Многочисленные морские сражения Второй мировой войны на практике доказали ведущую роль палубной авиации. После окончания войны задачей тяжелых авианосцев стало стратегическое доминирование в океанах. Один-единственный авианосец в сопровождении кораблей поддержки способен диктовать волю государства, пославшего этот корабль.
В первую очередь такой военно-инженерный прорыв обеспечило появление новейших самолетов-истребителей, разведчиков и штурмовиков, было разработано сверхточное бомбовое и ракетное вооружение с наводкой через космические спутники.
После окончания Второй мировой войны вступили в строй три американских авианосца типа «Мидуэй». Они составляли основу авианосного флота США в ранний послевоенный период активно использовались во время корейской и вьетнамской войн. Два из авианосцев типа «Мидуэй», неоднократно модернизируясь, оставались в строю в течение почти полувека. Последний из них, «Мидуэй», был снят с вооружения в 1992 г., успев поучаствовать в войне в Персидском заливе.
Наиболее существенное повышение боевых возможностей авианосцев связано с использованием на них ядерной энергетической установки. Эта установка представляет собой аналог «вечного двигателя», позволяющий многократно увеличить дальность плавания авианосца. Впрочем, у ядерной энергетической установки имеется и один серьезный недостаток — высокая стоимость. Поэтому пойти на такие расходы, кроме США, до сих пор смогли только Франция и СССР.
Самыми крупными военными кораблями всех времен являются американские атомные авианосцы типа «Нимиц» водоизмещением 95 000 т. С 1975 по 2002 г. было построено 9 кораблей этого типа. Энергетическая установка мощностью 280 000 л. с. позволяет им идти со скоростью до 32 узлов.
На авианосце базируется авиакрыло, состоящее из эскадрилий истребителей-штурмовиков F/A-18 «Хорнет», истребителей F-14A «Томкэт», самолетов радиоэлектронной борьбы ЕА-6В «Праулер», противолодочных самолетов S-3A/B «Викинг», самолетов ДРЛО F-2C «Хоуки» и противолодочных вертолетов SH-60F. Всего на корабле предусмотрено базирование до 100 боевых самолетов и вертолетов.
Для защиты от ударов авиации противника имеется достаточно мощное зенитное вооружение. Оно включает 3 зенитных ракетных комплекса «Си Спэрроу» и 4 зенитных артиллерийских комплекса Мк 15 «Вулкан Планакс». Кроме того, на некоторых авианосцах типа «Нимиц» установлены шесть трехтрубных 324-мм торпедных аппаратов.
Многие страны мира достигли значительного прогресса в создании легких авианосцев, крейсеров-вертолетоносцев и десантно-вертолетных кораблей, на которых базируются не традиционные палубные самолеты катапультного старта, а летательные аппараты других типов.
Основу ударной мощи построенного в Испании легкого авианосца «Принсипе де Астуриас» составляют самолеты вертикального или укороченного взлета и посадки «Си Харриер». Этот корабль введен в эксплуатацию в 1988 г. Водоизмещение авианосца составляет 17 000 т, в плавание он способен взять до 37 самолетов и вертолетов.
Таким образом, боевые летательные аппараты стали неотъемлемой частью вооружения многих классов надводных кораблей, обеспечивая выполнение широкого круга боевых задач. Это подтвердил высказанный в свое время адмиралом флота Советского Союза С. Г. Горшковым тезис о том, что «длинные руки флота растут со взлетной палубы».
Основное правило авианосца: во время боя главный на палубе — человек в желтой униформе. Его еще называют боссом, маршалом или распорядителем палубы. Именно он регулирует передвижения всех самолетов из мест парковки на взлетную палубу и обратно, руководит процессами пуска и посадки. Так как именно он командует стартом катапульты, его также называют шутером (стрелком).