Русско-турецкая война. 1877—1878 гг.

Окончание Крымской войны поставило Российскую империю в крайне невыгодное положение, прежде всего потому, что на Чёрном море ей запрещено было иметь военный флот. Между тем именно через черноморские порты осуществлялась львиная доля внешнеторговых операций России, а потому ее коммерческий флот оказался абсолютно беззащитным перед лицом еще сильной Османской империи.

Рождение нового оружия и тактики

Русское Министерство иностранных дел все же добилось возможности построить на Чёрном море несколько слабо вооруженных парусно-винтовых корветов для охраны и ряд плавучих береговых батарей. В 1857 г. с Балтики на Чёрное море отправился отряд корветов «Зубр», «Рысь» и «Удав» под командованием Лихачёва. В следующем году капитан I ранга А. Х. Винк привел в Севастополь корветы «Волк», «Буйвол» и «Вепрь», а в 1860 г. в Николаеве были спущены на воду корветы «Сокол», «Ястреб», «Кречет», «Львица» и «Память Меркурия». Служба этих 10-12-пушечных корабликов оказалась недолгой. К 1870-м гг. все они были выведены из боевого состава. Куда интереснее выявилась история 2 других кораблей.

«Новгород» и «Киев»

Круглый броненосец береговой обороны «Новгород» постройки 1871 г.
Круглый броненосец береговой обороны «Новгород» постройки 1871 г.

Еще в 1863 г. был поднят вопрос о строительстве особых кораблей для защиты входов в Азовское море и Днепро-Бугский лиман (фактически для охраны центра русского кораблестроения на Чёрном море — города Николаева). Основное требование — очень малая осадка, не более 3,8 м. Долгое время проект таких мелкосидящих и вместе с тем сильных, а главное — бронированных кораблей не удавалось разработать. Наконец, в 1870 г. вице-адмирал Попов предложил совершенно необычную для боевых кораблей форму — круглую. За неимением иных решений в 1871-1875 гг. вместо планируемых 3 в Николаеве были построены 2 — «Новгород» и «Киев» (впоследствии «Вице-адмирал Попов»), которых быстро окрестили «поповками». На кораблях с 6 гребными винтами размещались 2 длинные дымовые трубы, между которыми располагался артиллерийский барбет.

Служба «Новгорода» и «Киева» оказалась такой же безоблачной, как и у корветов. Лишь однажды, в 1877 г., они приняли участие в боевой операции, совершив переход из Севастополя в Одессу, а далее к устью Дуная и обеспечив успешное продвижение русских войск вглубь турецкой территории. Причисленные в 1892 г. в класс броненосцев береговой охраны, они прослужили без крупных боев до 1903 г. и оставили след в отечественной кораблестроительной науке и культуре.

Флот Османской и Российской империй

Между тем Турция активно перевооружала свой флот с помощью Англии, Франции и Италии. Основу ее морской мощи составляли новейшие мореходные и речные броненосцы: к началу 1877 г. турецкий флот насчитывал 17 броненосных кораблей (из них 9 находилось на Дунае), 15 пароходофрегатов и парусно-винтовых корветов, а также 30 различных мелких кораблей. Повысилась и боевая подготовка моряков, которую осуществляли английские офицеры-советники. Вот только в отличие от Крымской войны, турки предпочитали действовать уже без своих британских учителей.

Прибытие «поповки» «Новгород» в Севастополь. Н. П. Красовский. 1873. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Прибытие «поповки» «Новгород» в Севастополь. Н. П. Красовский. 1873. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Российский флот образца 1877 г. противопоставил турецкому всего 2 «поповки», 5 пароходофрегатов и парусно-винтовых корветов, а также 33 различных вспомогательных судна. Он уступал флоту Османской империи по всем статьям.

Итак, к началу войны 1877—1878 гг. русский Черноморский флот почти не имел кораблей, но зато обладал исключительно смелыми и подготовленными моряками и офицерами. Материальную составляющую российское командование компенсировало мобилизацией 6 быстроходных пароходов и 4 паровых шхун торгового флота, а также поставкой новых видов вооружения — морских мин и паровых катеров, которые несли шестовые, буксируемые и самодвижущиеся мины.

Колесный пароход на Дунае в районе города Браилов. Литография. 1877
Колесный пароход на Дунае в районе города Браилов. Литография. 1877

Дунайский и Кавказский военные театры

Главной задачей российского флота явилось обеспечение активных наступательных действий своей армии на Дунайском и Кавказском театрах войны. Если на втором турки почти не опасались русских, то на первом они планировали, сосредоточив мощные силы, не допустить форсирования российской армией Дуная. Однако османское командование распылило свои силы на фронте длиной свыше 800 км от Видина до Чёрного моря.

Лейтенанты Шестаков и Дубасов
Лейтенанты Шестаков и Дубасов, первые кавалеры георгиевского креста в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., подорвавшие вражеский однобашенный монитор «Сельфи». 1877

Операция в районе Браилова

В свою очередь русское морское командование решило не только ввести турок в заблуждение, но и крайне усложнить маневр их Дунайской флотилии. С этой целью в районах Нижнего и Среднего Дуная было выставлено 22 заграждения — всего 450 мин. Это моментально возымело эффект. Как только с объявлением войны 12 апреля 1877 г. российские войска начали форсирование правого берега реки, турецкие корабли даже не попытались его сорвать, действовала лишь полевая артиллерия, которая нещадно подавлялась огнем русских батарей.

Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 апреля 1877 г. Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. 1883. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 апреля 1877 г. Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. 1883. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург /div>

Разочаровавшись в возможностях своей артиллерии, османское командование направило к месту переправы корабли. В районе Браилова 29 апреля 1877 г. турецкие речные броненосцы и канонерские лодки открыли огонь по русским батареям на левом берегу Дуная. Ответ российских пушек оказался более метким: броненосный корвет «Лютфи-Джелиль» был поражен единственным попаданием и затонул с большей частью экипажа. Чтобы не разделить его судьбу, турецкие корабли поспешно отошли.

В ночь на 14 мая отряд русских паровых катеров («Джигит», «Ксения», «Царевич», «Царевна») атаковал шестовыми минами 3 турецких корабля, стоявших в Мачинском рукаве Дуная, и потопил однобашенный монитор «Сельфи».

Русские мины, артиллерия и катера буквально парализовали турецкую Дунайскую флотилию. Это позволило российской армии активно продвигаться через Валахию в Болгарию, разгромить там сильнейшие группировки османских войск и уже в январе 1878 г. выйти к Адрианополю.

Кавказский фронт

На Кавказе турецкая армия действовала активно и во многом успешно благодаря помощи своего флота. Османские корабли подвергли бомбардировке ряд прибрежных пунктов, а в мае 1877 г. высадили десант между Очамчирой и Адлером. Одновременно турки пытались организовать и крейсерские операции против русского судоходства. Чтобы не допустить их активизации у своего побережья и на приморских флангах, впервые в истории по приказу российского командования были созданы минно-артиллерийские заграждения: только под Одессой выставили 610 морских мин, а сам город оказался прикрыт 13 береговыми батареями. Аналогичные мероприятия проводились у Севастополя, Керчи, Очакова.

Русские моряки не ограничились пассивной обороной. На 6 вооруженных и быстроходных пароходах они развернули настоящее наступление на Чёрном море, что стало полной неожиданностью для турецких адмиралов. Так, 13 декабря 1877 г. русский вооруженный пароход «Россия» под командованием капитан-лейтенанта Николая Михайловича Баранова захватил османский военный транспорт «Мерсина» с 800 солдатами, которые так и не добрались до Кавказского фронта. Однако в анналы отечественной военно-морской истории (абсолютно заслуженно) Баранов вошел благодаря бою на мобилизованном пароходе «Веста».

Бой «Весты». Образец героизма русских моряков

Бывает так, что слава военного корабля время от времени достается просто мобилизованной единице. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. по праву считается в этом плане уникальной — в ходе ее прославились суда, которые были вооружены лишь на период боевых действий.

Вооружение и команда «Весты»

В конце апреля 1877 г. коммерческий пароход «Веста» получил сильное вооружение: 6-дюймовые мортиры — 5; пушки: 9-фунтовые — 2, 4-фунтовая — 1; 4 скорострельные системы Гатлинга и Энгстрема. В результате он превратился во вспомогательный крейсер и приступил к поиску турецких транспортных судов.

Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 г. И. К. Айвазовский. 1881. Центральный военноморской музей, Санкт-Петербург
Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 г. И. К. Айвазовский. 1881. Центральный военноморской музей, Санкт-Петербург. Картина великолепно демонстрирует характер боя в первые его часы

Под стать вооружению на корабле была собрана команда из 13 молодых и целеустремленных морских офицеров во главе с капитан-лейтенантом Н. М. Барановым, который уже тогда был известен как талантливый изобретатель и новатор. Еще в 1869 г. он создал первую в России казнозарядную винтовку, поступившую на вооружение отечественного флота.

Сражение

Закончив прием угля в Одессе, пароход утром 10 июля 1877 г. вышел на патрулирование к румынским берегам. Около 8 утра 11 июля на подступах к Констанце он неожиданно встретился с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» и стал от него удаляться. Преследуя пароход, броненосец открыл интенсивную стрельбу, сумев попасть в него несколько раз. В ответ с парохода последовали выстрелы, которые тоже достигли цели.

В результате удачной для обоих сторон перестрелки на русском корабле образовались крупные пробоины — в правом борту (выше ватерлинии) и левом (ниже ее), было разбито орудие и погибло несколько человек. Однако Баранов постоянно держал «Фетхи-Буленд» на кормовых углах и маневрировал на полном ходу так, чтобы увлечь турецкий броненосец за собой и отрезать ему путь к Одессе.

Пять часов беспримерного боя русские моряки отстреливались из орудий и ружей, да так, что их залпы накрывали турецкий каземат, не позволяя «Фетхи-Буленду» вести эффективный огонь. Успеху османских моряков не способствовало расположение их артиллерии (оно было весьма неудачным). Командир броненосца отказался от мысли потопить пароход и пошел в Сулин. «Веста» сразу после боя направился в Севастополь и лишь несколько недель спустя был в Одессе, из которой вышел.

После события

К тому времени по городу распространился слух, что «Веста» сражался не с броненосцем, а небольшим турецким пассажирским судном. Через год слух оформился в статью одного из участников знаменитого боя — будущего русского адмирала, а тогда лейтенанта Зиновия Петровича Рожественского. Впрочем, свидетельств о беспримерном бое было больше, чем критики, а потому он являет собой уникальный образец смелости, находчивости и героизма русских моряков в ситуации, в которой шансы на победу, казалось бы, равны нулю.




Поделиться ссылкой