Военно-воздушные силы Франции в Первой мировой войне

Применение воздушных шаров для наблюдений во Франции началось еще в 90-х годах XVIII века. Однако развитие методов воздушного наблюдения и боевых действий в воздухе привело к рождению авиации как отдельного рода войск.

Фотография с автографом французского пилота Жоржа Бойо у самолета «Ньюпор Бебе»
Фотография с автографом французского пилота Жоржа Бойо у самолета «Ньюпор Бебе»

Начало

Части, применявшие воздушные шары для наблюдения и разведки (во французской армии они назывались воздухоплавательной службой — Service Aéronautique), относились к инженерным войскам. Подсекция, занимающаяся только авиацией, была создана в министерстве обороны Франции только в апреле 1914 г. В августе в 1914 г. во французских военно-воздушных силах насчитывалось 159 аэропланов, распределенных между 21 эскадрильей. Было подготовлено две сотни пилотов, которых поддерживали 4000 человек наземного персонала. Год спустя, в августе 1915 г., французские ВВС располагали уже 588 машинами, включая 193 «Фармана» (MF7). К ноябрю 1918 г. французы имели 7620 самолетов, на которых могли летать 12 000 пилотов и 4000 наблюдателей, выполнявших функции корректировщиков и пулеметчиков.

Лейтенант истребительной эскадрильи, 1915 г.
Лейтенант истребительной эскадрильи, 1915 г. В обмундировании авиаторов существовали некоторые разночтения. На воротнике формы этого офицера расположены авиационные эмблемы с крылышками
Капитан истребительной эскадрильи, 1916 г.
Капитан истребительной эскадрильи, 1916 г. На красных петлицах этого офицера прикреплены авиационные эмблемы с крылышками, мундир — новый, образца 1916 г., с металлическими пуговицами

Сначала авиаторы носили такую же форму, что и военные инженеры, но с пурпурными полковыми номерами на синих петлицах, и с нарукавными повязками. Для тех, кто непосредственно управлял самолетами, были быстро введены специальные эмблемы — например, пилоты часто носили крылатую звезду на воротнике или крылатый пропеллер на рукаве. Однако пилоты предпочитали носить собственную форму. Многие пилоты были выходцами из кавалерии (им надоело бездействие, начавшееся с переходом войны из маневренной в позиционную), поэтому очень часто встречались гусарская форма или форма конных егерей, но с авиационными эмблемами. Не менее часто для обозначения принадлежности к авиации использовались нарукавные повязки с неизменной крылатой звездой или пропеллером.

Варианты формы

К концу 1915 г. авиационные части перешли на серовато-голубую форму. Солдаты и офицеры носили стандартные шинели и мундиры, которые были идентичны тем, что носили альпийские стрелки. Бриджи имели кант оранжевого цвета. Серовато-голубое кепи без окантовки и номера полка имело черный кожаный козырек и подбородный ремешок. Если авиаторы носили каску Адриана, то она была пехотного образца. Петлицы на шинели и мундире были оранжевого цвета с черными кантом, на них указывался номер корпуса (1 или 2). Пилоты воздушных шаров получили красные петлицы вместо оранжевых.

Пилот в нерегламентированной униформе
Пилот в нерегламентированной униформе. Многие пилоты пришли из кавалерии. Этот офицер ранее служил в гусарском полку и сохранил свое кепи и бриджи

Некоторые пилоты продолжали носить форму частей, в которых они служили прежде, или переодевались в мундир, похожий на британский, с британским же ремнем. Этот мундир застегивался на семь металлических пуговиц, имел воротник-стойку (он же — воротник де Сакса) и закатанные обшлага рукавов. Мундир имел также четыре кармана, застегивавшиеся на маленькие пуговицы, и погоны. Пилоты часто предпочитали «авиационные» сапоги, защищавшие ноги. Голенища сапог доходили до колен и имели спереди шнуровку до самого верха. Наземный персонал носил башмаки и серые обмотки.

Эмблемы

Офицеры носили те же знаки различия, что и их коллеги-пехотинцы, и, в соответствии со своим статусом, были вооружены саблей и пистолетом. Пуговицы мундира были, как правило, золотыми, с эмблемой в виде крылатого пропеллера.

В сентябре 1916 г. были введены стандартные знаки различия для авиаторов. Тем самым был положен конец существовавшим до тех пор разночтениям. Теперь офицеры носили на воротнике эмблемы в виде крылатого колеса или звезды, наблюдатели носили на правой стороне груди крылатую звезду, члены экипажей самолетов — круг с золотыми молниями.

У наземного персонала эмблема располагалась на левом рукаве. Эмблемой механиков была темно-синяя шестерня или крылатая гренада, оружейников — синие скрещенные орудийные стволы (у капралов и сержантов — золотые) и скрещенные орудийные стволы под пылающей гренадой для оружейников, занятых обслуживанием установленных на самолетах пулеметов. Электрики носили эмблему, состоящую из двух кругов и восьми золотых молний, а водители, приданные авиационным частям, эмблему в виде синих крыльев.

Электрики, работавшие в ангарах, имели эмблему в виде ангара, которая в 1915 г. была красной. Позже ее сменили на темно-синюю.

Многие авиаэскадрильи имели собственные неофициальные эмблемы — от черной пантеры и топора до лисицы с моноклем.

Снаряжение

Наблюдатель, 1916 г.
Наблюдатель, 1916 г. Наблюдатели входили в экипаж самолета, выполняя функции корректировщиков и стрелков. Стеганые летные комбинезоны, подобные изображенному на иллюстрации, часто встречались у авиаторов, и большинство из них было приобретено на собственные средства

Летное снаряжение сначала состояло из купленных на собственные деньги кожаных курток и летных шлемов с автомобильными очками. Использовались также очки военных водителей и мотоциклистов и шубы (особенно среди наблюдателей). Когда началось промышленное производство летного снаряжения, на него иногда пришивались уставные эмблемы, но неофициальные эмблемы эскадрилий использовались намного чаще.




Поделиться ссылкой