Современные авианосцы — «последний довод» сверхдержав

Многочисленные морские сражения Второй мировой войны на практике доказали ведущую роль палубной авиации. После окончания войны задачей тяжелых авианосцев стало стратегическое доминирование в океанах. Один-единственный авианосец в сопровождении кораблей поддержки способен диктовать волю государства, пославшего этот корабль.

Верхняя палуба авианосца
Верхняя палуба авианосца представляет собой взлетно-посадочную полосу боевых самолетов. С нее они взлетают и на нее садятся после выполнения задания, на палубе самолеты транспортируются во время плавания.
атомный авианосец «Нимиц»
Самый большой в истории боевой корабль американский атомный авианосец «Нимиц»

В первую очередь такой военно-инженерный прорыв обеспечило появление новейших самолетов-истребителей, разведчиков и штурмовиков, было разработано сверхточное бомбовое и ракетное вооружение с наводкой через космические спутники.

После окончания Второй мировой войны вступили в строй три американских авианосца типа «Мидуэй». Они составляли основу авианосного флота США в ранний послевоенный период активно использовались во время корейской и вьетнамской войн. Два из авианосцев типа «Мидуэй», неоднократно модернизируясь, оставались в строю в течение почти полувека. Последний из них, «Мидуэй», был снят с вооружения в 1992 г., успев поучаствовать в войне в Персидском заливе.

С палубы авианосца взлетает легкий американский истребитель F-16 «Файтинг Фалкон»
С палубы авианосца взлетает легкий американский истребитель F-16 «Файтинг Фалкон»
Вертолет «Си Кинг»
Вертолет «Си Кинг» используется на американских авианосцах для разведки и уничтожения подводных лодок

Наиболее существенное повышение боевых возможностей авианосцев связано с использованием на них ядерной энергетической установки. Эта установка представляет собой аналог «вечного двигателя», позволяющий многократно увеличить дальность плавания авианосца. Впрочем, у ядерной энергетической установки имеется и один серьезный недостаток — высокая стоимость. Поэтому пойти на такие расходы, кроме США, до сих пор смогли только Франция и СССР.

Самыми крупными военными кораблями всех времен являются американские атомные авианосцы типа «Нимиц» водоизмещением 95 000 т. С 1975 по 2002 г. было построено 9 кораблей этого типа. Энергетическая установка мощностью 280 000 л. с. позволяет им идти со скоростью до 32 узлов.

Американский палубный штурмовик «Харриер»
Американский палубный штурмовик «Харриер» с вертикальными взлетом и посадкой

На авианосце базируется авиакрыло, состоящее из эскадрилий истребителей-штурмовиков F/A-18 «Хорнет», истребителей F-14A «Томкэт», самолетов радиоэлектронной борьбы ЕА-6В «Праулер», противолодочных самолетов S-3A/B «Викинг», самолетов ДРЛО F-2C «Хоуки» и противолодочных вертолетов SH-60F. Всего на корабле предусмотрено базирование до 100 боевых самолетов и вертолетов.

Для защиты от ударов авиации противника имеется достаточно мощное зенитное вооружение. Оно включает 3 зенитных ракетных комплекса «Си Спэрроу» и 4 зенитных артиллерийских комплекса Мк 15 «Вулкан Планакс». Кроме того, на некоторых авианосцах типа «Нимиц» установлены шесть трехтрубных 324-мм торпедных аппаратов.

Американский авианосец «Мидуэй»
Американский авианосец «Мидуэй», ныне превращенный в корабль-музей
Авианосец «Адмирал Кузнецов»
Авианосец «Адмирал Кузнецов» ВМФ РФ

Многие страны мира достигли значительного прогресса в создании легких авианосцев, крейсеров-вертолетоносцев и десантно-вертолетных кораблей, на которых базируются не традиционные палубные самолеты катапультного старта, а летательные аппараты других типов.

Основу ударной мощи построенного в Испании легкого авианосца «Принсипе де Астуриас» составляют самолеты вертикального или укороченного взлета и посадки «Си Харриер». Этот корабль введен в эксплуатацию в 1988 г. Водоизмещение авианосца составляет 17 000 т, в плавание он способен взять до 37 самолетов и вертолетов.

Таким образом, боевые летательные аппараты стали неотъемлемой частью вооружения многих классов надводных кораблей, обеспечивая выполнение широкого круга боевых задач. Это подтвердил высказанный в свое время адмиралом флота Советского Союза С. Г. Горшковым тезис о том, что «длинные руки флота растут со взлетной палубы».

катапульта на авианосце
Под палубой авианосца установлена пусковая катапульта, к которой прикрепляется колесо самолета. Предназначение катапульты — в буквальном смысле выстреливать самолет, то есть резко разгонять его до скорости взлета. Разгон осуществляется за счет разогретого пара
остров на авианосце
Единственная надстройка, возвышающаяся над палубой авианосца, называется «островом». На нескольких ее этажах расположены рубки управления кораблем и самолетами, наблюдательные площадки. Выше крепятся антенны радиосвязи и радаров.
жесты на авианосце
Странные жесты, которыми время от времени обмениваются члены команды авианосца, — это визуальные команды и сигналы. Они заменяют устную речь, ведь в реве десятков авиационных двигателей услышать друг друга просто невозможно. Вот несколько самых распространенных команд пилотам от бойцов в желтом.
Основное правило авианосца: во время боя главный на палубе — человек в желтой униформе. Его еще называют боссом, маршалом или распорядителем палубы. Именно он регулирует передвижения всех самолетов из мест парковки на взлетную палубу и обратно, руководит процессами пуска и посадки. Так как именно он командует стартом катапульты, его также называют шутером (стрелком).



Поделиться ссылкой