Крейсер «Аврора»

В Санкт-Петербурге у Петроградской набережной находится один из самых узнаваемых символов России — крейсер «Аврора». Корабль был заложен на верфи «Новое адмиралтейство» 23 мая 1897 г. При его строительстве использовалась сталь Александровского и Ижорского заводов, которая по механическим свойствам и химическому составу на то время была одной из лучших в мире. Корпус крейсера защищала броня, способ изготовления которой разработал инженер И. К. Названов в 1890-х гг. Броня обладала пластическими свойствами, предотвращающими ее деформацию при попадании снаряда. Для экономии веса вместо броневого пояса на «Авроре» применили так называемую карапасную палубу, напоминающую панцирь черепахи. Загнутая на скосах к бортам и снижающаяся к носу и корме, она должна была рикошетировать снаряды.

Крейсер «Аврора»

Корпус крейсера ниже ватерлинии был разделен на 14 непроницаемых отсеков, каждый из которых имел автономную систему водооткачки. Их суммарная мощность позволяла удалить воду из всего внутреннего объема за 1 ч. Энергетическая система «Авроры» состояла из трех паровых машин тройного расширения мощностью 11 610 л. с., изготовленных на франко-русском заводе. Кроме них Балтийским заводом были поставлены 24 водотрубных паровых котла угольного отопления.

Система освещения на «Авроре» была электрифицирована. При помощи электричества приводились в действие водоотливные турбины, вентиляторы корабельных помещений, котельные и машинные отделения. Новшеством стала система рефрижерации провизионной холодильной камеры. «Аврора» была одним из первых кораблей, на которых установили беспроволочный телеграф; также имелась своя телефонная сеть.

Наряду с инновационным оборудованием крейсер «Аврора» имел некоторые уже устаревшие агрегаты, в том числе носовой таран. Для предотвращения обрастания днища водорослями и моллюсками оно было покрыто громоздкой деревянной обшивкой и облицовано медными листами. Старым осталось якорное устройство. Пушки первоначально располагались казематным способом, то есть стреляли через открывающиеся бортовые порты. Из-за этого в ветреную погоду волны заплескивали орудия и оптические прицелы.

Крейсер «Аврора» спустили на воду в апреле 1900 г. Корабль был вооружен 75- и 152-миллиметровыми орудиями нового поколения, изготовленными на Обуховском заводе, одним надводным и двумя подводными минными аппаратами калибра 381 мм.

Свой первый боевой опыт крейсер «Аврора» получил в Цусимском сражении 27 мая 1905 г. Избежав гибели, он прорвался на Филиппинские острова и в 1906 г. вернулся в Кронштадт. За весь период своего существования корабль прошел более 120 000 миль.

Перед революцией крейсер «Аврора» находился в Петрограде, но в октябре 1917 г. Временное правительство приняло решение о его выводе из города. Однако на «Авроре» был избран судовой комитет во главе с большевиками, на мачте подняли красный флаг, и корабль остался в городе. В 21:45 25 октября 1917 г. из носового орудия крейсера прозвучал знаменитый залп, который послужил сигналом к штурму Зимнего дворца.

С 1918 г. корабль находился в резерве военно-морского флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. На корабле установили другие орудия, и он вошел в состав новой эскадры. Бортовые порты на батарейной палубе заделали. Количество установок 152-миллиметрового калибра было увеличено с 8 до 14. Их разместили на верхней палубе и прикрыли броневыми щитами. Вместе с ними на крейсере установили шесть зенитных 76-миллиметровых пушек. Была переоборудована и радиостанция. Новинкой для «Авроры» стали гидроакустические приборы для связи с подводными лодками.

В 1940 г. крейсер швартовался в Ораниенбауме, где и простоял в течение всей Отечественной войны. Его включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Орудия с корабля тогда были установлены на Дудергофских высотах, одно из них передали броненосцу «Балтиец».

Филиал Центрального военно-морского музея
Филиал Центрального военно-морского музея

17 ноября 1948 г. крейсер «Аврора» был поставлен на вечную стоянку у причальной стенки Большой Невки. А в 1956 г. на его борту открылся музей — филиал Центрального военно-морского музея.




Поделиться ссылкой