Долгое время Япония оставалась страной, куда иностранцам въезд был запрещен под угрозой смерти. Еще в конце XIX века здесь действовал введенный в 1612 году запрет на христианство. Время от времени устраивался обряд поругания креста и самого Иисуса Христа. А уж проповедовать иноземную веру и вовсе было невозможно. Вот в эту-то страну в 1861 году и отправился русский священник Николай Касаткин. В доме консула он познакомился с мастером боевых искусств, самураем Савабэ Тукума, который обучал сына дипломата владению холодным оружием.
Поначалу этот воин отнесся к отцу Николаю враждебно. На острове Сикоку, откуда он был родом, традиционно в каждом иностранце видели потенциального врага. Касаткин часто беседовал с воином и сумел рассеять его недоверие сначала к русским, а затем и к православию. Кончилось это тем, что японец захотел креститься по православному обычаю. После тайного крещения его нарекли Павлом, в честь ученика Христа. Так появился первый православный японец. Новое имя отразило и будущую судьбу самурая: он стал мучеником за веру. Савабэ служил в одном из синтоистских храмов в городе Хакодате. Здесь он начал проповедовать обретенную им христианскую веру. На нужды православной церкви он даже продал самое святое для каждого японского воина — самурайский меч! От него отвернулись все друзья. Жена сошла с ума и в припадке безумия сожгла дом. Самурая часто арестовывали и под пытками требовали отказаться от православия, но он выдержал все испытания с честью.
Между тем количество японцев, желающих перейти в нашу веру, все увеличивалось. В 1860 году у подножья горы Хакодате была выстроена первая белокаменная церковь. Официально она называлась собором Вознесения, но местные жители, непривычные к колокольному звону, прозвали ее "храм Бомбом". Изначально она предназначалась для русских моряков, посещавших Японию, но потом церковь обрела много местных прихожан. В 1868 году правительство страны изменило политику, повернулось, как тогда говорили — "лицом к Западу". Николай добился у Священного Синода разрешения открыть в Японии православную миссию. С этого времени православие начало быстро распространяться в стране. Была открыта духовная семинария для подготовки священников, которые учились по русским книгам. Из православной семинарии, как просветительского центра, выходили не только священники, но и будущие высокопоставленные чиновники: Абэ Хироси стал губернатором Токио, Андо Кэнскэ — мэром Иокогамы, Като Мацуо — министром, Сато Сёскэ — президентом университета Хоккайдо, Кавами Тосихико — дипломатом и крупным бизнесменом. К сожалению, после 1917 года Россия забыла о единоверцах в Стране восходящего солнца. Но сами японцы не отреклись от Николая, почитают его и в наши дни, а основанная им церковь в Хакодате продолжает звоном колоколов собирать верующих на молитву Господу.