Высокое Средневековье: империя и папство

XI—XIII века именуют Высоким Средневековьем. Это эпоха наиболее полного воплощения средневековой цивилизации. Основные события данного периода можно свести к трём процессам: борьба между церковной и светской властями, экспансия западного мира, а также постепенное превращение феодальных монархий в сословно-представительные.

От Оттона III до Генриха IV

Императоры Священной Римской империи пытались утвердить свою власть над папским престолом. За столетие с 955 по 1057 г. из 25 пап 5 было свергнуто и 12 назначено путём прямого вмешательства германских королей. Так называемые «германские папы» (отнюдь не обязательно немцы по этническим корням) проводили имперскую политику. Их соперники, папы «римско-итальянские», были либо марионетками в руках королей Италии и светских правителей (аристократических кланов) Рима, либо самими этими правителями. Их властные амбиции не выходили за пределы Италии.

Император Генрих II. Миниатюра. XI в.
Император Генрих II. Миниатюра. XI в.

Оттон III решительно диктовал папству свою волю. Его преемник Генрих II (972—1024; император с 1002 г.) в основном был занят войнами со славянами и собственными вассалами. Но не забывал и об Италии. В 1004 г. Генрих совершил туда первый поход и короновался железной короной в Павии. Затем ему пришлось вернуться в Германию. В 1012 г. в Риме оказалось целых три претендента на святой престол. Генрих признал Бенедикта VIII. В конце 1013 г. император совершил второй поход в Италию, который закончился тем, что 14 февраля 1014 г. Папа Бенедикт возложил на голову германского короля императорскую корону и преподнёс ему сделанный из золота и украшенный драгоценными камнями земной шар — символ власти надо всем миром.

Преемник Генриха II герцог Франконский Конрад, избранный в 1024 г. императором (Конрад II), и его сын и наследник Генрих III (1018—1056; император с 1039 г.) постоянно стремились утвердиться в Италии. В Риме тем временем царило многопапство. В 1046 г. снова было одновременно трое первосвященников. Генрих явился в Италию и созвал собор, на котором папы Григорий VI и Сильвестр III были низложены. Новый собор в том же 1046 г. низложил по требованию императора и третьего Папу, Бенедикта IX. Папой, опять же по предложению Генриха, избрали епископа Бамбергского, принявшего имя Климент II (1046—1047 гг.). Климент немедленно короновал Генриха императорской короной и подтвердил на церковном соборе принцип, по которому папы могут избираться не иначе как по воле императора. Как же могло случиться, что 30 лет спустя сын и преемник Генриха III император Генрих EV униженно молил о прощении Папу Григория VII?

Евангелие Генриха II. Портрет правителя. XI в.
Евангелие Генриха II. Портрет правителя. XI в.

«Царство мое не от мира сего»

Ещё в середине VIII в. из недр папской курии вышел документ, известный под названием «Константинов дар» (см. статью «Раннее Средневековье: Второе Великое переселение народов и его последствия»), В нём Папа объявлялся царём над царями, во всяком случае в западной части прежней Римской империи. Церковь не торопилась реализовывать подобные амбиции, однако и не забывала о них. Вряд ли у неё существовал некий тщательно продуманный план установления господства над миром. Но интеллектуальное и духовное течение внутри клира, стремившееся к этому, имелось.

Евангелие Генриха III
Евангелие Генриха III

Претензии Церкви на власть встречали возражения. В Писании сказано: «Царство мое не от мира сего». Церковь же есть, согласно учению Святых Отцов, отражение, пусть и несовершенное, Царства Божиего на Земле. Следовательно, она не должна править этим миром. Но всё не так однозначно. Слово Божие, разумеется, непререкаемо. Вплоть до XII в. Священное Писание считалось единственным источником знания. Там было всё: юридические нормы, законы природы, прецеденты на разные случаи жизни. Однако если в Библии написано не то, что нам нужно, не стоит отчаиваться. Надо лишь правильно истолковать соответствующее место. Например, всё ту же фразу «Царство мое не от мира сего». Оказывается, из неё можно сделать вывод, что как раз именно Церковь должна править миром. Рассуждение примерно таково. Тот, кто живёт в миру, имеет в этом мире свои интересы, а значит, не способен быть беспристрастным. Только те, кому от этого мира ничего не нужно, и могут быть по-настоящему справедливыми правителями.

Клюнийская реформа

Церковь X столетия весьма далека от «неотмирности»; достаточно вспомнить нравы пап и их окружения. Но существовала особая категория духовных лиц, которых сам их сан обязывал быть не от мира сего, — монашество. Реформа Церкви как раз и вышла из недр монашества.

В 910 г. герцог Аквитанский, граф Овернский Гийом I Благочестивый  основал монастырь в местечке Клюни в Бургундии (там тоже находились его родовые владения). Он мечтал, чтобы в этой обители соблюдался устав святого Бенедикта во всей его чистоте и строгости, чтобы монахи являлись истинными образцами благочестия. С этой целью Гийом пригласил в аббаты монастыря сурового аскета Бернона. Он сам и его преемники добились, чтобы слово «клюниец» произносилось по всей Западной Европе с уважением. Вокруг обители возник монашеский орден, управлявшийся великим аббатом, т. е. аббатом самого Клюни. Его избирали настоятели других монастырей, принявших устав Клюни. Клюнийский орден в XI в. насчитывал 1450 аббатств и приорств (небольших обителей, подчинённых какому-либо аббатству), свыше 10 тыс. монахов.

Аббатство Клюни
Аббатство Клюни

Главным стало неукоснительное соблюдение трёх монашеских обетов: бедности, целомудрия и послушания. Первое из этих требований означало полный отказ от какой-либо личной собственности.

Второй обег — целомудрия — означал, что монах не может не только жениться (что само собой разумеется), но даже и смотреть на женщин.

Третий обет — послушания — значил беспрекословное подчинение орденскому начальству всех — от настоятеля до великого аббата. Но не только это. Гийом Благочестивый заявил, что клюнийский монастырь будет освобождён от какой-либо юрисдикции, светской и духовной (епископской), и подчинён исключительно Святому престолу. В ту эпоху большинство аббатств зависели от феодальных сеньоров. Те контролировали финансы монастыря, а нередко пользовались ими, назначали управляющих, среди которых могли быть даже светские лица. Клюнийский же орден наглядно продемонстрировал, что он не от мира сего. Папский престол получал под своё начало целую армию дисциплинированных и весьма популярных в самых разных слоях общества слуг Божиих.

Реформой собственно монашеской жизни дело не ограничилось. Следующим этапом стало распространение аскетических принципов на всю Церковь, т. е. и на секулярное (мирское; в православии оно зовётся белым в отличие от чёрного, монашествующего) духовенство, в первую очередь на приходских священников и клир (штат служителей при той или иной церкви — священники, диаконы, псаломщики) кафедральных соборов.

Проблема целибата (безбрачия) всегда волновала христиан. С самого рождения христианства в нём превозносился аскетизм. И вот на Латеранском соборе 1059 г. целибат объявляется обязательным для всего духовенства.

Проводимые церковной верхушкой реформы встречали порой неприятие в среде самого духовенства, но активную поддержку мирян, причём из самых разных слоёв населения. Так, в Милане опорой сторонников реформы среди мирян была Патария — квартал, населённый старьёвщиками, нищими, ворами и проститутками. Его обитатели не просто выполняли папские требования, запрещавшие повиноваться женатым клирикам. Они ещё и врывались в церкви, где служили такие священники, срывали богослужение, иногда избивали клириков, не принявших обет безбрачия, а одного даже кастрировали прямо в храме. Какое же им было дело до того, соблюдают или нет священники обет безбрачия?

В соответствии с религиозными представлениями Средневековья грех можно «смыть» определённым количеством благодати. Благодать же эта берётся из «сокровищницы Церкви», образующейся из «сверхдолжных заслуг», т. е. добрых дел, совершённых человеком в количестве большем, нежели необходимо для его личного спасения, например святым мучеником. И распределять эту благодать могут только законные священнослужители.

Монах пьёт вино. Средневековая миниатюра
Монах пьёт вино. Средневековая миниатюра

Светский сеньор по определению военачальник и судья. А значит, он не в состоянии не нарушать заповедь «не убий». Сколько бы он ни сокрушался, но вынужден убивать на поле боя или приговаривать к смерти преступников. Точно так же обречены нарушать заповеди «не укради», «не прелюбодействуй» жители Патарии. Если мужчина не будет воровать, если женщина не будет торговать собой, они просто умрут от голода. Так пусть хотя бы на смертном одре им отпустят грехи за счёт «сокровищницы Церкви»!

Но «сокровищница» не резиновая. Чтобы хватило всем, её нужно постоянно пополнять. И должно это делать в первую очередь духовенство путём аскетических подвигов. Кроме того, по народным представлениям, чем ближе клирик к состоянию святости (т. е. целомудрен, не сребролюбив и т. п.), тем эффективнее свершаемые им таинства, особенно отпущение грехов (в официальном учении действенность таинств не зависит от личных качеств священника). Так что требования очищения Церкви, распространившиеся в среде мирян, объяснялись заботой людей о собственном спасении.

К середине XI в. заявленные цели Клюнийской реформы — очищение монашества, а за ним и вообще духовенства — были в основном достигнуты, что укрепило авторитет Церкви. Можно было переходить к следующему этапу: обеспечению полной независимости Церкви от мирских властей, а в перспективе — к установлению её власти над миром.

Монахи за молитвой и на работе. Миниатюра. XIII в.
Монахи за молитвой и на работе. Миниатюра. XIII в.

Григорианская реформа

Последний этап Клюнийской реформы, или первый период борьбы империи и папства, связан с личностью Папы Григория VII (крещальное имя Гильдебранд, около 1020—1085; Папа с 1073 г.). Доныне историки спорят, являлся ли он монахом Клюнийского ордена. В папской курии он стал выдвигаться на первые роли ещё при Григории VI. При целом ряде последующих пап он фактически управлял Римской церковью.

И до, и после избрания Гильдебранда на папский престол одной из главных целей его деятельности была борьба с симонией. Слово это в узком смысле означает святокупство — приобретение церковной должности за деньги. Из Священного Писания было известно, что апостол Пётр проклял Симона-волхва за попытку купить апостольское достоинство. Епископы суть преемники апостолов, значит, приобретение архиерейского сана за деньги есть грех Симона. Следовательно, оные симониаки должны быть прокляты преемником святого Петра — Папой.

Папа Григорий VII. Средневековая миниатюра
Папа Григорий VII. Средневековая миниатюра

Симония действительно разъедала Церковь. Нередко епископами и аббатами становились люди невежественные, а то и просто неграмотные. Когда ревнитель реформы Папа Лев IX попытался уволить всех священнослужителей, купивших свои должности, ему возразили, что в таком случае придётся закрыть все храмы в Италии. Борьбу с симонией поддерживали те мирские властители, кто был озабочен очищением Церкви, в частности император Генрих III и его супруга императрица Агнесса, ставшая регентшей при малолетнем сыне Генрихе IV (1050—1106; императоре 1056 г.).

Но Гильдебранд понимал симонию шире, нежели просто святокупство. Для него это ещё и получение церковных должностей из рук светской власти, и исполнение различных феодальных повинностей лицами духовного звания, являющимися вассалами мирских правителей.

Введение священнослужителя в должность называлось инвеститурой (лат. investitura — буквально «облачение», «одевание»). Проходила эта процедура так: кандидату на должность епископа (его государь либо выдвигал сам, либо поддерживал предложенного духовенством епархии) правитель лично или через своего посланца вручал кольцо — символ брака с Церковью, посох — символ духовной власти над паствой (вручение этих двух предметов именовалось духовной инвеститурой) и скипетр — знак светской власти (светская инвеститура), что знаменовало также передачу лена. Тем самым глава духовного княжества становился вассалом государя. Именно такую инвеституру Гйльдебранд называл симонией.

Гильдебранд защищал принцип: никакого влияния светской власти на поставление епископов, никакой вассальной службы архиереев светским господам. Латеранский собор 1059 г. принял по инициативе будущего Григория VII декрет о новом порядке избрания пап, с некоторыми изменениями сохраняющийся доныне. До тех пор понтифик избирался клиром и народом Рима с согласия императора. Отныне право избрания пап переходило к особой коллегии кардиналов. Первоначально кардиналами (от лат. cardinalis — «основной», «главный») именовали епископов, пресвитеров и диаконов, занимавших должности в епархиях Римской области или принадлежавших к клиру наиболее значимых храмов в самом Риме. Кардиналы на своём собрании (в начале XIV в. оно получило название «конклав», от лат. con clave — «с ключом», так как происходило при запертых дверях и члены его не могли расходиться, пока выборы не закончатся) избирали великого понтифика тайным голосованием. Папу избирали без прений, абсолютным большинством и при неограниченном числе туров голосования.

Епископ и клир. Миниатюра. X в.
Епископ и клир. Миниатюра. X в.

Декрет вызвал недовольство не только при императорском дворе. Его отвергла римская знать, его сочли недействительным немецкие прелаты (так именуются в католичестве представители высшего духовенства: архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей, в ряде случаев наделённые епископскими полномочиями). Они даже объявили в 1060 г. о низложении Папы Николая II, предложившего данный декрет (вдохновителем его был Гильдебранд). Не без помощи тогдашнего фактического правителя империи архиепископа Кёльнского святого Аннона партия Гильдебранда одержала победу. Декрет был признан духовенством. Он гласил: «Если кто вступит на престол против нашего декрета, будучи избран и посвящён вследствие восстания, интриг и хитрости, то он должен считаться не Папой, а Сатаной, не апостольским мужем, а апостатом (т. е. отступником) и должен быть предан анафеме вместе с теми, кто его поддерживал, и низвергнут как Антихрист, возмутитель и нарушитель христовой веры».

Первым, кто вступил на престол против декрета и стал Сатаной, апостатом и Антихристом, оказался... сам Гильдебранд. В 1073 г. толпа сторонников реформы ворвалась в собор Святого Петра и заставила кардиналов безо всякого обсуждения возвести кардинала Гильдебранда на папский престол под именем Григория VII.

Император и Папа

В феврале 1075 г. Папа Григорий VII объявил инвеституру прелатов, полученную из рук светской власти, недействительной. Он окончательно утвердил принцип духовной инвеституры: епископ избирался капитулом — советом при главе местной епархии. Это не понравилось светским правителям, в первую очередь императору. Выходило, что государи не властны создавать собственных вассалов, и даже их феоды епископы получают не от императора, а от Папы, т. е. являются вассалами первосвященника. Рассыпалась укреплённая Генрихом Птицеловом и Оттоном Великим епископальная система.

Большинство историков полагают, что произошедшее в 1054 г. окончательное разделение Церкви на Католическую и Православную было вызвано не только различиями в обрядовой сфере, но и стремлением пап встать над Церковью и миром.

Папа Римский с епископом (справа) и клиром (слева). XI в.
Папа Римский с епископом (справа) и клиром (слева). XI в.

Фактически, спор между папами и императорами, в данном случае между Григорием VII и Генрихом IV, касался очень серьёзного вопроса, а именно: кто из них глава христианского мира? Сторонники императора настаивали на том, что царство выше священства. Первосвященник есть что-то вроде имперского министра по религиозным делам.

Но тут уж нашла коса на камень. Генрих IV болезненно относился к малейшим попыткам умаления своей власти. В возрасте шести лет он стал владыкой империи при регентстве императрицы Агнессы, в 12 лет был практически похищен архиепископом Кёльнским Анионом, который и стал править от имени мальчика. Аннона сменяли другие князья, в том числе князья Церкви. В 16 лет Генрих наконец избавился от опеки и начал самостоятельно управлять государством. Но воспоминания о том, как он был марионеткой в чужих руках, продолжали его мучить. Конфликт с претендентом на всемирную власть — Папой — стал неизбежен.

Первым столкновением с церковными властями была попытка императора развестись с супругой Бертой, навязанной ему Анионом. Генрих попросил Папу Александра II разрешить развод. Но Папа отправил в Германию Петра Дамиани. Тот потребовал от короля примириться с супругой, грозя в противном случае церковным наказанием. Генрих подчинился, принял жену и, судя по всему, жил с ней в мире и согласии, но вряд ли забыл случившееся...

В начале 1075 г. Папа Григорий VII объявил недействительной светскую инвеституру епископов. 8 декабря того же года он обнародовал послание, согласно которому любое продолжение практики светской инвеституры влекло за собой отлучение от Церкви и того, кто назначает на церковные должности, и того, кто их принимает. В послании также говорилось, что Папа не признаёт власти императора над Италией и Римом. В самом начале 1076 г. Григорий заявил, что у него скопилось огромное количество жалоб на недостойное поведение Генриха. А посему король должен на Великий пост прибыть в Рим, дабы оправдаться. В противном случае он подлежал церковному проклятию.

Император принял вызов. Он созвал собрание знати в Вормсе, куда, впрочем, явились почти исключительно духовные лица. Они отказали в повиновении Папе как незаконно занимавшему престол. Генрих отправил послание «клиру и народу» Рима с призывом сместить Григория и избрать нового понтифика. Вормские постановления и послание императора были оглашены в конце февраля в Риме и вызвали возмущение всех сторонников Григория. Тот в своей речи на синоде объявил: «Генриха-короля, сына Генриха-императора (Папа не считал Генриха IV императором, ибо тот не был коронован первосвященником в Риме), который восстал в неслыханной гордыне против Церкви Твоей, лишаю правления всем королевством тевтонским и Италией и разрешаю от присяги всех христиан, которой они связаны и свяжут себя, и предаю его анафеме». Генрих ответил посланием к Папе, где именовал себя «Божией милостью государем», а Григория «лжемонахом», достигшим папского трона насилием.

От трибура до Каноссы

Генрих сначала не отнёсся всерьёз к папскому отлучению. Он был уверен в поддержке духовенства, не желавшего лишаться своих должностей, полученных из королевских рук. Да и светская знать, по его мнению, побаивалась императора. Однако именно высшие князья Германии выступили против Генриха на стороне Григория. Папа далеко, и его власть не так заметна, как императорская. Лучше подчиняться далёкому Папе, нежели близкому королю. В октябре 1076 г. немецкие князья собрались в Трибуре с намерением отрешить Генриха от престола. Духовенство заняло выжидательную позицию. Император понял, что власть ускользает из рук. Он уверял собравшихся в Трибуре в своём намерении исправиться и примириться с Папой. Те заявили, что дают королю год и день для примирения, причём до этого он должен был жить как частное лицо, не вмешиваясь в государственные дела. Если же примирения не наступит через указанный срок, то князья изберут нового государя.

В январе 1077 г. Генрих с женой и крохотной свитой, даже без должной охраны, через Альпы двинулся в Италию, чтобы просить Папу снять отлучение.

Е. Швойзер. Еенрих IV в Каноссе. XIX в.
Е. Швойзер. Еенрих IV в Каноссе. XIX в.

После всех трудностей пути короля ждала восторженная встреча в Северной Италии. По словам Ламберта Герсфельдского, «князья надеялись, что беспорядки, учинённые безбожными людьми (патаренами), будут пресечены силой королевской власти. Сверх того до них дошли слухи, что король спешит туда в гневе с целью свергнуть Папу, и они (вероятно, имеются в виду епископы-симониаки) обрадовались случаю отомстить за своё бесчестье Папе, уже давно отлучившему их от Церкви». Короче говоря, ломбардские духовные и светские князья предпочли подчиниться далёкому императору, нежели близкому понтифику. Некоторые историки считают, что, опираясь на северо-итальянских графов и епископов, Генрих IV мог бы сместить Папу. Но он в тот момент думал только о снятии отлучения.

Словом «патарены» ко второй половине XI в. стали называть не только жителей Патарии, но и сторонников папства из среды городской бедноты. Как же сложилась судьба патаренов, выступавших не только против женатых священников, но и против богатых и богатства, в том числе богатства Церкви? К концу XI в. они стали неудобны и подверглись преследованиям со стороны Церкви.

Тем временем Григорий VII также опасался, что король идёт в Италию с целью расправиться с ним. Он нашёл убежище в замке Каносса, принадлежавшем маркграфине Матильде Тосканской, активной стороннице Папы. Именно в Каноссе, во внутреннем дворе, император стоял трое суток — 25, 26 и 27 января 1077 г. — босиком на снегу в одежде кающегося.

По преданию, Григорий предложил Генриху испытание Божиим судом. Каждый из них должен был дать клятву в своей невиновности, а затем проглотить хлеб причастия. Предполагалось, что клятвопреступник подавится и умрёт. Генрих якобы отказался.

Наконец, 28 января король Германии был допущен к понтифику. Генрих долго и униженно, со слезами на глазах молил Григория о снятии отлучения. Тот согласился, но с оговоркой, что этим не решается спор короля с немёцкими князьями. Монарху надлежало явиться на специально созванное собрание и там ответить на все выдвинутые против него обвинения. Тогда Папа решит, достоин ли Генрих носить корону. До этого подданные короля свободны от присяги, а сам он не имеет права пользоваться королевскими почестями и даже доходами. Генрих IV безропотно всё принял.

От Каноссы до Рима

Стоило Генриху IV оставить Каноссу, как его сторонники в Италии обрушились на него с упрёками в том, что он, по словам хрониста, «обманул надежды Италии» и сдался «еретику», которого они не признают Папой. Тем временем германские князья обвинили короля в несоблюдении соглашения с Папой — он вёл переговоры с отлучёнными епископами-симониаками. В марте 1077 г. они, не дожидаясь даже решения Григория VII, низложили Генриха и избрали на германский трон герцога Швабского Рудольфа. Началась долгая междоусобная война. В январе 1080 г. сторонники Рудольфа разгромили сторонников Генриха. Папа назвал Рудольфа законным королём и вновь отлучил Генриха от Церкви. В ответ на это Генрих в июне созвал поместный собор немецкого духовенства, на котором Григория VII объявили низложенным. На том же соборе, где к немецкому духовенству присоединились прелаты из Северной Италии, Папой был избран Виберт, архиепископ Равеннский, принявший имя Климент III, а Рудольф отлучён от Церкви и предан проклятию. В октябре 1080 г. в битве на реке Эльстере близ Эрфурта армию Генриха разбили наголову. Но Рудольф в этом сражении получил смертельную рану.

Руины замка в Каноссе
Руины замка в Каноссе

В марте 1081 г. Генрих IV пошёл на Италию. В Ломбардии и частично в Тоскане он обрёл поддержку. Римляне же остались верны Григорию. Несколько раз германский король пытался взять Вечный город, удалось ему это лишь в июне 1083 г. Папа укрылся в замке Святого Ангела. Генрих начал с ним переговоры, утверждая, что готов признать Григория VII, если тот снимет отлучение и увенчает его, Генриха, императорской короной. Приближённые Григория умоляли Папу согласиться, но он был непреклонен. (С. Григорий заявил, что никакие договорённости невозможны до тех пор, пока Генрих не сложит с себя королевский титул. В итоге 21 марта 1084 г. созванный Генрихом синод Римской церкви низложил Григория VII и признал законным первосвященником Климента III. Последний 31 марта возложил императорскую корону на германского короля. Генрих торжествовал. Как оказалось, напрасно.

Италийские норманны

В начале XI в. на юге Италии появились люди, которых в отечественной литературе называют италийскими норманнами, что не совсем точно. Это были не викинги, а французы из Нормандии со скандинавскими корнями. Они поступали на службу к местным князьям и оказывали им помощь в борьбе с арабами, опустошавшими берега Южной Италии. В 1030 г. наёмники из Нормандии на службе у капуанских князей и оказавшаяся в Капуе группа нормандских паломников, возвращавшихся из Иерусалима, захватили лангобардский город Аверсу. Первым графом Аверсы стал нормандец Райнульф (? — 1042 г.). Его преемник Вильгельм Железная Рука (? — 1046) захватил у лангобардов часть Апулии и провозгласил себя графом Апулии. Ещё до этого, в 1037 г., в Аверсу прибыл мелкий нормандский дворянин Танкред Отвильский. В 1057 г. его сына Роберта (около 1015—1085), прозванного Гвискар, т. е. Хитрец, соратники провозгласили графом Апулии, а в 1059 г. — герцогом. В 1061 г. он вместе с младшим братом Рожером начал завоевание принадлежавшей арабам Сицилии. Рожер принял титул графа Сицилийского (завоевание завершилось лишь к 1074 г.). К 1071 г. Роберт Гвискар захватил всю Апулию и Калабрию, включая византийские владения на юге Апеннинского полуострова.

Нормандские конники. Гобелен из Байё. XI в.
Нормандские конники. Гобелен из Байё. XI в.

Италийские норманны были заинтересованы в том, чтобы их власть выглядела легитимной. Они хотели стать вассалами законнейшего государя — самого Папы. Понтифик в свою очередь получал храбрых вассалов и верховную власть над Южной Италией.

Впрочем, храбрый не всегда значит верный. Норманны захватывали в плен Папу Льва IX, Григорий VII отлучал Роберта Гвискара за вмешательство в дела Церкви в Апулии и Калабрии. Но именно к нему Папа обратился в минуту опасности. В мае 1084 г. войско Роберта подошло к Риму, вынудив Генриха IV покинуть Вечный город. Первосвященник вышел из замка Святого Ангела. Однако его доблестные союзники подвергли Рим такому разграблению, а жителей — такому жестокому насилию, каких, если верить хронистам, Рим не знал со времён вандалов. Горожане вину за случившееся возложили на Папу. Тот, испугавшись ненависти своих сограждан, покинул Рим вместе с войском Хитреца и удалился в его владения в Салерно, где и умер год спустя. По преданию, его последними словами были: «Я любил справедливость и ненавидел беззаконие, потому и умираю в изгнании».

Дела политические, дела семейные

В Германии после гибели Рудольфа Швабского оппозиционные Генриху князья выдвигали всё новых претендентов на престол. В Риме сторонники реформ избрали в 1086 г. Папой под именем Виктора III Дезидерио Эпифани, аббата итальянского монастыря Монте-Кассино. После его смерти в 1088 г. первосвященником стал Урбан II. Императорский антипапа Климент III отлучал их обоих от Церкви, они в свою очередь анафемствовали антипапу и императора. В 1090 г. Генрих IV начал войну с Матильдой Тосканской.

В 1098 г. Урбан II с помощью италийских норманнов вернулся в Рим, откуда вынужден был бежать Климент. И всё же дела Генриха IV пошли на лад. Он усмирил своих противников в Германии. Старший сын императора Конрад в 1098 г. был лишён прав наследования за мятеж против отца, а римским королём объявлен младший сын Генрих Молодой (1081 — 1125). Хотя сменивший Урбана II Папа Пасхалий II (1099—1118 гг.) предал Генриха IV проклятию, Конрад прекратил борьбу и удалился в изгнание во Флоренцию, где и умер.

Однако в 1104 г. междоусобица возобновилась. Против императора восстал его наследник Генрих Молодой, поддерживаемый князьями и Папой. В мае 1105 г. его провозгласили королём Германии. Папа тут же утвердил этот выбор. Молодой король преследовал старого, и тот нашёл защиту в Кёльне. Тогда сын договорился о встрече с отцом.

Собор в Чефалу, построенный Рожером II
Собор в Чефалу, построенный Рожером II

На свидании старший Генрих упал на колени, умоляя сына прекратить вражду. Тот тоже встал на колени и заявил, что сложит с себя королевский титул, если отец примирится с Папой. Император согласился. Тем временем распространились слухи, что противники Генриха IV идут на него с войском. Сын обещал отцу успокоить своих союзников, а пока предложил пожить у него в замке. Но стоило императору войти в замок, как стража заперла ворота и не пропустила императорский конвой. Старик оказался в заточении, его ограничивали в пище и питье, не позволяли умываться. В декабре 1105 г. он публично отрёкся от власти, но наотрез отказался принести покаяние перед Папой.

В итоге императору удалось бежать. Немалая часть Германии поддержала его, особенно горожане. Сторонники старшего Генриха нанесли ряд поражений Генриху Молодому. Но в 1106 г. Генрих IV умер, переслав знаки королевского достоинства (инсигнии) своему мятежному сыну и изъявив желание быть погребённым в соборе города Шпайера. Эта просьба не была исполнена ещё много лет, поскольку отлучённых запрещалось хоронить в освящённой земле.

Генрих V и Пасхалий II: поиски компромисса

Новый император Генрих V, казалось, был во всём послушен воле князей и Папы. Но при внешней покорности продолжал гнуть линию отца — раздавал вакантные места епископов и аббатов, не спрашивая разрешения у первосвященника. После ряда вооружённых конфликтов с Чехией, Польшей и Венгрией, не принёсших Генриху славы, он стал готовиться к коронации в Риме. Начались трудные переговоры с Пасхалием II. Тот предложил разрешить спор об инвеституре неожиданным образом. Пасхалий желал, говоря современным языком, отделить Церковь от государства и отказаться от светской власти и большинства земельных владений в обмен на полное невмешательство императора в дела духовные. 4 февраля 1111 г. было заключено соглашение на указанных условиях, причём огласить его предстояло на церемонии коронации.

Генрих V и Папа Пасхалий II во время спора об инвеституре. Миниатюра. XII в.
Генрих V и Папа Пасхалий II во время спора об инвеституре. Миниатюра. XII в.

12 февраля Генрих вступил в Рим и встретился с Папой и кардиналами у собора Святого Петра. Перед началом церемонии Папа и германский король намеревались скрепить договор своими подписями. Но при его чтении разразился скандал. Епископы требовали от Пасхалия отказа от соглашения, ибо не собирались расставаться со своими владениями. Они обвиняли Папу в намерении ограбить Церковь, угрожали низложить его. Весь день прошёл в бесплодной перебранке, пока один рыцарь из свиты Генриха не прокричал: «Довольно тратить время в пустых разговорах! Требуем немедленно приступить к венчанию Генриха императором». Пасхалий ответил, что не сделает этого, пока король торжественной клятвой не подтвердит отказ от светской инвеституры. Тогда Генрих велел арестовать Папу и нескольких кардиналов. Началась суматоха, во время которой немецкие воины основательно пограбили собор Святого Петра.

Весть об аресте понтифика разнеслась по Риму, и горожане взялись за оружие. В ночь с 15 на 16 февраля Генрих ушёл из города, взяв с собой Папу и 16 кардиналов. С Пасхалия сорвали папские регалии, связали и гнали ударами копий. Наконец, 11 апреля было заключено новое соглашение между Генрихом и Пасхалием. Первосвященник обязался отказаться от инвеституры в пользу короля, не отлучать его от Церкви и короновать императорской короной. Генрих отпустил пленных и даже попросил извинения у Папы за причинённое насилие. 13 апреля состоялась коронация.

Но и эта победа императора оказалась не окончательной. После смерти Пасхалия в 1118 г. кардиналы поставили Папой Джованни Гаэтани, принявшего имя Геласий II. Генрих немедленно пошёл на Рим и повелел кардиналам избрать своего сторонника Мориса Бурдена, назвавшегося Григорием VIII. Геласий с верными ему кардиналами бежал на юг, в Капую. Там он созвал собор, на котором предал отлучению императора и антипапу.

Собор Святого Петра в Риме
Собор Святого Петра в Риме

Впрочем, большинство городов Италии признали Григория, и Геласий был вынужден уехать во Францию, где и скончался. Последовавшие за ним в изгнание кардиналы избрали в 1119 г. Папой архиепископа Вьеннского Ги из рода графов Бургундских. Он принял имя Каликст II.

В Германии в оппозицию императору встало большинство знати. В 1119 г. Генриха снова отлучили от Церкви, а подданных его освободили от присяги. Противники Генриха из числа германских князей начали войну против него. Каликст в 1120 г. высадился в Италии и, призвав на помощь норманнов, выступил на Рим. Григорий бежал, пытался обороняться, но в 1121 г. сдался и был заключён в темницу, где пробыл до самой смерти.

Собор Санкт-Петер. Вормс. Конец XII в.
Собор Санкт-Петер. Вормс. Конец XII в.

Вормский конкордат

От междоусобиц в Германии устали все. В конце концов князья и император пошли на компромисс. По соглашению, окончательно принятому на собрании в Вюрцбурге, Генриху предстояло примириться с Папой при посредничестве князей. Особенно важным был пункт о том, что все обвинения, возбуждённые императором против кого-либо из князей, должны разбираться князьями. В заключении Вюрцбургского соглашения говорилось: «Если император оставит без внимания это постановление, князья сохранят данные ими друг другу обещания о сопротивлении его действиям». 23 сентября 1122 г. на рейнском берегу близ Вормса состоялось подписание договора между Генрихом V и Каликстом II, получившего на звание Вормского конкордата. В его основе лежал принцип разграничения актов духовной и светской инвеститур. Первая осуществлялась Папой или его представителем-легатом, вторая — императором или его представителем. Епископы должны были свободно избираться, но после инвеституры приносить вассальную присягу императору. При этом права светской власти в разных частях империи были различны.

Переплёт евангелиария. Хельмарсхаузен. Гессен. XII в.
Переплёт евангелиария. Хельмарсхаузен. Гессен. XII в.

Конфликт светской и духовной властей повлиял на политическое и нравственное сознание европейцев. Короли, как утверждали сторонники папства, суть разбойники, а Папы, как заявляли сторонники императоров, думают не о Боге, а об унижении Германии и обогащении Рима. Всё это подрывало авторитет властей, как светских, так и духовных, срывало с них покрывало святости. Появлялись некоторые возможности для индивидуального политического выбора.

Автор: Дмитрий Харитонович




Поделиться ссылкой