Нетленные мощи — останки христианских святых, обычно хранящиеся в храмах в особом ларце (раке) и являющиеся предметами особого почитания.
С точки зрения науки тело может сохраниться, если находится в помещении с чрезвычайно сухим воздухом или в очень сухом грунте, а в почве с большим содержанием извести способно даже окаменеть.
Примером нетленных мощей являются останки католической монахини Бернадетты Субиру, известной тем, что ей 18 раз являлась Дева Мария. Тело послушницы трижды эксгумировали. Первая процедура состоялась в 1909 г. через 30 лет после смерти, вторая — в 1919 г., третья — в 1925 г., и всякий раз останки оказывались нетленными. После этого мощи святой Бернадетты поместили в специальный ящик и выставили его для всеобщего обозрения и поклонения. Тело монахини до сих пор отличается удивительной свежестью и не имеет ни малейших признаков разложения. Кажется, что женщина просто спит.
Александр Свирский — один из немногих православных святых, который был канонизирован всего через 14 лет после смерти. При жизни он отличался необыкновенной набожностью, много работал и спал на голом полу в выкопанной им самим пещере. Послушника не стало в 1553 г. Согласно завещанию, его похоронили у стен церкви Преображения Господня. Когда в 1641 г. началась перестройка храма, могилу вскрыли и обнаружили, что спустя почти 100 лет тело преподобного не подверглось разложению. Рядом с Преображенским собором впоследствии выросли новые храмы, которые образовали комплекс Александро-Свирского монастыря.
Во время эксгумации мощей исследователи не раз отмечали, что ткани тела не просто не поддавались разложению, но были живыми в физиологическом смысле.
Неверно полагать, что нетленные останки принадлежат только христианским угодникам. Например, такого рода реликвии есть и в буддизме. Так, широко известен случай нетления тела религиозного деятеля Даши-Доржо Итигэлов — главы бурятских буддистов. Перед кончиной он завещал вскрыть его могилу через 30 лет после погребения. Эксгумация останков святого проводилась дважды: в 1955 и 1973 гг., и оба раза оказывалось, что его тело не поддается разложению. С 2002 г. тело хамбо-ламы содержится в специальном саркофаге Иволгинского дацана.
В китайских летописях сообщается о знаменитом патриархе Сунь Гунь Нене, умершем в 712 г. В XIII в. монголы, оккупировавшие Китай, выкопали останки старца из могилы и замерли от удивления: тело умершего не подверглось тлению.
В Таиланде на острове Самуи в буддийском монастыре выставлен стеклянный ящик с мощами монаха Пра Кру Санатакититткхуна, умершего в 1973 г. Перед смертью он сел в позу лотоса и сказал окружающим, что уходит в нирвану. Спустя какое-то время ученики соорудили стеклянный саркофаг и поместили туда тело усопшего. Несколько лет назад у монаха без видимых причин вытек правый глаз, после чего на него надели солнцезащитные очки, чтобы не пугать многочисленных туристов пустой глазницей.
Другой буддийский посвященный Пу Чао скончался в 1982 г. на Тайване в состоянии медитации. Его тело погребли в пещере, позволив гостям монастыря осматривать усопшего и даже жать ему руку. Монахи раз в неделю протирают тело святого влажным полотенцем. С их слов, мускулы покойного упругие, а волосы продолжают расти.
В 1918 г. отряд чекистов отправился в Александро-Свирскую обитель с задачей уничтожить находящиеся в ней мощи святого. Большевики хотели продемонстрировать народу, что попы врут и нетленные останки — это сказки. Но когда они открыли раку с мощами преподобного Александра Свирского, их охватил ужас: тело преподобного находилось в таком состоянии, будто он умер вчера. Рассказать правду чекисты не могли, поэтому тайно вывезли останки в Петроград, а вместо реликвии положили куклу, которую и показывали народу. Только в 1998 г. нетленное тело вернулось в родную обитель. Отмечено, что из стопы преподобного Александра систематически сочится миро, на цветочный запах которого слетаются пчелы со всей округи.