Коренные перемены

Кризис в XIV—XV вв. потряс не только традиционное христианство, он затронул всё общество. В середине XIV в. мощный удар пришёлся по всему населению Европы. С 1100 г. до начала XIV в. наблюдался довольно значительный и, хотя и с колебаниями, постоянный рост населения. Но вдруг, с XIV в., кривая народонаселения резко пошла вниз. К середине XV столетия население Европы сократилось по меньшей мере на треть, по мнению же некоторых учёных, даже наполовину.

Одной из главных причин катастрофы была так называемая чёрная смерть, неслыханная по размерам эпидемия чумы. Причины её не вполне ясны и поныне. То ли паломники с Востока, то ли крысы с кораблей, пришедших либо из Святой земли, либо из Крыма, принесли эту болезнь. Эпидемия началась в конце 1347 г. на Сицилии и в Южной Италии, в 1348 г. прошла по всей Италии, Франции и Германии, в 1349 г. свирепствовала в Германии и Англии, в 1350 г. добралась до Скандинавии.

Братья Лимбурги. Март. Великолепный часослов герцога Беррийского. Миниатюра. Франция. Начало XV в.
Братья Лимбурги. Март. Великолепный часослов герцога Беррийского. Миниатюра. Франция. Начало XV в.

В Чехии вымерла половина населения, в Англии — треть; в городах число жителей сократилось не менее чем на 60 %. Ужас охватил Европу. Церкви были переполнены, проповедники заявляли, что это гнев Божий, посланный людям за их прегрешения, прихожане в страхе перед неминуемой смертью публично каялись в своих грехах.

Чёрная смерть была самой страшной вспышкой эпидемий, но далеко не единственной. Волны эпидемий, пусть и не такие сильные, прокатывались по Европе в 1363-1366, 1372-1373, 1393-1399, 1417, 1441-1443, 1467 гг. В 1427 г. в Париже появилось какое-то неизвестное заболевание, в котором современные учёные опознали тяжёлую форму гриппа. Мы до сих пор не знаем, что такое просяная лихорадка, опустошавшая Англию с 1486 по 1551 г. Не стоит забывать также о частых вспышках холеры, о привезённом — предвестие Нового времени — в 1493 г. моряками Колумба из Нового Света сифилисе. Эпидемии поражали в первую очередь города с их скученностью.

Причины и последствия уменьшения населения

Чёрная смерть была самой заметной причиной депопуляции (так учёные называют уменьшение населения), но не единственной. Историки выяснили, что спад населения, наметившийся в начале XIV в., усилился ввиду голода 1309—1318 гг., а затем уже пронеслись волны чёрной смерти. То есть убыль населения от голода и эпидемий наложилась на общий спад, вызвав демографическую катастрофу.

Причины названного спада связаны с так называемым относительным перенаселением, т. е. ситуацией, когда рост числа у людей опережает рост производства продуктов питания. Внутренняя колонизация в Европе закончилась. Свободных земель практически не осталось, большая часть возделываемой земли находилась под барской запашкой, так что земля не могла прокормить крестьянина. К этому добавились отрицательные последствия похолодания. Когда же население уменьшилось, оно не могло возделывать даже свою землю. Участки забрасывались, земля пустела. В Англии исчезло до 25 % селений, в разных районах Германии — от 20 до 66 96.

Крестьяне и помещики в Европе XIV—XV веков

К середине XIV в. в Европе оказалось слишком мало рабочих рук и слишком много невозделанной земли. Это уменьшало доходы тех, кто этой землёй владел.

Расширение рынка, развитие ремёсел в городах, увеличение активности торговли, в том числе торговли с Востоком, привели к тому, что появилось много потребных и желательных товаров, которые нельзя было произвести в своём хозяйстве. Дорогие ткани, вина, предметы роскоши, а также доспехи, кони — всё это можно было купить. Начался «потребительский бум». Имелись бы деньги! Феодалам их требовалось всё больше, аппетит правящего класса рос. Но денег не хватало. В XIII в. начался процесс, который историки называют «коммутацией ренты», т. е. перевод крестьян с барщины на оброк и замена натуральных (продуктовых) платежей денежными. Однако с уменьшением с начала XIV в. числа людей, подвластных помещику, уменьшались и платежи.

У землевладельцев было несколько путей увеличения доходов. Один из них — усиление эксплуатации крестьян, причём в разных вариантах. Например, увеличивать оброки и особенно барщину. Рынок был достаточно развит, и землевладельцы могли продавать продукты, произведённые на их собственной домениальной (т. е. барской) земле. Но для того чтобы получить больше плодов земли, необходимо было заставить крестьян больше работать на этой земле. Потому помещики и побуждаемые ими власти вводили новые и возобновляли старые повинности, ограничивавшие свободу крестьян, прикреплявшие их к земле. Такое развитие наиболее активно протекало в Германии, особенно Восточной. Однако эти тенденции были характерны не только для Германии. Подобный путь вызывал сопротивление крестьян, их восстания. Вспомним о Жакерии или восстании Уота Тайлера.

Сельскохозяйственные работы. Миниатюра. XIV в.
Сельскохозяйственные работы. Миниатюра. XIV в.

Землевладельцы во многих местах сочли, что это сопряжено со слишком большими социальными издержками. В Англии лорды-землевладельцы стремились вести хозяйство, продукты которого можно выгодно продать на рынке. Таким видом сельскохозяйственной деятельности было, в частности, овцеводство. Овцы давали шерсть — сырьё для знаменитого английского сукна. Однако овцы требовали земли под пастбища, а земля принадлежала сельским общинам. И лорды — где обманом, где насилием, где с помощью юридических уловок — стремились отнять эту землю у общин. Отнятая земля огораживалась заборами или живыми изгородями из кустов. Такой захват общинных земель называют поэтому «огораживанием».

Ещё один путь для помещика получить деньги — сдача земли в аренду. Этот путь стал особенно популярен во Франции, преимущественно Северной. Источником дохода для помещиков являлась здесь арендная плата за землю, а не поборы или повинности. Арендуемые крестьянами участки земли лежали вне общины, и рассчитывать на её помощь в случае неудачи не приходилось. Кто по тем или иным причинам не справлялся с делами — беднел, кто справлялся — богател. Крестьянство становилось неоднородным по имущественному составу.

Усиление эксплуатации приводило к восстаниям, хотя являлось далеко не единственной причиной мятежей. Восстания были направлены против дворянства. В ряде случаев повстанцы объявляли себя верными подданными государя. Но в некоторых мятежах, например во Фландрии, в Южной Франции в XIV в. (там королевская власть в меньшей мере, нежели в иных регионах, воспринималась как своя), бунтовщики выступали против королевских налогов и королевских чиновников. Дело в том, что в XIV—XV вв. усиливалась эксплуатация не только со стороны помещиков, но и со стороны власти.

Власть имущие

Усиление повинностей, арендная плата не покрывали финансовых потребностей благородного сословия. Существовали также другие способы получения денег — войны, грабежи и выкупы. И ещё — участие во власти. Развившееся централизованное государство требовало сильного государственного аппарата, разветвлённых бюрократических структур. Появилось много государственных должностей, дававших неплохой доход. И именно этот доход, впрочем, как и власть сама по себе, привлекал дворянство.

Венецианский правитель (дож) в окружении советников и секретарей. Миниатюра. Франция. Конец XV в.
Венецианский правитель (дож) в окружении советников и секретарей. Миниатюра. Франция. Конец XV в.

В XIV—XV столетиях феодальные распри превращались в политические столкновения. Это объясняется ещё и тем, что значительное число людей старалось оказаться поближе к власти, получить от неё выгоды, и порой немалые. Государство в стремлении укрепиться беспрестанно повышало налоги, обогащая казну. Так что стать при государственном управлении значило стать при казне. Одним из постоянных требований у различных народных движений было прекращение расхищения казны придворными и наказание расхитителей.

Возвышение королевской власти требовало единой системы государственного управления. Ей были нужны люди, которые, участвуя в управлении, не противопоставляли бы себя короне, не пытались стать независимыми от неё. Филипп IV Красивый, Людовик XI стремились окружить себя людьми не слишком могущественными, а то и вообще незнатными, иногда даже тёмного происхождения. Гийом Ногаре, канцлер Филиппа Красивого, был сыном еретиков-катаров. Злым гением Людовика XI современники считали его ближайшего советника, умнейшего дипломата, занимавшего должность всего лишь королевского брадобрея, — Оливье Ле Дэна (умер в 1483 г.). Он получил прозвище Оливье Дьявол.

Одной близости к государю было недостаточно. Требовались природный ум и определённые познания, в первую очередь юридические, знание римского права. Именно на римском праве — в противовес каноническому праву Церкви и обычному, т. е. основанному на обычаях, феодальному праву — строили монархи юридическое обоснование своей власти. Королей окружали их юридические советники, так называемые легисты (от лат. lex — «закон»). В большинстве своём это были выходцы из городского сословия и мелкого дворянства.

Возможности для людей незнатных возвыситься принимали разные формы. Один путь — богатство, другой — участие во власти. В Англии второй путь лежал через муниципальные советы и палату общин. В Германии — через правительства вольных городов. Во Франции — чаще всего через суды. Там королевская власть в борьбе с феодальными привилегиями стремилась создать единую систему королевского правосудия.

Новые люди старались встать вровень с привилегированными. Одного богатства было недостаточно, даже власти — тоже. Требовалось войти в высшее сословие. Это удалось — образовалось так называемое новое дворянство. Мэр Лондона заседал в палате лордов, и полный титул его был (и остаётся до сего дня) лорд-мэр. Члены палаты общин, независимо от происхождения, приравнивались к рыцарям. Во Франции судейские и высшие чиновники получали дворянские звания. Они образовывали как бы низшую ступень дворянства. Старое, традиционное, именовалось «рыцарями меча», новое — «дворянством мантии» (подразумевалась мантия, которую надевали судьи) или «рыцарями закона».

Прелюдия абсолютизма

Абсолютизм — форма государственного устройства, где вся полнота власти принадлежит монарху. Государь в этой системе власти стоит выше всех сословий. Он не первый среди равных, не верховный арбитр, не тот, кто обеспечивает равновесие интересов и устремлений сословий. Он — неограниченный господин всех. Все подданные равны перед ним (но не по отношению друг к другу) — от последнего крестьянина до принца крови. Подобная система может чётко функционировать лишь при наличии разветвлённого государственного аппарата, зависящего только от монарха, постоянной армии и полиции, единой королевской юстиции, постоянных налогов. Полного завершения абсолютизм достиг уже в Новое время, в XVII—XVIII вв. Но его предпосылки сложились в XIV-XV вв.

Жан Будригион. Портрет короля Франции Карла VIII. Конец XV в.
Жан Будригион. Портрет короля Франции Карла VIII. Конец XV в.

Власть государя может стать абсолютной, если его противники недостаточно сильны и если этих противников несколько и они равны по силе друг другу. В последнем случае каждая из сторон заинтересована в союзе с королевской властью.

К концу Средневековья возросла мощь третьего сословия, которое стало претендовать на свою долю власти. Привилегированные же сословия ослабели. Духовенство — из-за того, что упал его престиж в связи с общим кризисом традиционного христианства, и потому, что государство установило свой контроль над местными Церквами. Дворянство также утратило свою силу. Создание постоянной профессиональной армии подкосило рыцарство. Централизаторская политика королей Франции привела к упразднению группы крупных полунезависимых феодалов. Война Алой и Белой розы выбила самых знатных лордов Англии. В ряды дворянства стали вливаться выходцы из непривилегированного сословия. Знать не исчезла. Однако из совокупности территориальных государей и вольных рыцарей она превратилась в сословие землевладельцев, из правителей — в собственников. Все дальнейшие потрясения, мятежи, гражданские войны были — по крайней мере постольку, поскольку в них участвовало дворянство — борьбой различных группировок за власть над государством, а не за независимость от него. Знать хотела править при государе, даже за государя, но не отдельно от государя.

Изменения в государственном устройстве вели к определённым изменениям в сознании людей. И наоборот, изменения в сознании способствовали изменениям в государственном устройстве. Разрушается привычная иерархия с государем на вершине, с герцогами и графами, с епископами и аббатами, с рыцарями и священниками в середине неё, с крестьянами и горожанами в основании. Человек, подданный, оказывается один на один с государством.

Новые ценности

Кризис традиционной Церкви и традиционного общества породил перелом в системе ценностей. Ещё в XII—XIII вв. происходил переход с «небес на Землю» — от ценностей, исключительно религиозных, к ценностям, отражавшим земные интересы людей. Перемены в XIV—XV вв. были не менее существенными. Распад традиционного рыцарского общества привёл к распаду традиционных рыцарских ценностей. Рост богатства и могущества городов укрепил ценности бюргерские, такую систему морали, где успех был выше рыцарского подвига. Войны, особенно гражданские, продемонстрировали упадок, если не гибель, рыцарской верности. Абсолютистские тенденции вели к превращению вассалов в подданных. В таких условиях излишними и просто ненужными оказывались рыцарские обеты и клятвы. Верность становилась не доблестью, а обязанностью.

Произошли значительные изменения и в восприятии сословного общества. Упадок старых родов, появление новой знати из неблагородного сословия размывали сословную незыблемость. Централизация приводила к тому, что человек соотносился с государством через сословие, к которому принадлежал, а напрямую.

Собор Сен-Гатьен. Тур. XIII—XVI вв.
Собор Сен-Гатьен. Тур. XIII—XVI вв.

Каждый человек традиционного общества находился как бы в толще коллектива — сословия. Церкви, цеха, монастыря и т. п. Но традиционные структуры, которые не только сковывали человека, но и давали ему защиту, рушились. Отныне человек противостоял в одиночку чему-то внешнему по отношению к нему — Богу, государству. Кризис традиционных ценностей привёл, с одной стороны, к кризису морали, распространению жестокости, обмана. Но, с другой стороны, при исчезновении всех или большинства связей ценностью начинает становиться то единственное, что осталось, — сам человек.

Автор: Дмитрий Харитонович




Поделиться ссылкой