, минарет Калон, цитадель Арк, площадь Лаби-Хауз, медресе Кукельдаш, медресе Надир-Диванбеги, мечеть Надир-Диванбеги, рынок Токи-Заргарон, мавзолеи Чашма Аюб, Буян-Кули-Хана, Сайфиддина-Бохарзи, дворцовая мечеть Джами, медресе Улугбека, Абдулазиз-Хана, Модари-Хан и Абдулла-Хан.
В центре старого города вокруг небольшого бассейна выстроен ансамбль Ляби-Хауз. Здесь под тутовыми деревьями и сейчас идёт уличная торговля, старики играют в шахматы и пьют чай, без которого издавна не обходится ни один бухарский базар.
Арк — крепость и резиденция правителей — самый древний памятник Бухары. Археологи относят его к III в. до н. э. Высота его стен от 16 до 20 м. На одной из них когда-то висела большая кожаная плеть — символ власти эмира. В древности приближённые эмира могли въезжать в цитадель верхом; остальные спешивались за воротами. Большая часть зданий внутри арка сгорела при пожаре 1920 г. Лучше всего сохранилась мечеть Ульдухтарон, в которой, как рассказывает легенда, были замучены и брошены в колодец 40 девушек. Вдоль арка можно пройти к площади с комплексом Пойикалон. Это мечеть Калян, вмещающая до 10 тыс. человек; действующее по сей день 850-летнее медресе Мир-Араб и минарет Калян, чья 47-метровая башня видна издалека.
Недалеко от арка находится мавзолей Саманидов (конец IX — начало X в.) — шедевр среднеазиатской архитектуры. Это самая ранняя из известных сегодня мусульманских усыпальниц. По преданию, её построил основатель Саманидского государства Исмаил Самани для своего отца, а позднее она стала фамильным некрополем. Рядом есть ещё один мавзолей — Чашма Аюб («источник Иова»), который считается местом захоронения библейского пророка.
Медресе Халифа Ниязкула более известно как Чор-Минор. По четырём углам здания имеются четыре башни, по форме напоминающие минареты, благодаря чему весь комплекс получил название Чор-Минор (Четыре минарета). На втором этаже и в башнях медресе располагались подсобные помещения и, как считается, некогда была обширная библиотека.