Крейсеры — наследники парусных фрегатов и корветов

С давних времен для нанесения ущерба торговому мореплаванию противника, а также для разведки снаряжались корабли, способные на так называемые крейсерские действия — самостоятельные рейды по морским и океанским коммуникациям противника.

Русский минный крейсер «Абрек»
Русский минный крейсер «Абрек», предназначенный для борьбы с вражескими миноносцами

В период Гражданской войны в США успешные боевые действия вели 19 паровых судов южан, уничтоживших более 250 кораблей северян. Правда, они еще не назывались крейсерами. Особенно отличился пароход «Алабама», который за 2 года захватил 68 кораблей противника. Это небольшое судно водоизмещением 1000 т обладало солидным вооружением: одним 178-мм орудием, шестью 164-мм пушками по бортам и одним кормовым поворотным 203-мм орудием. Эта артиллерия была в полной мере задействована в сражении с крейсером «Керсердж» северян, в состав вооружения которого входили два 280-мм орудия. Именно они решили исход боя, пробив корпус «Алабамы» ниже ватерлинии.

Спустя всего несколько лет, в 1868 г., в состав английского флота вошел первый корабль нового класса — паровой крейсер «Енконстент». Вооружение состояло из десяти 229-мм и шести 178-мм гладкоствольных дульнозарядных орудий, которые к тому моменту сильно устарели.

броненосный корабль «Генерал-адмирал»
Первый русский крейсер — броненосный корабль «Генерал-адмирал»
орудие
Первые крейсеры вооружались палубными орудиями на тумбовых лафетах для ближнего боя

Следующее поколение кораблей получило пушки с нарезным каналом ствола, заряжаемые с казенной части. Именно такие орудия стали основой мощи британских крейсеров типа «Линдер» водоизмещением 4300 т, строившихся в конце 1880-х гг. Паросиловая установка мощностью 5500 л. с. обеспечивала скорость хода до 17,5 узла. Вооружение состояло из десяти 152-мм нарезных орудий и 16 скорострельных картечниц. Имелись также 4 торпедных аппарата. Бронированная палуба надежно защищала силовую установку.

Морские коммуникации — тыловые пути, по которым осуществляется снабжение военного флота с удобных баз и портов.
Рейд по коммуникациям — внешняя операция с целью нарушения путей снабжения противника.

Первыми русскими крейсерами стали корабли «Князь Пожарский», «Минин», «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский» водоизмещением по 4600 т каждый. Они были заложены в 1870 г. как броненосные корветы, после постройки отнесены к классу броненосных фрегатов, а с 1 февраля 1892 г. переведены в класс крейсеров 1-го ранга.

Крейсер «Алабама» тонет
Крейсер «Алабама» тонет, пораженный орудиями крейсера «Керсердж»

Наряду с крейсерами 1-го и 2-го ранга в русском и других флотах появились и минные крейсеры — быстроходные легкие корабли, предназначавшиеся для разведки и борьбы с вражескими миноносцами. Построенный в Англии по заказу русского морского ведомства 650-тонный минный крейсер «Абрек» развивал скорость хода до 21 узла и был вооружен двумя 75-мм и четырьмя 47-мм пушками, а также двумя торпедными аппаратами.

Битва между крейсером «Керсердж» и вооруженным пароходом «Алабама»
Битва между крейсером «Керсердж» и вооруженным пароходом «Алабама»

Для пополнения флота кораблями, способными вести крейсерские операции, русское морское ведомство строило транспортные пароходы Добровольного флота, на которых заранее делались укрепления под орудия. Для них были заготовлены артиллерийское вооружение, быстросборные пороховые погреба, полные комплекты боеприпасов. Такой пароход мог за считанные дни переквалифицироваться в крейсер.

Этот опыт в полной мере использовало командование германского флота в годы Второй мировой войны, направив в Атлантику несколько вспомогательных крейсеров, переоборудованных из транспортных судов специальной постройки.

Британский крейсер «Линдер»
Британский крейсер «Линдер» имел бронированную палубу
Британские моряки на палубе крейсера с 4-ствольной картечницей Норденфельда калибра 25 мм.
Британские моряки на палубе крейсера с 4-ствольной картечницей Норденфельда калибра 25 мм.
Американский крейсер «Керсердж»
Американский крейсер «Керсердж», вооруженный мощнейшими орудиями калибра 280 мм.

«Золотой век» крейсеров

К началу Русско-японской войны крейсеры имелись во флотах практически всех морских держав мира. Морские сражения этого конфликта стали веским доводом в пользу концепции линейного крейсера — быстроходного корабля, лишь немного уступающего линкору по вооружению и бронированию. Считалось, что такие крейсеры смогут принять участие и в сражениях линкоров.

Американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» в битве против японской авиации
Американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» в битве против японской авиации

Корабли типа «Шарнхорст» представляли собой самые мощные броненосные крейсеры Германии времен Первой мировой войны. Полное водоизмещение этих гигантов составляло 12 780 т. На вооружении имелось 8 орудий внушительного калибра — 210 мм, плюс 6 пушек калибра 150 мм, 18 пушек калибра 88 мм и 4 однотрубных 450-мм торпедных аппарата.

К началу Первой мировой войны на всех флотах числилось 27 линейных крейсеров, количество крейсеров 1-го и 2-го ранга достигало 200 единиц и еще более 50 таких кораблей находились в постройке.

Однако концепция линейных крейсеров в этой войне в целом себя не оправдала. В Ютландском сражении 1916 г. погибли 3 английских и 1 германский линейный крейсер. Против линкоров эти суда не имели «аргументов». В то же время менее крупные крейсеры 1-го и 2-го рангов действовали достаточно эффективно, а русский крейсер 1-го ранга «Аврора» даже вошел во всемирную историю как корабль, подавший сигнал к началу революции в России.

Русский крейсер «Аврора»
Русский крейсер «Аврора»
Германский крейсер «Шарнхорст» времен Первой мировой войны
Германский крейсер «Шарнхорст» времен Первой мировой войны

Опыт войны был учтен при разработке послевоенных кораблей. Линейные крейсеры исчезли как класс. В Японии все 4 имевшихся корабля этого класса переделали в линкоры, а неоконченные корабли достраивали уже в качестве авианосцев. Так же поступили и в Англии.

Германия лишилась кораблей этого класса по условиям Версальского договора, так что к началу Второй мировой войны линейные крейсеры были только в составе ВМФ Англии. Их боевая карьера закончилась по-разному: построенный в 1918 г. «Худ» взорвался 24 мая 1941 г. во время боя с германским линкором «Бисмарк», «Репалз» был потоплен японской авиацией 8 декабря 1941 г., а однотипный «Ренаун» сразу после войны пошел на слом.

Артиллерия крейсера
Артиллерия крейсера в виде спаренной установки могла вести огонь, в том числе и по самолетам
Главный калибр крейсера Киров — трехорудийные башни калибра 180 мм.
Главный калибр крейсера Киров — трехорудийные башни калибра 180 мм
Открытые орудийные установки
Открытые орудийные установки ставились на крейсеры до появления полностью закрытых башен

На развитие крейсеров 1-го и 2-го ранга значительное влияние оказали заключенные морскими державами в 1922 г. в Вашингтоне и в 1930 г. в Лондоне соглашения о морских вооружениях. Для крейсеров был установлен предел водоизмещения — 10 000 т, калибр орудий не должен был превышать 203 мм.

Схожие характеристики имели американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» водоизмещением 9050 т. Головной крейсер вступил в строй в 1930 г., после чего было построено еще 2 крейсера — «Хьюстон» и «Луисвиль». Двигательная установка имела мощность 107 000 л. с. Вооружение составляло девять 200-мм орудий в 3 башнях, а также восемь 130-мм пушек, девять 530-мм торпедных аппаратов и несколько десятков зенитных установок.

Типичными легкими крейсерами того времени были 6 советских крейсеров проектов 26 и 26-бис. Построенный в 1938 г. по проекту 26 крейсер «Киров» отличался сильным вооружением: девять 180-мм и шесть 100-мм пушек, 16 зенитных автоматов и 2 трехтрубных торпедных аппарата. Энергетическая установка мощностью 113 000 л. с. обеспечивала скорость хода до 35 узлов.

Советский крейсер «Киров»
Советский крейсер «Киров»

В морских сражениях Второй мировой войны тяжелые и легкие крейсеры обычно действовали в составе корабельных соединений, эскортировали конвои транспортных и десантных судов, проводили

Ракетные крейсеры — возрождение в новом качестве

Воцарившееся на морях после Второй мировой войны всевластие авианосцев чуть было не положило конец существованию не только линкоров, но и крейсеров. Вообще, корабли всех классов со ствольной артиллерией потеряли всякую ценность для военных. К середине 1974 г. в составе ВМС стран НАТО находилось всего 14 крейсеров — ничтожное количество по сравнению почти с 300 крейсерами, состоявшими на вооружении по всему миру в 1914 г.

Американский ракетный крейсер «Лейк Эри» типа «Тикондерога»
Американский ракетный крейсер «Лейк Эри» типа «Тикондерога»

Появление ракетного оружия, можно сказать, спасло существование крейсеров. В 1962 г. появился советский ракетный крейсер 1-го ранга «Грозный» проекта 58. Мощность его двигателей составляла 90 000 л. с., скорость хода достигала 34,5 узла. Корабль водоизмещением 5400 т оснащался новейшим ракетным противокорабельным комплексом П-35, четырьмя 76-мм пушками и шестью 533-мм торпедными аппаратами. Всего было построено 4 корабля этого проекта.

Неотъемлемой частью крейсеров стали радиолокаторы и боевые информационные посты. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», разработанная для американских эсминцев и крейсеров, объединяет все боевые и технические средства корабля и сама управляет их ресурсами. Такая система впервые была установлена на американских ракетных крейсерах типа «Тикондерога». Эти корабли водоизмещением 9800 т вооружены двумя 127-мм артустановками, а также двумя 6-ствольными зенитными установками «Фаланкс» калибра 20 мм и двумя автоматическими установками «Бушмастер» калибра 25 мм. Имеется также 8 пусковых установок ракет «Гарпун», пусковая система на 122 ячейки для ракет «Томагавк» и 2 трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. Всего было построено 27 крейсеров типа «Тикондерога».

25-мм автоматическая установка на палубе американского крейсера
25-мм автоматическая установка на палубе американского крейсера

Наиболее мощными кораблями своего класса являются российские атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (шифр «Орлан») водоизмещением 26 000 т. Закладка головного корабля «Киров» состоялась в 1974 г. До 1991 г. удалось построить еще два таких корабля — «Фрунзе» и «Калинин» (позже переименован в «Петра Великого»). Атомная энергетическая установка этих кораблей мощностью 140 000 л. с. обеспечивает скорость хода до 31 узла при неограниченной дальности плавания. Основу вооружения составляют 20 крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит», 90 зенитных ракет комплекса С-300 «Форт», 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм (боезапас 20 торпед или противолодочных ракет «Водопад»), 3 вертолета Ка-27.

Атомный крейсер «Пётр Великий» российского ВМФ
Атомный крейсер «Пётр Великий» российского ВМФ
Советский ракетный крейсер «Варяг» проекта 58
Советский ракетный крейсер «Варяг» проекта 58



Поделиться ссылкой