Корветы типа Visby (Швеция)

Согласно концепции «малого флота», принятой Шведским королевским флотом после Второй мировой войны (с 1958 г.), военно-морские силы страны должны были состоять из небольших судов классов торпедный катер и минный тральщик, а также подводных лодок. По мнению шведских военных моряков этого должно быть вполне достаточно, чтобы эффективно действовать в конкретном регионе — мелководном Балтийском море.

Корвет Visby

Возродившаяся во второй половине ХХ в. концепция корветов, по водоизмещению вполне подходивших под формулу «малого флота», позволила принять на вооружение ВМФ Швеции корабль подобного класса. Корвет может выполнять более широкий круг боевых заданий, чем катер или тральщик, кроме того, в отличие от двух последних, он способен выходить в океан. В первую очередь шведский корвет предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок. Кроме того, он может осуществлять минирование и разминирование морских участков, обнаружение и уничтожение надводных кораблей и береговых целей, а также разведку и патрулирование.

История

Контракт на постройку первых двух корветов типа Visby был подписан в 1995 г. Первый корабль получил имя всей серии, он был спущен на воду в 2000 г. Всего создано пять таких кораблей: кроме Visby построены Helsingborg (спущен на воду в 2003 г.), Harnosand (2004 г.), Nykoping (2005 г.) и Karlstad (2006 г.). Все они названы в честь шведских городов.

Корвет HMS Helsingborg K32 типа Visby был спущен на воду в 2003 г.
Корвет HMS Helsingborg K32 типа Visby был спущен на воду в 2003 г.

Конструкция

Visby считается первым в мире серийным боевым судном, построенным с применением технологий «стелс». Конструктивно корабль представляет собой единый корпус с интегрированной надстройкой, выполненный в виде широких плоскостей, расположенных под заранее рассчитанными углами, что способствует обтеканию излучения радара обнаружения. Все основные системы корвета, включая оружие, закрыты специальными корпусами, даже ствол пушки. За надстройкой находится просторная вертолетная площадка. Материал корпуса — композитный пластик, во-первых, способствующий поглощению радиоволн РЛС, а во-вторых, значительно снижающий вес корпуса по сравнению с корпусами, выполненными из традиционных материалов.

Корвет Visby

Энергетическая установка кораблей типа Visby — дизель-газотурбинная установка производства фирмы Vericor Power Systems, включающая два дизельных двигателя типа MTU 16V 2000 N90 конструкции германской фирмы Motorenund Turbinen-Union GmbH, а так же четыре газовые турбины типа TF 50A производства Vericor Power Systems. Место вывода выхлопных газов расположено над самой поверхностью воды, что снижает тепловую заметность корабля.

На кораблях типа Visby установлена единая система управления стрельбой 9LV Mk. 3E, в состав оборудования включили пассивную систему радиоэлектронного подавления. Непотопляемость корабля обеспечивается раз делением корпуса на восемь водонепроницаемых отсеков герметичными переборками.

Вооружение

Основное оружие Visby — универсальная автоматическая 57-мм артустановка типа SAK 57 L/70 Mk. 3 фирмы Bofors со скорострельностью 220 выстрелов в минуту и боекомплектом в 240 снарядов. Противолодочное вооружение представлено четырьмя торпедными аппаратами (применяются торпеды типа TP 43 или TP 45) и двух реактивно-бомбометными 127-мм установками Alecto.

Корвет Visby

Противоминное вооружение состоит из двух дистанционно управляемых подводных аппаратов Double Eagle Mk. 8 фирмы Bofors и подводного аппарата Seafox фирмы STN Atlas Elektronik. В систему вооружения также входит вертолет Augusta A109. Планируется установить на корветах типа Visby противокорабельные ракеты RBS 15M Mk. 2, а также комплекс противоракетной обороны RBS 23 BAMSE производства Saab Bofors Dynamics.

Сравнение с другими проектами

Представляет интерес сравнение Visby с новейшим российским сторожевым многоцелевым кораблем «Стерегущий» проекта 20380 и израильским корветом «Эйлат». Оба корабля выполнены с использованием технологии «стелс». По водоизмещению «Стерегущий» (2200 т) почти в два раза больше израильского корвета и в три с лишним раза — шведского Visby. При этом скорость его хода в полтора раза ниже.

Корвет Visby

«Стерегущий» имеет столько же противокорабельных ракет на борту, что и Visby, однако уступает «Эйлату» в два раза. По зенитному и противолодочному вооружению «Стерегущий» примерно соответствует корвету «Эйлат» и значительно превосходит Visby. По калибру артустановки «Стерегущий» имеет существенное превосходство.

Технические характеристики

Полное водоизмещение, т640
Длина/ширина/осадка, м72,7/10,4/2,4
Мощность двигателей, л. с4 × 5440
Максимальная скорость хода, узлов35
Дальность плавания, морских миль2300 (на скорости 15 узлов )
Экипаж, чел.43



Поделиться ссылкой